8 ноября: Неделя 22 по Пятидесятнице. Великомученика Димитрия Солунского; мученика Луппа; преподобного Димитрия Басарбовского, Болгарского ...
Содержание
|
Успение Божией Матери
У нашего известного богослова и проповедника протоиерея Сергия Булгакова (+1944) я как-то прочитал об Успении Богоматери одну интересную мысль: «Праздник Успения есть Богородичная Пасха, и в этот день надо было бы приветствовать друг друга взаимным пасхальным приветствием: „Пречистая воскресе!“ — „Воистину воскресе!“».
Что он хочет этим сказать? То, что Богородица воскресла и взошла на небо! Она стала первым человеком, который осуществил в себе конечную цель творения — преображение и прославление человека, а через него — и всего космоса. Характерно уже само слово «успение». В славянском и древнерусском языках оно означало «засыпание, сон». Именно так думают святитель Димитрий Ростовский (+1709): «Матерь Божия умирает бессмертной смертью»; и святитель Филарет Московский (+1867): «Видите ли тайны и чудеса Успения Божией Матери? Видите ли торжество земное и вместе небесное? Видите ли лёгкий, кратковременный туман смерти, сквозь который ясно и величественно просиявает вечная жизнь? Видите ли гроб, превращённый в окно, открытое в невидимый мир, к пренебесному свету?». Есть древнее предание об Успении Богоматери. Кратко оно выглядит так. Незадолго до своей кончины Дева Мария поселилась в Иерусалиме, где часто посещала места, связанные с жизнью Своего Сына. К Её смертному часу в Иерусалим чудесным образом собрались апостолы. Её Пречистое тело лежало в горнице, и его осеняло дивное облако. По завещанию Девы Её тело погребли в одной из пещер Гефсиманского сада в гробнице Её родителей и Иосифа Обручника. Апостол Фома не успел прибыть на погребение. И когда в третий день для него открыли пещеру, тела Божией Матери не оказалось в гробнице. Оно было взято на небо. А у святителя Епифания Кипрского (+403) сохранилось даже описание внешности Приснодевы: «Рост Её был средний; цвет лица как цвет зерна пшеничного; волосы светло-русые и несколько златовидные; взгляд быстрый, проницательный; глаза цветом напоминали масличный плод; брови немного наклонённые, тёмные; нос средний; лицо не совсем круглое; руки и пальцы продолговатые… У Неё не было никакой гордости, во всём простота, без всякого притворства… Одежды Её были просты, без всяких искусственных украшений. Словом, во всём в Ней проявлялась проникавшая Её благодать». Но почему Пречистая Дева не миновала смерти? Как могла умереть Та, Которая дала Своё человечество Богу и родила Сына Божия, ставшего Человеком? Та, Которая добровольно стала средством к воплощению и была очищена Духом Святым? Ведь мы же верим, что в День Пятидесятницы Дух Божий сошёл на Неё ещё раз. И теперь уже Он Сам стал средством Её обожения. Святитель Филарет Московский видит две причины. С одной стороны, Она Сама добровольно подчинилась условиям человеческой жизни вплоть до смерти, потому что «не хотела пребыть совсем непричастной смерти, когда Её Пребожественный Сын вкусил смерти». Она как бы повторяла вольное истощание (кенозис) Своего Сына, хотя смерть уже и не имела над Ней власти. С другой стороны, с этим Её желанием соединялось особое действие Божественной педагогики. После победы Христа над смертью возникала опасность, что к ней станут относиться с беспечностью, от которой один шаг до отчаяния: «После решительной победы над смертью нужно было, для возбуждения к подвигу и осторожности в деле спасения душ, показать ещё оставшуюся некую силу смерти, и показать в такой личности, которая была ближе всего к участию в победе над смертью». В ком? — В Пресвятой Деве! И вот эта Личность, носившая в Себе Бога, входит в совершенное единство с Божеством и сидит одесную Сына. На языке Церкви это означает соединение Богоматери с Сыном и вхождение в Его славу. Мне очень нравится, как умно об этом сказал тот же отец Сергий Булгаков: «Богоматерь дала Сыну Своему человеческое естество, Свои тело и кровь. Сын же возвращает Ей его (тело) прославленным Божественной славой и силой, совершенно обоженным, так что Сын и Матерь становятся уже едины в этой обоженности, с отсутствием всякой преграды между Ними». А это значит, что Она переступила грань, отделяющую нас от будущего века. По мнению святителя Григория Паламы (+1359), свободная от условий времени, Она является причиной того, что Ей предшествовало, и одновременно главенствует над тем, что наступило после Неё. Она дарует вечные блага. Именно через Неё люди и Ангелы получают благодать. И вообще, ни один дар не принимается в Церкви без Божией Матери — начала Церкви прославленной. Успение Божией Матери — древний праздник. Уже В IV веке он был повсеместно известен. Первоначально Успение Богородицы (depositio) совершали 3 февраля, а 28 августа отмечали Взятие Её на небо (assumptio). Всеобщее же празднование 28 августа установлено в 582 году византийским императором Маврикием (+602). В общем, Успение — день торжества жизни над смертью и воскресения из мёртвых, только теперь не Богочеловека Христа, а человеческой личности — Пречистой Девы Марии, а в будущем — и всех нас. Отметим это в своей памяти! Протоиерей Владимир БАШКИРОВ
профессор Минской духовной академии, доктор богословия 28.08.2019 к содержанию ↑
Рассказать друзьям:
Друзья!Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами. Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея. |