8 ноября: Неделя 22 по Пятидесятнице. Великомученика Димитрия Солунского; мученика Луппа; преподобного Димитрия Басарбовского, Болгарского ...
Содержание
|
Приговор исполнен в день вынесения
5 декабря день памяти святителя Иоасафа Могилевского
Родился будущий святитель в городе Прилуки Полтавской губернии в родовом имении князей Жеваховых и был назван Владимиром. Жеваховы — древний княжеский род. Своим родоначальником они считали Картлоса — первого владетеля Кавказа и родоначальника грузин. Его потомок Джавах I, царь Джавахетии, живший за несколько веков до Рождества Христова, и дал имя роду Джаваховых. В XVIII столетии князь Шио Джавахов принял русское подданство и положил начало российской ветви древнего княжеского рода, который по-русски стал именоваться — Жеваховы. Благочестивая мать будущего епископа, княгиня Екатерина Жевахова, происходила из рода великого русского святителя и чудотворца Иоасафа Белгородского. Владимир Жевахов получил юридическое образование. Начал свою службу как чиновник особых поручений старшим советником Киевского губернского правления. С октября 1908 г. действительный член Православного миссионерского общества, член-учредитель Православного Камчатского братства, основанного будущим митрополитом, тогда иеромонахом Нестором (Анисимовым). Был ревностным почитателем святителя Иоасафа Белгородского, 15 декабря 1910 г. указом Священного Синода назначен членом комиссии по устройству раки для честных мощей святителя Иоасафа — чудотворца Белгородского. В марте 1912 г. общим собранием членов Курского Знаменско-Богородичного миссионерско-просветительского братства избран его почётным членом. Князь Жевахов был участником монархического движения в Киеве, являлся членом старейшей патриотической организации — Русского собрания. В 1911 г. князь познакомился с игуменом Валентином (Коротенко), который первым поведал ему о новооткрытом древнем пещерном Свято-Троицком Ионинском монастыре. Пользуясь своим влиянием и связями, князь Жевахов возбудил ходатайство об аренде принадлежащего крепостному инженерному управлению участка земли, которое благодаря его энергии быстро получило ход, заключил контракт на аренду участка земли сроком на 6 лет. Владимир Давыдович на личные средства организовал раскопки Зверинецких пещер. В 1912 г. князь основывает фонд, который позволяет собрать средства и начать строительство надпещерного храма Рождества Богородицы с приделом в честь Святителя Иоасафа Белгородского. Был основан самостоятельный скит с наземным храмом Рождества Божией Матери с приделом святителя Иоасафа Белгородского (церковь стояла на плато над пещерой; освящена в 1914 г.). А далее следовал трагический период октябрьского переворота… Скит упразднили, храм уничтожили. Пещеры разворовывались. Всё время революции и гражданской войны Жевахов провёл в Киеве. Весной 1919 г. в самое страшное время чекистских злодеяний братьев Жеваховых, Владимира и Николая, приютил у себя настоятель скита Пречистыя под Киевом игумен Мануил. Несмотря на неоднократные облавы, братья остались неузнанными. Со временем, как только это стало возможным, Владимира Жевахова назначают попечителем Зверинецких пещер и старостой надпещерного храма. Все эти годы он добивался передачи земли над пещерами в частную собственность скита, но с приходом новой власти осуществить этот замысел было практически невозможно. Тем более последовал его арест. Освободившись через семь месяцев, Владимир Жевахов подаёт прошение на имя патриарха Тихона об иноческом постриге. 11 декабря 1924 г., в 11-ю годовщину со дня освящения первого престола храма на Зверинецких пещерах, он принял монашеское пострижение с наречением имени Иоасафа, а в 1926 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Курской епархии. Получив возможность с амвона взывать к пастве, ничего не боясь, правдиво обличая беззаконие, новопоставленный епископ сразу же вызвал недовольство безбожной власти. Уже через два месяца после рукоположения епископ Иоасаф подвергается аресту и этапированию в Соловецкий лагерь особого назначения. В октябре 1929 г. епископа Иоасафа переводят в ссылку в Нарымский округ Восточно-Сибирского края. Освободившись в 1932 г. из шестилетнего заключения, он принимает назначение на Пятигорскую кафедру. Но через год следуют новый арест и десять лет ссылки в Севкрай. Здесь епископ Иоасаф знакомится со святителем-хирургом Лукой (Войно-Ясенецким). Архангельская ссылка надолго связала этих исповедников и подвижников благочестия узами глубокой христианской дружбы. Но суровый северный климат подорвал слабое здоровье измученного тюрьмами владыки. Как инвалида его переводят под надзор в Московскую область. С июня 1934 г. он принимает назначение на должность управляющего Могилевской епархии и вновь возвращается к пастве. Однако болезнь не позволила владыке продолжать епископское служение. Он уходит на покой и поселяется в Белгороде, на земле, хранящей память о его святом предке. Очередной арест ожидал епископа в 1936 г. Обвинение было вынесено в духе той эпохи — «руководство контрреволюционной фашистской организацией церковников». Продержав епископа Иоасафа более года сначала в белгородской тюрьме, а потом под надзором в Новгородской области, в конце 1937 г. его доставляют для суда в Курск. Приговор был вынесен 4 декабря того же года: «высшая мера наказания — расстрел» и исполнен в день вынесения. Так, в праздник Введения во храм Царицы Небесной Господь соблаговолил ввести в Небесный чертог Божия Царствия своего верного раба, достойно и непоколебимо несшего благое иго Христово. Из одиннадцати лет своего епископства священномученик Иоасаф пробыл на свободе всего около двух и не уклонился в возникшие в то нелёгкое время расколы Православной Церкви. В мае 1990 г. прокуратура Белгородской области реабилитировала епископа Иоасафа, а 17 июля 2002 г. в день памяти Святых Царственных Мучеников решением Священного Синода владыка был включён в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века. Святитель Иоасаф присоединён также к числу белорусских святых. День памяти его 5 декабря (22 ноября ст. ст.). Подготовил Виктор ПОПОВ к содержанию ↑
Рассказать друзьям:
Друзья!Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами. Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея. |