8 ноября: Неделя 22 по Пятидесятнице. Великомученика Димитрия Солунского; мученика Луппа; преподобного Димитрия Басарбовского, Болгарского ...
Содержание
|
Владимир «Красное Солнышко»28 июля — день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, крестителя Руси
Воссев на великокняжеский престол и постепенно набираясь опыта в ведении государственных дел, Владимир стремится к укреплению Руси и собственной княжеской власти. Защищая западные границы, он в 981 г. освобождает от поляков Перемышль, Червен, Волынь, в 983 г. идёт походом на литовское племя ятвягов. Подчинив своей власти многочисленные племена завоёванных им областей и городов, князь Владимир через год совершает большой поход против Волжской Булгарии и Хазарского каганата. Политика укрепления единства государства затронула и языческие культы подчинённых ему племён и народов. Главным богом Владимир объявил Перуна «и поставил кумиры на холму вне двора теремного: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь». Стремясь воссоздать язычество во всей полноте, Владимир устраивал культовые торжества и игрища, сопровождавшиеся жертвоприношениями, состязаниями и поединками. Летом 983 г., после возвращения из похода на ятвягов, решили отпраздновать победу человеческим жертвоприношением. Для этой цели был брошен жребий, который выпал на отрока Иоанна. Отец отказался дать сына княжеским дружинникам и обличал языческих богов: «Не боги это, а простое дерево: нынче есть, а завтра сгниёт; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо и землю, и звёзды, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам!» Разъярённые язычники подрубили опоры дома, крыша и стены его обрушились, отец и сын погибли. Трагическое событие заставило князя задуматься, во многом переосмыслить отношение к язычеству. Сыграло свою роль и то, что европейские христианские державы относились к языческой Руси как к стране «варварской», что в определённой мере снижало её авторитет на международной арене. К этому периоду относится рассказ летописца об испытании вер. Первыми в княжеский дворец явились посланцы волжских булгар, исповедовавших мусульманство. Владимир отверг его как образ жизни, совершенно чуждый славянству. На смену мусульманам пришли католические послы. Князь ответил им: «Идите откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Затем пришли «хазарские евреи», то есть придерживающиеся иудаизма хазары. Их миссия также закончилась неудачей. Ничего не смогли они ответить на справедливые вопросы Владимира: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?» Наконец из Константинополя прибыл учёный богослов и философ для свидетельства перед князем о православном вероучении. Большое впечатление на Владимира произвела икона, изображающая Страшный суд. «Если хочешь с праведниками справа стать, — обратился к нему философ, — то крестись». Чтобы окончательно решить вопрос о принятии новой религии, Владимир послал в разные страны специальные посольства. Пришедшие из «греческой земли» не могли скрыть своего восхищения. «Ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Большую роль играла и значительная укоренённость к тому времени Православия на Руси (достаточно вспомнить князей Дира и Аскольда, крещение княгини Ольги). Так окончательный выбор был сделан в пользу Православия. Но «гордость могущества и славы не позволяла также Владимиру унизиться, в рассуждении греков, искренним признанием своих языческих заблуждений и смиренно просить крещения: он вздумал, так сказать, завоевать веру христианскую и принять её святыню рукою победителя» (Н. Карамзин). Снарядив многочисленное войско и флот, князь Владимир подступил к стенам крымской крепости Корсунь. Осада была долгой и изнурительной, гарнизон и жители города отбивали все приступы русских воинов. Один из сообщников Владимира передал из Корсуни о находящемся к востоку от крепости колодце, из которого вода по трубам поступает к осаждённым. После того как этот источник был перекрыт, изнемогшие от жажды горожане вынуждены были сдаться. Взяв город, Владимир послал в Царьград письмо с такими словами: «Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу: если не отдадите её за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». В ответе из Византии говорилось, что непременным условием брака должно быть принятие Владимиром Крещения. Князь согласился, и царевна Анна отправилась в Корсунь. «Она же села в корабль, попрощалась с ближними своими с плачем и отправилась через море. И пришла в Корсунь, и вышли корсунцы навстречу ей с поклоном, и посадили её в палате. По Божественному Промыслу разболелся в то время Владимир глазами и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: «Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не избудешь недуга своего». «Епископ же Корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тотчас же прозрел Владимир». Летописец сообщает далее о торжественном обручении и браке Владимира и Анны. Русское войско оставило Корсунь и во главе с князем возвратилось в Киев. Став христианином, Владимир со всем усердием взялся за насаждение новой веры в своём народе. Киевляне крестились в водах Днепра (согласно церковному преданию, это произошло 1 августа 988 г.). Идолов уничтожили, на их месте спешно возводились деревянные храмы, началось строительство каменной Десятинной церкви. В 992 г. была основана Полоцкая епархия — первая на нынешних белорусских землях. Вошла в историю и жена князя Владимира — Рогнеда, которая десять лет прожила в Заславле, приняв монашество с именем Анастасии. Набожность и милосердие князя Владимира сделали его героем народных былин, «Красным Солнышком». Протоиерей Павел БОЯНКОВ
27.07.2018 к содержанию ↑
Рассказать друзьям:
Друзья!Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами. Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея. |