5 декабря: апостолов Филимона и Архиппа и мученицы Апфии; священномученика Иоасафа, епископа Могилёвского ...
Содержание
|
Преподобный Макарий Александрийский
1 февраля — память преподобного Макария Александрийского
Родился в Александрии в 295 г. В молодые годы торговал овощами. В сорок лет крестился, после чего отрёкся от мира и сделался иноком. Позже принял священный сан и начальство над монастырём, называемом Келлии. Святой вместе со своим близким другом преподобным Макарием Египетским были учениками преподобного Антония Великого. Когда преподобный узнавал, что кто-либо совершает некий подвиг, то он сам старался подражать таковому и тщательно выполнял то же самое. Так, узнав, что в Тавенском монастыре в Великий пост не вкушают ничего, приготовленного на огне, преподобный Макарий положил себе за правило 7 лет не вкушать такой пищи, даже хлеба. Случилось, что преподобному прислали очень вкусных ягод. Постник захотел полакомиться ими, но потом решил воздержанием победить своё желание, и отослал ягоды более слабому брату. Но и тот, приняв посланное, поступил так же, хотя сам голодал. Таким образом, ягоды обошли многих братий и снова вернулись к авве Макарию нетронутыми. Он принял их как драгоценный подарок и возблагодарил Бога за таковую добродетель воздержания всей братии. Сам он так и не отведал угощения. Из этого примера видно, что этот светильник пустыни не только сам был великим подвижником, но ещё и смог воспитать столь высокие добродетели в других. Поражают суровые приёмы, которыми аскет обуздывал свою плоть. Он раздробил хлеб, положил куски сухарей в сосуд с узким горлом и ел в день лишь кусок, который можно было достать за один раз: «Сосуд мой не позволял есть столько, сколько бы я пожелал». Также ограничивал монах и воду, и всё это в продолжение трёх лет. Однажды, желая вконец побороть сон, он не входил под кров кельи в течение 20-ти суток, днём изнемогая под палящим египетским солнцем, а ночью замерзая от холода. Как рассказывал сам преподобный, от такого подвига высох его головной мозг, и если бы он ещё дольше не спал, то сошёл бы с ума: «Насколько я имел силы, я одолел сон, но человеческой природы, требующей сна, я не был в силах одолеть, а потому и должен был повиноваться ей». Для победы над блудным бесом умертвитель страстей шесть месяцев просидел нагим в болоте, поедаемый комарами размером с осу. Когда вернулся, его узнали только по голосу… О строгости и требовательности к себе говорит и другой случай. Когда однажды святой убил комара, он осудил себя как убийцу и мстителя на съедение второй раз. Как-то раз, когда угодник Божий копал колодец для иноков, его ужалил аспид. Ужаленный произнёс: «Так как Господь мой не послал тебя на меня, то как осмелился ты приблизиться ко мне и укусить меня?» И растерзал змия. И остался здоров от укуса. «Однажды я пожелал так поправить свой ум, — вспоминает авва Макарий, — чтобы ни о чём земном не помышляя, он пребывал в непрерывном созерцании Единаго Бога, ни на мгновенье не отлучаясь от Него. Для сего богомыслия я назначил себе пять дней и повелел своему уму: «Смотри, не сходи с небес! Ты имеешь там вместе с тобой все силы небесные и Творца их Бога. Итак, оставайся на небе и не спускайся в поднебесную, чтобы не впасть тебе в земные помышления». Преподобный простоял двое суток, вперив ум горе, и так этим раздражил дьявола, что тот, обратившись в пламень, сжёг всё в келье; даже рогожа, на которой стоял молитвенник, загорелась. «Устрашившись этого, я на третий день оставил своё намерение. Будучи не в силах более удерживать свой ум в помыслах о небесном, я снизошёл, по изволению Божию, до земных помыслов, дабы не впасть в грех высокоумия». Епископ Палладий свидетельствует, как к святому приходил за исцелением пресвитер, у которого голова была так изъедена болезнью, что со стороны затылка виднелись зубы. Но обычно милостивый авва отказался принять просителя: «Он не достоин исцеления». Оказалось, что священник этот после прелюбодеяния дерзнул совершить Литургию и за то был наказан Богом. Святой Макарий призвал его к исповеданию греха, взял с него обещание не священнодействовать и не грешить и исцелил. В различных местах безмолвник имел четыре кельи. Все они — без окон и дверей, в одной из них не было даже возможности вытянуть ноги. В келье, в полной темноте и безмолвии, богомолец пребывал все дни святой четыредесятницы. В просторной же келье пастырь принимал посетителей. Бес пытался искушать старца тщеславием. У отца Макария появились мысли, что ему нужно уйти из пустыни в Рим, чтобы помочь многим страждущим изгнать нечистых духов. Преподобный лёг на пол, протянул ноги за порог кельи и сказал: «Влеките меня, бесы, если можете, а сам я не пойду!» И так пролежал до ночи. Ночью же помышления с великой силой напали на него. Тогда святой взял корзину вместимостью два четверика, наполнил её песком и, возложив на плечи, стал ходить по пустыне. Встретивший его инок спросил: «Отче, что ты носишь? Отдай мне твою ношу, а сам трудись». «Я томлю томящего меня, — отвечал анахорет, — когда он зовёт меня странствовать». Измучив так своё тело, он одержал победу над помыслами. Преподобный Серафим Саровский подражал некоторым подвигам преподобного Макария. Например, в пустыньке святого Серафима для молитвенных бдений был дом без окон и дверей. Святой Макарий многих исцелил. Иногда это удавалось не сразу. Так, одну расслабленную девицу из Фессалоник он 20 дней помазывал святым елеем и молился, пока болящая не стала здорова. Раз гиена принесла святому целебнику своего слепого щенка. Милосердный отец плюнул щенку в глаза, помолился, и тот прозрел. Гиена в благодарность притащила огромную баранью шкуру. Пустынник принял её только после того, как взял с хищника обещание более не воровать овец. Гиена преклонила колени и голову, показывая, что повинуется. По молитве святого прозорливца Господь показал ему козни бесовские против иноков во время богослужения. Когда бесы касались глаз инока, тот начинал дремать. Перед иными нечистые духи ходили в виде женщин, и ум тех иноков прилеплялся к соблазнительным образам. Перед третьими демоны разворачивали вид бурной «созидательной» деятельности, и те монашествующие начинали наполнять свои сердца попечениями о делах вместо молитвы. А от некоторых, если бесы начинали делать нечто подобное, враги Божьи и человечьи были отгоняемы некой силой и более не осмеливались приближаться к ним. Зато над невнимательными к молитве слабейшими братьями бесы надругивались, сидя на их шеях и плечах. Тайнозритель видел, как недостойно причащающимся бесы влагали горящие угли вместо причастия. От причащающихся достойно они далеко отбегали… Свою полную подвигов жизнь преподобный Макарий Александрийский мирно окончил в столетнем возрасте — около 394–395 гг. к содержанию ↑
Рассказать друзьям:
Друзья!Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами. Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея. |