4 октября: Неделя 17 по Пятидесятнице. Апостола от 70-ти Кодрата; святителя Димитрия Ростовского ...
Содержание
|
Святитель из полоцких князей
16 февраля день памяти святителя Симеона, епископа Полоцкого
Происходил святитель Симеон из полоцких князей. Но, будучи образованным и богатым, возжелал он избегнуть искушений мирской жизни, найдя пристанище в одном из полоцких монастырей. Долгие лета трудов усердных в молитвах и посте укрыли Симеона от мира. Но по воле Божией не суждено было вере Симеоновой остаться «святыней под спудом» — рукоположен был чернец в сан священнический, а затем избран епископом родного Полоцка. Летописец никоновский описал для нас святителя. Был он «смыслен зело и силён в книгах Божественного Писания, учителен, добродетелен, нищия и сироты и вдовицы жаловаше, и обидимых заступляше, и насилуемых избавляше». Возложив на себя бремя святительское, святой Симеон понёс все тяготы забот о епархии. Сохранилась древняя грамота, повествующая, что был святой Симеон основателем Никольского монастыря, что за Полоцком на Лучне, что строились при епископстве его иные храмы и обители. Святитель стяжал дар проповеди и учительства, учил народ, обличал грехи власть предержащих. Однажды зазвал святого Симеона к себе на пир Константин, князь полоцкий. Желая укорить пред духовным отцом своего тиуна — городского судью, спросил святителя: «Где будут тиуны на том свете?» Отвечал Симеон: «Тиун будет там, где и князь». Не по душе пришёлся такой ответ князю, и спросил он: «Да ведь тиун творит неправедный суд, берёт мзду, людей продаёт, мучит и лиходейничает; при чём же здесь я?» Владыка разъяснил: «Если князь добрый и богобоязненный, людей милует, любит правду да поставит тиуна — человека доброго и богобоязненного, умного и правдолюбивого, то князь будет в раю и тиун его будет с ним. Если же князь не имеет страха Божьего, не жалеет христиан, не думает о сиротах и вдовах и поставит начальника злого, не ведающего закона Божьего, творящего неправедный суд, лишь о том заботящегося, как князю товар добывать, а людей не щадящего; такой князь всё равно что на людей напускает безумца, дав ему меч, ибо наделяет властью человека злого и тем самым губит людей; такой и князь будет в пекле, и тиун его с ним». Смел был владыка с власть имущими. От того, как говорили, и пришлось ему оставить полоцкую кафедру. Но более вероятно, что Симеон вынужден был искать прибежища в соседних землях из-за междоусобной войны, начавшейся после убийства в 1263 г. великого князя литовского Миндовга. Был убит и племянник Миндовга — полоцкий князь Товтивил, родич Симеонов дальний. Опасаясь за свою жизнь, святитель оставляет пределы Полоцка и отправляется в Тверь. Пригласил же владыку перебраться в Тверь киевский князь Ярослав Ярославович, сделавший Тверь стольным градом. Тверская земля принадлежала в то время Полоцкой епархии, поэтому понятно, почему там нашёл укрытие и радушный приём владыка полоцкий. Живя в Твери, епископ Симеон был любим народом, почитаем среди духовенства. Однако судьба уготовила престарелому владыке новые испытания. В лето 1276 г. сильный пожар испепелил все, кроме одного, тверские храмы, а ещё через шесть лет огонь вновь уничтожил церкви и жилища. Нужно было отстраивать город заново. В лето 1285 г. святой Симеон, помолясь, начал исполнять, может быть, главное дело в своей жизни: на месте старого деревянного Космо-Дамиановского соборного храма им благословляется возведение каменной церкви во имя Спасителя. Находясь уже на склоне дней, святитель осознаёт, что построение Спасской церкви станет последним его свершением. Предчувствуя близкую кончину, святой Симеон освящает переносной престол, дабы проводить богослужение — пусть даже и в незавершённом храме. Но Господь судил подвижнику дождаться окончания строительства, так же, как суждено было увидеть рождённого Христа праведному Симеону Богоприимцу — небесному покровителю Симеона Полоцкого. В лето 1289 месяца февраля дня 3, в день памяти Симеона Богоприимца, и скончался епископ Симеон. Церковное почитание святителя Симеона началось вскоре после его смерти, но сожжённые в огне войн страницы истории не сохранили сведений о том, произошла ли его официальная канонизация, были ли написаны служба, житие и икона… Нетленные мощи святого почивают под спудом в тверском кафедральном соборе. Виктор ПОПОВ, кандидат богословия к содержанию ↑
Рассказать друзьям:
Друзья!Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами. Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея. |