В 2012 году жители строящегося в пригороде белорусской столицы микрорайона Колодищи-2, собрав инициативную группу, подали в епархию прошение о регистрации общины. Правящий архиерей (тогда это был митрополит Филарет (Вахромеев)) рассмотрел его и благословил создавать приход, возводить храм. Настоятелем назначил молодого священника — Петра Черепенникова, которому в прямом смысле начинать пришлось с нуля. И было это в преддверии Великого поста.
— Приезжаю, — а тут бурьян и заросли. Но что делать? Потихоньку, шаг за шагом, с Божией помощью мы начали трудиться, — рассказывает батюшка об истории образования Христорождественского прихода в Колодищах. — В Великую Субботу установили на въезде поклонный крест и задумались: где же молиться, пока будет идти стройка (возвести храм вместимостью 300 человек — дело-то не быстрое). Временный вагончик для богослужений прихожане ставить не хотели, поэтому решили соорудить маленькую деревянную часовню, что и сделали. Однако владыка Филарет благословил освящать её полным чином — как храм.
— Почему решили посвятить этот храм-часовню святителю Спиридону, а не, например, святителю Николаю Чудотворцу, имя которого более известно?.. Или праведному Лазарю, в день памяти которого поставили поклонный крест на въезде в микрорайон?
— Святителя Спиридона почитают многие жители посёлка, почитаем он и в моей семье. Мы единогласно пришли к мнению освящать храм-часовню в честь любимого святого.
Он — великий чудотворец, который ведёт нас по пути основания прихода и содействует в строительстве, помогая решать всевозможные технические и хозяйственные вопросы. Например, в день его памяти — 25 декабря 2013 года, когда мы впервые служили акафист, — решился вопрос с утварью для будущих богослужений, благодаря чему на Рождество 2014-го смогли отслужить первую Литургию.
— И храм освятили?
— Нет, храм тогда не был освящён, служили на подписанном антиминсе. Освящение состоялось в Лазареву субботу. К нам приезжал правящий архиерей — митрополит Павел.
Сейчас по субботам мы совершаем Всенощное бдение, по воскресеньям — Литургию. Среди недели, если есть праздничные дни, в храме проходят службы. А с 2013-го каждую субботу утром в 10:00 читаем акафист нашему небесному покровителю.
— Какая у вас община?
— Во-первых, очень молодая, потому что посёлок молодой… Наш приход — третий в Колодищах. По соседству — храмы Вознесения Господня и Успения Богородицы. Они появились раньше, и там окормляются жители первого микрорайона. К нашему храму относится коттеджная застройка «Колодищи-2» или, как многие её называют, Полигон. Это довольно большой микрорайон, но ещё до недавнего времени здесь проживало не так много людей — не было ни дорог, ни транспорта, ни магазинов. Сейчас, благодаря развитию инфраструктуры, ситуация меняется.
Пока прихожан немного, нам хватает существующего храма-часовни. Но радует, что община растёт, крестятся новые люди. Бывает, что на службе три-четыре семьи — и всё, полный храм. Почему? Потому что у них по три или четыре ребёнка. В день службы может быть 50 причастников-детей.
— Как с детьми работаете?
— У нас действуют две группы воскресной школы. Сначала в храме проводили занятия, сейчас организовали небольшое помещение, где есть стол, доска — словом, всё как нужно. Ребята изучают Закон Божий, есть пение и творчество. Занятия проходят по выходным дням. За храмом организована детская площадка с качелями, песочницей, горками — летом там многолюдно.
— С какими трудностями приходится сталкиваться при строительстве храма?
— Ответ будет банальным — не хватает средств. Храмы ведь строятся на пожертвования, а не как думают многие — по утверждённому бюджету неких центров. Мы строимся медленно. Долго занимались проектированием, согласованием документов и получением разрешений. После того, как залили фундамент, стройка на год заморозилась. Потом милостью Божией появилась возможность привезти кирпич. Кто-то что-то пожертвует, — и мы делаем дальше на ту сумму, которую собрали. Бывает, строим в долг, потом возвращаем.
— Колодищи-2 — микрорайон развивающийся, люди деньги тратят на обустройство собственных домов, а на храм пожертвовать, наверное, — как придётся?
— Есть такая трудность. А ещё пока многие и не переселились. Да и когда нет нужды ходить в храм, люди не обращают внимания на строительство.
Молодые думают, что успеют в старости, на пенсии, прийти. Часто замечаешь возле ближайшего магазина активность, а на службе — 3–5 человек. Такая отрешённость людей от участия в жизни прихода — это отголосок времени, когда народ пытались отдалить от Бога, и поэтому люди не понимают, что это их храм, их община, что они должны заботиться о ней.
— Как можно помочь храму?
— Кроме того, что можно прийти лично и положить в скарбонку, у нас есть расчётный счёт BY48RSHN30156441500160000000 в белорусских рублях в ЗАО «Банк Решение», 220035, город Минск, улица Игнатенко, 11, БИК 153001288, УНП 100789114. Религиозная община «Приход храма Рождества Христова агрогородка Колодищи Минского района Минской епархии Белорусской Православной Церкви». Адрес: Минская область, Минский район, Колодищи, улица Рублёвская, 37.
— Пожертвовать один раз на храм легче, чем регулярно ходить на богослужения. А это ведь важнее. Как прийти к Богу?
— Для того, чтобы человек мог прийти в храм, отложив все дела, он должен почувствовать, что это для него необходимость, потребность души. Пока это не появляется, человек, конечно, найдёт множество отговорок не ходить: приезд друзей, гостей, огород… Но если мы будем стремиться к Богу, к Церкви, просвещаться, если будем развиваться в духовном плане, хотя бы посвящая время чтению Священного Писания, духовной литературы, то придём к пониманию, что такое духовная жизнь. Она не во внешнем хождении в храм по субботам и воскресеньям, она в реальном желании человека быть на богослужении.
Бытует мнение, что можно прийти, поставить свечу и уйти, или помолиться в душе. «Зачем ходить каждую неделю? На Пасху хватит!» — говорят некоторые. Но давайте спросим у себя: «Для чего я иду в храм?» — и ответим себе: «Для того, чтобы приобщаться тела и крови Христа, чтобы получить благодать Божию, которая в таинствах и совместной молитве». Но понимаем ли мы это?
Вот сейчас очень многие сетуют: «Детей не приучить к храму». А как же их приучить, если мы им сами отрицательный пример показываем?
Надо постепенно приходить к осознанию, что духовная жизнь должна быть неотъемлемой частью нашей бытовой жизни. Так ведь жили предки. Так должны жить и мы.
— На словах, конечно, всё просто, но как сделать первый шаг к пониманию, осознанию необходимости жить с Богом?
— Тут нет конкретного ответа. Да и я не такой большой мыслитель и советчик в духовных вопросах. Но могу сказать всем известную истину: «Пути Господни неисповедимы, и у каждого — свой путь, Господь каждого по-своему приводит». Но мы обязательно должны помнить, что Бог насильно никогда не действует. Для того, чтобы прийти в храм, у человека должно быть хотя бы малейшее стремление к этому. Если мы сами не пошевелимся, то ничего не получим, проживём жизнь и ничего не поймём. Но опять же, Господь оставляет нам свободу, имея любовь к нам настолько абсолютную, что Он нас насильно не будет спасать.
Прийти в храм — это труд, который Господь ценит. А для того, чтобы Бог нам помог, Он должен видеть наш первый шаг. А первый шаг — пересилить свою лень.
— Отец Пётр, как Вы пришли к Богу? Как стали священником?
— Это было не вдруг. У меня по материнской и по отцовской линии отец, дед и прадед были священниками. Я с детства готовился к тому, чтобы служить в Церкви. После школы поступил в Минскую духовную семинарию и, будучи семинаристом, уже служил дьяконом. Было это в храме апостола Андрея Первозванного в Серебрянке. И где-то через год после хиротонии получил указ на приход в Колодищи. Правда, и сейчас продолжаю служить в Серебрянке, но в будние дни.
— Давно стали священником?
— В 2012-м, практически перед назначением на этот приход.
— Что помните о дедушке, прадедушке?
— До революции мой прадед служил в Орле. Во время гонений его арестовали, он погиб на строительстве Беломорканала. Об этом есть сведения на сайте Орловской епархии.
А дедушка, когда его отца репрессировали, остался с матерью жить в Орле. Семья была многодетная. Когда началась Великая Отечественная война, дедушка ушёл на фронт. Дошёл до Берлина. В Вильнюсе, когда освобождали Литву, встретил мою бабушку. После войны они поженились. Дедушка через некоторое время уволился из армии, затем поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. После рукоположения служил в городе Кибартае, потом в Вильнюсе. Мой отец тоже служил в армии, учился в семинарии в Москве, а после окончания приехал в Минск. Потом получили указ ехать в город Узду, где я, собственно, и родился. Это был 1988 год.
— Небесным покровителем Узды является священномученик Михаил Новицкий. Знаю, что он служил в том же храме, где сейчас служит Ваш отец. Покровительствует ли священномученик Вашему приходу в Колодищах?
— Да, мы молимся священномученику Михаилу, просим его заступничества и в день его памяти — на третий день Пасхи — поминаем его за Богослужением. Поминают и в Узденском храме, где священномученик был настоятелем. Там по окончании Литургии с Пасхальными песнопениями люди идут крестным ходом на место упокоения святого.
— Спасибо, батюшка, за беседу. Пусть Ваш храм в Колодищах быстрее построится, и по молитвам праведного Лазаря, святителя Спиридона и священномученика Михаила в нём будет совершено не одно Рождественское и Пасхальное богослужение.
— Спаси, Господи!
Беседовал Димитрий АРТЮХ
Фото автора и прихожан
18.02.2019