5 декабря: апостолов Филимона и Архиппа и мученицы Апфии; священномученика Иоасафа, епископа Могилёвского ...
Содержание
|
100 лет подвига Ноя
Про Ноя сказано, что он был праведен «в своём роде». Святитель Иоанн Златоуст отмечает, что из этих слов видно нравственное совершенство Ноя: «Из того, что Писание не просто восхваляет Ноя, но добавляет, что он был праведным «в роде своём», явствует, что он был праведным в то время, когда многое препятствовало праведности. И хотя после Ноя прославились многие, он ничем не уступит им, так как в своё время был совершенным». Если все вокруг воры, убийцы и насильники, и мы не участвуем в их злых делах, — какое ещё свидетельство праведности нужно? Чтобы не участвовать в злодеяниях общества, нужно иметь сильный духовный стержень, а чтобы воспитать в этом же духе своих детей, этот стержень должен быть поистине несгибаемым! И мы видим, что Ной действительно был таков — несгибаемый, убеждённый в своих принципах человек, для которого веления совести и воля Божия — не пустой звук. Давайте восстановим последовательность событий подвига Ноя, чтобы в полноте оценить величие этой фигуры. Итак, когда люди настолько развратились, что не сохранилось в них ничего святого и светлого, не осталось ни малейшей возможности для покаяния, тогда Господь определил, что истребит их, и повелел Ною построить ковчег, чтобы тот вместе со своей семьёй смог спастись и таким образом положил новое начало человечеству. В те времена, недалёкие от Адама (Ной — это десятое поколение потомков первого человека), жизнь людей длилась сотни лет. И повеление Божие было дано Ною, когда ему уже было 500 лет (Быт. 5: 32). Конечно, чтобы в одиночку заготовить все материалы и построить огромный ковчег (по оценкам ученых, объём его равнялся объему 200 железнодорожных вагонов) нужна была уйма времени. И Господь промыслительно поставил Ноя в такие условия — Он ждал покаяния развращённых людей. Вот что говорит по этому поводу преподобный Ефрем Сирин: «Такой тяжкий труд возложил Бог на праведника, не желая навести потопа на грешников. Где было Ною взять такие дерева? Где было взять смолы, железа и пакли? Чьими руками мог он сделать это? Откуда мог взять людей, которые помогли бы ему в деле? Кто послушал бы его, когда в роде человеческом растли всяка плоть путь свой? Если бы стал сооружать ковчег сам Ной со своими домочадцами, то не посмеялся ли бы над ним всякий видевший? Однако же Ной приступил к построению ковчега в первый из тех годов, которые современникам его были даны на покаяние, и окончил построение в сотый год». Сто лет длилась постройка ковчега! Недаром Бог говорит перед этим: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6: 3), отмеряя этим предел времени для покаяния. Кто не удивится мужеству Ноя! В течение целого века воздвигать ковчег спасения, вверившись обетованию Божиему! Стоит подумать, как воспринимали соплеменники праведника его постройку. Может быть, в самом начале строительства на любопытные вопросы Ной возвещал всю истину, может быть, в это время его даже и слушали с замиранием сердца от животного страха смерти. Но проходил месяц за месяцем, год за годом, а обещанная кара Божия всё не наступала, и можно было и дальше говорить себе: «Ешь, пей, веселись» (Лк. 12: 19). Насмешки, оскорбления, осуждение и клевета — вот удел Ноя среди современников. Целые поколения вырастали, зная, что есть в селении «чокнутый», который вдали от воды строит огромный корабль… И вот уже почти сто лет строит. Всё это пришлось пережить не только Ною, который знал обетование Божие, но и его жене, и сыновьям, которые слышали о воле Божией только из уст Ноя! Вот уж где ветхозаветное юродство! Ной строил, а Бог всё ждал, пока заблудший народ вразумится, глядя на его подвиг, и покается. Но бесполезно. Христос Спаситель напоминает об этом своим ученикам: «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришёл потоп и погубил всех» (Лк. 17: 26). «До того дня, как вошёл Ной в ковчег»… Но ведь и этим днём для Ноя и его соплеменников всё не закончилось. Мало того, что все окружающие видели эту столетнюю проповедь верности Богу, мало того, что узрели дивное чудо введения диких животных в ковчег, — у них осталась ещё целая неделя, чтобы покаяться! Давайте внимательно вчитаемся в библейский текст: «И вошёл Ной и сыновья его, и жена его, и жёны сынов его с ним в ковчег от вод потопа. И из скотов чистых и из скотов нечистых, и из всех пресмыкающихся по земле по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как Бог повелел Ною. Чрез семь дней воды потопа пришли на землю» (Быт. 7: 7-10). Итак, Бог заранее сообщил Ною, что потоп начнётся спустя семь дней (Быт. 7: 1-4), но, тем не менее… Кто ездил далеко за границу, знает, что такое «чемоданное настроение». Это гнетущее чувство ожидания, лёгкое беспокойство, боязнь перелёта и неизвестности. У нас оно длится пару часов, хотя мы знаем и длительность путешествия, и конечную точку маршрута. У «пассажиров» ковчега острота этого состояния была умножена в десятки раз. Что будет дальше? Чем всё закончится? Сколько продлится опасное плавание? И самый главный вопрос: исполнит ли Господь Своё намерение? Эти вопросы задавали себе, вероятно, все сродники Ноя. Под насмешки окружающих дверь в ковчег закрылась, и целую неделю семейство праведника изнывало в горниле ожидания и неизвестности, пока первые капли дождя не упали на землю. И ещё один момент, подчёркнутый в Библии: «Вошёл в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними. Они, и все звери по роду их…, как повелел ему Бог. И затворил Господь за ним» (Быт. 7: 13-16). Затворил дверь за ними Господь, словно сжёг последний мост, связывающий его с нечестивым миром. «Затворил, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — притом снаружи, так, чтобы праведник не мог видеть, как всё погибало, и от этого чувствовать ещё более сильную скорбь». Удивительно то, что вода прибывала постепенно — в течение 40 дней, — и люди лишались жизни, конечно же, не в одночасье. Но гибель мира, происходившая прямо на Целый год носился ковчег на водам, пока не остановился на горах Араратских. И этот год был последним тяжёлым испытанием для Ноя, ведь в ковчеге не было окон, а значит, не было достаточно солнечного света и свежего воздуха, нужно было кормить зверей, и ели все не досыта, вероятно. Словом, это было время поста и молитвы. И кто знает, может, этот год был самым тяжёлым для Ноя и его семьи во всей этой истории?.. И только потом, после всех этих великих испытаний Бог благоволил ввести этого нового Адама в землю изобилия и покоя. Для нас, братья и сестры, подвиг жизни праведного Ноя — образец сегодня. Мы живём с вами в такие времена, когда для многих наших соседей и родственников активное христианство — признак сумасшествия. И единственно правильная линия поведения в этом случае — юродство Ноя. Несмотря ни на что он продолжал свой столетний подвиг, и даже этим его испытания не закончились. Но он во всём проявил мужество и терпение, как испытанный и верный воин. И нам, возлюбленные, не хватает в наш гламурный век именно этих качеств — мужества и терпения. Знаем мы, как и Ной, что нужно делать и каким образом, но сластолюбие и леность нас сбивают с пути. Мы вроде бы и со Христом, но одновременно и с миром. Вроде бы и ковчег спасения строим, но и в селение на праздники ходим, от судостроительной рутины отвлечься. Тушуемся, когда на нас глядят, скорбим, когда над нами насмехаются, зеваем, когда на нас перестают смотреть. И если мы таковы ещё при строительстве собственного ковчега, что же будет с нами, когда пустимся в плавание в душной, тёмной и скорбной храмине? Время приближается, дни сокращаются, дверь в ковчег затворяется: давай, брат, пора уже прийти в себя, пора опомниться! Иерей Сергий БЕГИЯН, г. Минск
09.09.2020 к содержанию ↑
Рассказать друзьям:
Друзья!Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами. Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея. |