Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

8 ноября: Неделя 22 по Пятидесятнице. Великомученика Димитрия Солунского; мученика Луппа; преподобного Димитрия Басарбовского, Болгарского ...

Содержание
Главная Nota Bene! Читаем Евангелие Библиотека православная Аудиоматериалы Искусство с мыслью о Боге Для детей и родителей "Врата Небесные" Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея
История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты «Поддержите наш проект!»
Рекомендуем


Для чего поститься нужно? (часть первая)


Как печально, что пост намертво связали с едой. Где Рождество и где мясо? Где Пасха и где молоко? Неужели кто-то может всерьёз думать о том, что Бог хвалится нашим отказом от молока и мяса? Поглядят ангелы на Страшном суде на желудок праведника, увидят там овощи и скажут:
 
— Этот благородный человек достоин Царства Небесного. В животе у него одна трава.
 
Для чего поститься нужно? (часть первая) 
Или:
 
— А этот отстоял все монастырские службы и тоже достоин.
 
Только тот, кто всё выстоит на длинных земных службах, выстоит всё и на вечной службе у Царя Небесного.
 
Пишут: «Возникает, однако, вопрос — как соблюдать пост современному работающему человеку? Для ответа на него следует вспомнить, каким критериям должна отвечать постная пища.
 
Во-первых, она должна быть проста, то есть её приготовление не должно забирать много времени. Это время должно быть посвящено молитве и (или) делам милосердия.
 
Во-вторых, количественный состав пищи должен быть уменьшен. Считалось, что избытком пищи или средств, сэкономленных на пище, следует делиться с нищими.
 
В-третьих, качественный состав пищи также изменяется. Для разъяснения откроем Типикон.
 
Типикон предписывает строгий пост (без елея и вина) по средам и пятницам (для монашествующих — и в понедельник). В другие будние дни седмицы разрешается пища с елеем и вином, а в субботу и воскресенье — рыба».
 
А где тут Бог? Пост разве не Христа ради? Елей с вином, и рыба по выходном... Словно наш Бог — Гастроном.
 
Для чего поститься нужно? (часть первая) 
Или вот ещё написали: «Как же может прихожанин обычного городского или сельского храма почувствовать приближение Рождества Христова?», если в «Уставе описаны их отличия от служб, совершаемых в периоды, когда поста нет. Однако на практике по уставу служат разве что в монастырях».
 
Вопрос не шуточный?
 
Как могут почувствовать приближение Рождества горожане, если они не каждый день в храме, а вторую кафизму на утрени не читают?
 
Наверное, никак... Если думать, что мы оправдываемся делами жертвоприношения, и мы — наследники ветхозаветного отношения к Богу. Принёс мяту и голубиц, заплатил 10% на храм и договорился с Богом. А если не ешь мяса, то договорился ещё лучше. А если ешь гадов морских, то ничего — Бог не обидится. Кальмар не селёдка и не корова. В нём нет источника искушений.
 
Для чего поститься нужно? (часть первая) 
1700 лет назад такая постановка вопроса была естественной. Люди, жившие в языческом мире, думали, что всесожжение мяса — вещь, угодная Богу. Но спустя тысячелетие странно повторять слова святого Иоанна Златоуста о настоящем посте:
 
«Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».
 
Святой даже не предлагает дел любви. Знает, что дай Бог большинству хотя бы скрыть своё звероподобие на время поста.
 
Пост — это не диета. Пост — это не стояние часами в храме. Пост — это даже не уклонение от зла.
 
Настоящий пост — это приближение к Богу, начало жизни с Богом, первые шаги у дверей Рая.
 
Зачем человек не ест мясо и долго стоит на службе? Не ест мяса — тренируется обуздывать инстинкты. Стоит подолгу на уставных службах — тренируется беседовать с Богом.
 
Ради чего? Ради того, чтобы заместить в себе инстинкты законом Божиим. Ради того, чтобы научиться слышать не себя, а Бога.
 
Для чего? Ради спасения и возвращения в Рай.
 
Но в Рай берут не тех, кто знает слова Бога. Их знают и бесы. И не тех, кто не ест скоромного. Бесы и постного не едят.
 
В Рай берут тех, кто готов, как Адам, трудиться в Раю. Трудиться душой и телом. Не поститься мясом, а осуществлять правду Божию и воплощать своим трудом замысел Божий о Земле.
 
Для чего поститься нужно? (часть первая) 
А вот тут самое интересное.
 
В чём эта работа Адама, которой мы должны научиться на Земле?
 
По сути, настоящий пост — это прообраз нашей деятельности в Царстве Небесном. Наше упражнение в райской ангельской жизни.
 
Если кто-то знает, в чём дело, то далее можно не читать. А тем, кто не знает, далее читать будет полезно.
 
Тех людей, которые не знают о себе воли Божией, можно сравнить с сухой землёй, ждущей дождя, или народом Израильским, ждущим Мессию.
 
Ветхозаветный народ ожидал откровения и Мессии строгим соблюдением ритуала. Как это до сих пор делают многие из нас. Это ели, другое не ели. Туда ходили, сюда не ходили. И ждали.
 
В это же самое время и Сам Бог ждал момента, когда Ему возможно будет сойти с Неба и найти на Земле хотя бы дюжину человек, из которых можно будет создать Церковь.
 
Для чего поститься нужно? (часть первая) 
Итак, Рождественский пост можно сравнить с ожиданием человечеством Боговоплощения. Бог и люди ждут час «Х». И обе стороны находятся на старте.
 
Готовится Божия Матерь, Которая ни о чём таком не думает, но как любой человек Израиля, Она интуитивно напряжена этим ожиданием.
 
Готовятся рыбаки на озере Кинерет (Киннереф в Ветхом Завете, Галилейское море или Геннисаретское (Тивериадское) озеро в Новом Завете — прим. ред.), и только иногда смотрят в небо и вздыхают: Когда же?
 
Готовятся даже греки и римляне, тоскующие о Божественной любви посреди своего жестокого мира.
 
Это пост — ожидание воплощения.
 
У Бога нет времени. Он вечно источает жизнь. И Он вечно воплощается и внутри Троицы, обретая форму Логоса. И воплощается, непрерывно изливая жизнь всему сущему.
 
Для чего поститься нужно? (часть первая) 
И, конечно, Господь всё время стремится полнее воплотиться в нас самих. Мы ведь не постоянны. Сегодня день ты прожил как ангел, а вчера — как негодяй. Так что Богу есть повод не только до-воплотиться в душе грешника, но и снова родиться в нём, как древо среди пустыни.
 
Скажут, а как же наше крещение? Ведь мы уже удостоились печати Святого Духа?
 
Но если так, то зачем вы причащаетесь? Причастился один раз, миропомазался и довольно.
 
Нет, не так. Принимая печать Духа Святого, мы становимся богоподобными: бессмертными и родственными Богу по благодати. У бесов тоже была своя степень богоподобия, и они имеют дар бессмертия. Но что толку?
 
Человек то свят, то зол, то светел, то мрачен, то любит, то лжёт. Душа человека как ветер — то в солнце над морем чистым гуляет, то крутит мусор в грязном поле.
 
И Церковь, зная такое наше свойство быть непостоянными, установила посты как обновление заветов. Не повтор, а освежение памяти договора с Богом. Возврат к существу договора. И предложение трудов Царства Небесного — как смысла договора.

Иерей Константин КАМЫШАНОВ

Окончание следует…
27.11.2019



к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.