Когда посмотришь вокруг себя, с болью в сердце видишь: люди становятся всё более нетерпимыми, бессострадательными. Причины, породившие это явление, многообразны: экономические неустройства, роскошь немногих и обнищание большинства, низкий уровень культуры и нравственности, конфликты на межнациональной почве, неуверенность в завтрашнем дне. Из-за пустяков возникают ссоры, на первого встречного обрушиваются обиды и раздражение.
Пастырский опыт показывает: человек, не раскрывшийся в своих душевных качествах, начавший строить здание духовных добродетелей, даже точно следуя святоотеческим предписаниям, воздвигает такую стену гордыни и эгоизма, которую потом крайне трудно разрушить. Не став людьми любящими, заботящимися, добрыми, искренними, многие верующие возомнили себя не просто церковными, не просто православными, а во всём правыми.
Плоды нашего «воздержания» — это зачастую разваливающиеся семьи, более или менее благополучные до «воцерковления» одного из супругов… Плоды нашего «благочестия» — наши ближние, которые, перестав быть нейтральными по отношению к вере, превратились в её врагов.
А может, виноваты мы, а не «они»?
— Да, но вроде бы на нас сбывается Писание…
— А если честнее посмотреть на вещи? Вот, к примеру, ты верующая, а муж запил…
— А я за него читаю акафист «Неупиваемая чаша»…
— За него или против него? Любишь ли ты его во время этого чтения? В чём конкретно проявляется твоя любовь?
— А как мне его, пьяницу, любить? В церковь идти не хочет, венчаться не хочет…
Вот такой диалог…
Не раскрывшись в супружестве, отцовстве, материнстве, не научившись быть благодарными детьми, открытыми, верными, любящими людьми, мы ищем духовного, а духовное не даётся нам. Используя наработанные в мирской жизни механизмы достижения поставленных целей, мы достигаем кое-чего в жизни церковной: одни — священного сана, другие — рабочего места в околоцерковных сферах, третьи — привилегированного положения в ближайшем кругу особо чтимых в народе духовников. Но при этом не решается главный вопрос: ради чего? Желание «стать», восприятие церковной жизни как поприща для самоутверждения не дают увидеть главного: где же здесь место Христу, подвигу, заповеданной Им жертвенной любви к ближнему?
Старец Алексий Мечев так говорил об отношениях с ближними: «Будьте теплом и светом для окружающих: старайтесь сперва согреть семью, трудитесь над этим, а потом эти труды вас так завлекут, что для вас уже узок будет круг семьи, и эти тёплые лучи со временем будут захватывать всё новых и новых людей, и круг, освещаемый вами, будет всё увеличиваться».
Казалось бы, всё поставлено на цементе правильных формул: изречениях святых отцов, советах и благословениях духовников. При этом гордость окружающих отслеживается и обличается, а своя — никогда. Аскетика без любви похожа на замок Снежной королевы — холодный, неприступный, но снаружи красивый.
За внешней церковностью, за церковной терминологией «простите», «благословите», «искушение» и так далее, за церковной проблематикой (борьба с экуменизмом, масонством, сектантством) люди иногда хотят спрятаться от движения вглубь, от встречи с самим собой, настоящим…
Нет пользы, если, воцерковившись, мы не засветимся любовью. «Никто не оставался бы язычником, если бы мы были христианами как следует», — сказал Иоанн Златоуст.
Когда в неверующей семье один человек уверовал, у него есть лишь один способ привести к вере остальных: не чуждаться их и не противопоставлять «чистого себя» остальным «грешникам». Если он скажет: «Не приду я на вашу пьянку, празднуйте семейный юбилей без меня, у меня пост!» — он навсегда останется в семье одним верующим. А будет при каждом удобном и неудобном случае «проповедовать» — тоже останется один.
Помните: насилие ради любви убивает любовь. Когда же близкие заметят, что твоя вера помогает разрешению семейных проблем, что из храма ты возвращаешься светлее, чем пошёл туда, что твой мир стал богаче и глубже, чем мир читателей газет — «глотателей пустоты», тогда и они постепенно придут к вере.
Учите детей в первую очередь не тому, как правильно брать благословение у батюшки, а уступать место старику, подавать руку женщине, выходящей из автобуса, причём ради Христа. Перед рассказом о Небесном Отечестве наставляйте детей на любовь к Родине земной. Религиозное воспитание начинается не с чтения «Отче наш», а когда отец учит сына благодарить мать за выстиранную рубашку и приготовленный обед.
Я намеренно не касался духовной глубины, которая проявляется в человеке по мере его воцерковления, а пытался подтолкнуть читателя разобраться в душевном устроении самого себя. И если во время чтения вас вдруг попросят об одолжении, бросьте чтение; оно подождёт. Выполните просьбу, это Сам Господь Иисус Христос через ближнего просит помощи.
Протоиерей Александр ОВЧАРЕНКО,
клирик Запорожской епархии Украинской Православной Церкви
Московского Патриархата
15.04.2019
Рассказать друзьям:
Друзья!
Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.
Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.