15 декабря: преподобного Исе Грузинского; святого Стефана Уроша, царя Сербского ...
Содержание
|
Вселенские Соборы (катехизис)
Важным и неотъемлемым дополнением Священного Предания и Священного Писания, незаменимым источником православного вероучения являются учительные постановления и деяния церковных Соборов.
В течение своей долгой истории Православной Церкви приходилось сталкиваться с различными трудностями, например, при обличении еретиков-лжеучителей. И каждый раз она преодолевала их и принимала соответствующие решения путём достижения единого мнения всех верующих, вдохновляемых Богом и руководимых поставленными свыше пастырями, вначале апостолами, а затем епископами. Такое единство мнений достигалось на Соборах. Как известно, на первый церковный Собор собрались сами апостолы для решения вопроса об условиях принятия язычников в христианскую Церковь (Деян. 15.1-35). В дальнейшем все важные решения на всех уровнях церковной жизни принимались Соборами. В том случае, если на Собор собирались пастыри и учители Церкви со всей Вселенной, он получал название Вселенского. Если же собирались пастыри и учители одной какой-либо области, то Собор был поместным. Вселенский Собор есть высшая на земле власть святой Церкви Христовой, осуществляемая руководством Святого Духа. Первый Вселенский Собор был созван в 325 году в малоазиатском городе Никее. Собор этот осудил и отверг ересь Ария, отрицавшего Божество и предвечное рождение второго лица Святой Троицы, Сына Божия, от Бога Отца (Арий считал Сына Божия только высшим творением). Здесь был утверждён следующий догмат (непреложная истина): Сын Божий есть истинный Бог, рождённый от Бога Отца прежде всех веков, и так же вечен, как Бог Отец; Он рождён, а не сотворён, и единосущен с Богом Отцом. Второй Вселенский Собор был созван в 381 году в Константинополе и осудил лжеучение Македония, отвергавшего Божество третьего лица Святой Троицы, Духа Святого (Македоний учил, что Дух Святой не есть Бог, называл его творением или сотворённой силой, подвластной Богу Отцу и Богу Сыну, наподобие ангелов). Собор этот утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном. В результате двух первых Соборов был составлен Символ Веры (краткое изложение православного вероучения), который и служит руководством для Церкви на все времена. Третий Вселенский Собор был созван в 431 году в городе Эфесе против лжеучения Нестория, который нечестиво учил, будто Пресвятая Богородица Дева Мария родила простого человека Христа, с которым потом Бог соединился нравственно, обитал в Нём как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Собор постановил признать соединение в Иисусе Христе со времени воплощения двух естеств: Божеского и человеческого, и определил исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным человеком, а Пресвятую Деву Марию — Богородицей. На Соборе было строго воспрещено делать в Символе Веры какие-либо изменения и дополнения. Четвёртый Вселенский Собор был созван в 451 году в городе Халкидоне и осудил ересь Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Одновременно Собор определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос в едином лице есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всём подобен нам, кроме греха. Пятый Вселенский Собор был созван в 553 году в Константинополе по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия и повторно осудил эти ереси, тем самым подтвердив истинность учения Церкви о Святой Троице и об Иисусе Христе. Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году в Константинополе против лжеучения еретиков, которые хотя и признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но лишь одну волю — Божественную. Собор определил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое — и по этим двум естествам — две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной. Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году в городе Никее против иконоборческой ереси. Собор определил поставлять и полагать в святых храмах вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и святым, на них изображённым. Так по устроению промысла Божия то зло, которое принесли Церкви еретики-учители, обратилось к её благу. Вселенские Соборы, созданные по поводу этих лжеучений, позволяли выяснить и определить, насколько это было возможно, основные истины (догматы) православной веры. С другой стороны, в борьбе с еретиками возвысились и прославились великие святители и учители (Николай Чудотворец, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Максим Исповедник), которые в своих творениях раскрыли истину Православия и служат украшением и славой Церкви. Символ веры Весь символ состоит из двенадцати членов, в каждом из которых содержится особая истина (догмат) нашей православной веры. На церковнославянском языке он читается так:
Слова «Верую во единаго Бога» указывают на единство истинного Бога; таким образом, языческое учение о многобожии категорически отвергается. Этому не противоречит утверждение о троичности Бога в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой составляют единосущную и нераздельную Троицу. Мы называем Бога Вседержителем потому, что Он как Царь Небесный всем управляет и всё содержит в Своей власти. Господь наш Иисус Христос есть Единородный Сын Божий, то есть Он — единственный Сын Бога Отца, рождённый от Него, как Свет от Света. Воплощение и вочеловечение Сына Божия означает, что Он сделался совершенным человеком, не переставая в то же время быть Богом — Богочеловеком. Наше спасение Иисус Христос совершил Своим учением, жизнью, смертью и Воскресением. Своим Вознесением, происшедшим через сорок дней после Воскресения, Господь наш соединил земное с небесным, указал нам, что и наше отечество на небе в Царстве Божием открыто для всех верующих в Него. Во время второго Своего пришествия Иисус Христос, как Царь, во всём Своём величии придёт на землю, чтобы судить всех людей, как живых, так и умерших. После этого Страшного Суда настанет вечное Царство Христово. Суд потому называется Страшным, что совесть каждого человека откроется тогда перед всеми. Обнаружатся не только злые и добрые дела, но и все сказанные слова, тайные желания и мысли. О церкви Христовой в Символе Веры говорится как о совокупности всех православных христиан, живущих и умерших, соединённых между собой верой и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами. Воскресение мёртвых, которого мы ожидаем, последует одновременно со вторым пришествием Господа нашего Иисуса Христа и будет состоять в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут. При этом тела людей изменятся, станут нетленными и бессмертными. Изменится и весь видимый мир, из тления обратившись в нетление. После всеобщего воскресения мёртвых, обновления всего мира и Страшного Суда Христова наступит вечная жизнь. Для праведных людей она будет радостна и блаженна, соответственно нравственному достоинству каждого. Для нераскаянных же грешников жизнь будущего века будет состоянием вечного мучения, происходящего от удаления их от Бога, ясного представления своих грехов, мучений совести и пребывания со злыми духами. Символ Веры оканчивается словом «аминь», произнося которое, мы свидетельствуем, что всё изложенное в нём есть несомненная и неизменная истина. Ранее на Православном портале Dei Verbo Основы православной веры (катехизис) Протоиерей Павел БОЯНКОВ
продолжение следует… 06.09.2019 к содержанию ↑
Рассказать друзьям:
Друзья!Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами. Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея. |