4 октября: Неделя 17 по Пятидесятнице. Апостола от 70-ти Кодрата; святителя Димитрия Ростовского ...
Содержание
|
Возвращение
Потомки сибирских белорусов преодолели три с половиной тысячи километров, чтобы ступить на землю предков, которые сто тридцать лет назад навсегда оставили родную деревню в Могилёвской губернии и в поисках лучшей жизни уехали в Сибирь. Ко встрече потомственных белорусов в агрогородке Рогинь Буда-Кошелёвского района готовились как к большому событию. Волновались и жители деревни Ермаки Викуловского района Тюменской области, ведь осуществилась мечта всей их жизни. Данное событие знаковое не только для этих людей, но и для многих белорусов. Встречи с ермаковцами прошли в начале июня в Минске и Гомеле.
Белорусско-российский социокультурный проект «Вяртанне», в рамках которого проводились встречи, стал возможным благодаря поддержке международной общественной организации «Бацькаўшчына», а также районных и местных администраций. Самоход — значит белорус Не последнюю роль в осуществлении заветного желания потомственных белорусов сыграл фильм «Самоходы». Это четвёртая совместная работа режиссёра Ирины Волох и искусствоведа Ольги Лобачевской. Три первые картины они снимали на Полесье, последнюю — в Западной Сибири, на самой окраине Тюменской области. Именно сюда в конце XIX столетия из Могилёвской губернии в Тобольскую самоходом, то есть по собственному желанию, пришли белорусы. Причина была простой — семьи большие, не хватало земли. Выходцы из Меркуловичской волости Рогачёвского уезда обосновались в Тарском уезде Каргалинской волости. Первой появилась деревня Ермаки, а следом рядом с ней — деревни Еловка, Осиновка, Жигули и другие. — Оставляли дома и переезжали целыми семьями — и семидесятилетние деды, и их дети и внуки, — отметила Ольга Лобачевская во время минской встречи. — В Сибири люди не потерялись, все перероднились, — рассказала гостья из России Елена Новикова. — Это были чисто белорусские деревни. Елена долго искала информацию о родных в различных архивах и возвращалась на землю предков, восстановив всю родословную. Она знает имена первых родившихся на ермаковской земле и первых умерших. Увидеть родную деревню мечтала её бабушка, которую из Беларуси увезли ещё двухлетней девочкой. Внучка очень хотела исполнить бабушкину мечту, и она приехала, чтобы привезти с собой белорусскую землю и положить её на могилку родного человека. Корни И сегодня о том, что в бескрайней Сибири есть своя маленькая Беларусь, свидетельствуют традиции и обряды, которые бережно хранят жители деревень. Например, уникальный обряд переноса иконы уже утерян у нас, а в Осиновку каждый год на Рождество Христово приезжает много людей. «Пятьсот машин», — по свидетельствам жителей. — Икону, которую принесли с собой наши предки, бережно хранили все поколения. Каждый год эту икону переносят из дома в дом. Независимо от рангов и чинов, все приезжие люди становятся на колени на солому, и над их головами проплывает «абраз», а в это время они молятся, просят здоровья у Бога, — рассказывает Надежда Вычужанина, директор Ермаковского дома культуры. Два года назад появилась в Ермаках часовня в честь Святителя Николая Чудотворца. Этого святого можно назвать покровителем ермаковцев, ведь молились ему предки в храме, который стоял в их родной белорусской деревне Рогинь. Придя на новую землю и построив церковь, самоходы не сомневались, в честь какого святого её освящать. Храм простоял до 1937 г., а на Пасху церковь, заполненную людьми с окрестных деревень, прямо во время богослужения начали громить… Сегодня сохранилось лишь малое количество храмовых икон, которые удалось спасти. Интересно, что в агрогородке Рогинь сейчас тоже строится храм в честь Святого Николая Чудотворца, и на праздник Троицы в основание храма — как символ объединения поколений — была положена земля, привезённая из деревни Ермаки. Вместе с сибирскими белорусами вернулась на малую родину ещё одна утерянная у нас традиция. О ней рассказали ермаковцы: «На Троицу во дворах ставили берёзки, и жители подходили и завязывали на них ленточки. Каждый завязывал их со своим пожеланием. Эти берёзки стояли во дворах до Рождества Иоанна Крестителя. Ещё у нас существует обряд «кумлення»: к берёзке подходили пары (кумовья, друзья, подруги), завязывали веночек и целовались, просили друг у друга прощения, а затем расходились. После начинались у нас гуляния. Ставили «пад бярозку яешню, напитки», садились, гуляли да водили хороводы, песни пели хороводные». Беларусь — в сердце, дом — в Ермаках Во время минской встречи у ермаковцев спросили о том, вернулись бы они назад в Беларусь, если бы для этого, конечно, были созданы все условия? Ермаковцы покачали головами. Здесь, в Беларуси, у них льются слёзы, потому что чувствуют связь со своими корнями, а дома — быт: школа, где учат детей не забывать предков, медпункт, где помогают каждому нуждающемуся, и почта, что приносит пенсию и рассказывает о новостях самым старым ермаковцам. Вся жизнь у них теперь там — в Ермаках. Вадим ЯНЧУК
Фото предоставлены автором к содержанию ↑
Рассказать друзьям:
Друзья!Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами. Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея. |