4 октября: Неделя 17 по Пятидесятнице. Апостола от 70-ти Кодрата; святителя Димитрия Ростовского ...
Содержание
|
Возможно ли разделить Евхаристию?…Я подвизался келейником у Патриарха Ефрема. Он был юмористом и как-то спросил меня:
— Если тебя ишак лягнёт, что ты будешь чувствовать? — Я буду чувствовать боль. — Правильно! Если бы ответил, что обижаешься на осла, то был бы хуже него. Нужно оставаться спокойным, не показывать сатане, что он победил. Нам надо проявлять свою стойкость и веру. С нами Бог! Никто нас не сможет одолеть! Архимандрит Антоний (Гулиашвили) — столп современной истории Грузинской Православной Церкви. Он давно разменял восьмой десяток, а глаза светятся молодостью… — Благословите, батюшка!.. Отец Антоний, я был приятно удивлён результатами опроса, проведённого в Грузии в феврале 2015 года. Более девяноста процентов грузин с одобрением относятся к деятельности Православной Церкви. Сегодня, пожалуй, этот пример уникальный! Тут очевидно преобладание ортодоксального христианства над иными конфессиями. Чем, с вашей точки зрения, объясняется этот факт? — В первую очередь тем, что у нас есть большие заступники перед Богом в лице многочисленных святых мучеников, в лице равноапостольной святой Нины, Георгия Победоносца… А сто тысяч мучеников, что в тринадцатом веке были убиты султаном на мосту над Курой за отказ попрать святые иконы?! Свидетель тех времён пишет, что река превратилась в кисель от их крови!.. Это прошедший этап истории православной Грузии. Есть чему следовать нашим братьям и сёстрам. Не ошибусь, если скажу, что в текущем состоянии дел очень большая заслуга нынешнего Блаженнейшего Патриарха Илии Второго. Мне довелось наблюдать период становления Патриарха Илии. Я вижу, с какими стараниями и переживаниями он исполняет свою деятельность теперь. Более того, сегодня я свидетель множества трудностей и неприятностей, бессонных ночей святителя в беспокойстве о благополучии нашей Грузинской Церкви… Да, безусловно, кроме прихожан в церквах много и «прохожан», но положительные факты и тенденции развития Грузинской Православной Церкви очевидны. ГПЦ, что бы ни говорили некоторые политики, вносит огромный вклад в дружбу народов, в том числе с русским, вместе с Русской Православной Церковью. Об этом свидетельствует хотя бы то, что в храме святого Александра Невского, где мы сейчас находимся, проводятся службы не только на грузинском, но и на греческом и церковно-славянском языках. Службы посещают люди других конфессий, например, армяне; даже мусульмане иногда. В моей молодости, а это пятидесятые-шестидесятые годы, в церкви окормлялась интеллигенция — академики, деятели культуры, получая у нас духовное успокоение. Грузинская Церковь стала приютом в тот период, когда было особое гонение на РПЦ, например, закрыли Глинскую пустынь в 1961 году. Тогда многие монахи скитались, иных заточили в тюрьмы, а другие пришли сюда и остались у нас. Это Митрополит Зиновий — чадо Глинской пустыни, с ним — отец Андроник, отец Серафим... По сегодняшний день в Грузии ещё есть глинские старцы в лице отца Филарета, который был келейником уже почившего отца Андроника. — Грузинское население — всего около пяти миллионов, территория тоже невелика. Однако существуют двадцать семь Православных епархий. Как Блаженнейший Илия Второй справляется с такой нагрузкой? — До его главенства над Грузинской Церковью епархий было всего пять. Остальные созданы его усилиями. — То есть это не трудность в его деятельности, а достижение! — Конечно. До того имелись очевидные кадровые сложности. У Патриарха Ефрема я был келейником, и он говорил: «Сынок, мне лучше иметь пять хороших священников, чем пятьдесят негодных». — Среди современных иереев нередко мнение, что крестятся многие, часть из них посещает церковь, но истинно в Господа верует толика малая. То есть истинного всплеска веры, тяги к Богу, особенно у молодёжи, нет… — Вопрос пространный, а ответ будет из Евангелия: «Не всяк, говорящий «Господи, Господи», войдёт в Царствие Небесное…» И любому крещёному, посещающему церковь, причисляющему себя к истинно верующим, необходимо жить угодно Богу. Не крестись одной рукой, другой рукой делая гадости! Вот мы ходим в храм ставить свечи. А есть притча... В одном монастыре настоятель задавался вопросом, почему люди так бедствуют? И милостью Божией явился ему Ангел. Он предложил настоятелю посмотреть на причины народной беды. Мол, пойдём, сам увидишь! Завёл его внутрь церкви, а там стоит здоровенный мужчина и с остервенением втыкает перед иконой свечи. Ангел сделал так, чтобы его мысли воспринимались слухом настоятеля. Что он слышал? «Господи! Помоги мне развить бизнес! У Ивана всё на мази, а у меня нет! Помоги!..» Ангел повёл настоятеля дальше. Видят, у икон стоит богато одетая женщина и нервно размышляет: «Господи! Почему у Наташки муж зарабатывает так, что у неё самой и у дочки машины новые… А мой охламон приносит домой мало. Наши с ним машины можно считать подержанными!» Настоятель уже было разочаровался в людях, но Ангел подвёл его к маленькой девочке. Она, сложив на груди ручки, стояла на коленках и молилась: «Боженька сделай так, чтобы папа не пил и маму не бил!» Тогда он понял: вот пример, о чём надо Бога просить. Не о прихотях, а о будущей жизни! Опять же мы вспоминаем Спасителя: «Когда молитесь, будьте как дети, думайте о других». Тогда всё получится! — Существуют ли в Грузии общества, где наставляют заблудших, укрепляют подвизавшихся на добрые христианские дела? — Необходим индивидуальный подход. С моей точки зрения, непосредственно батюшка должен вести работу с прихожанами. А в разные организации, общества могут даже жулики попасть. С чадами, кого хорошо знаешь, и они, в свою очередь, доверяют тебе, разговор откровенный, по-настоящему полезный. То же самое — на уровне Церкви. Ведь Церковь — это общество, члены которого должны сплачиваться вокруг своего предводителя, ожидая, при необходимости, от него духовной помощи. — Географическое положение Грузии предначертало ей непростую историю. Были и годы расцвета, при святой равноапостольной Нине, при царице Тамаре, были периоды бедствий. Во многих публикациях на эту тему подчёркиваются две существенных детали. Во-первых, стойкость Грузинского Православия в ответ на предложение латинян-католиков присоединиться в качестве унии и попасть тем самым под защиту Рима. Во-вторых, утверждается, что после присоединения в начале девятнадцатого века Грузии к России, несмотря на определённые успехи и активное развитие Грузинского Экзархата, были существенно ущемлены национальные особенности Грузинской Церкви. Прокомментируйте это, пожалуйста. — С одной стороны, я бы так не утверждал категорически. А с другой… Вспомним книгу «Культурная роль Иверии в жизни Руси», написанную епископом Кирионом (Садзаглишвили); она, по сути, стала существенной причиной, за которую он, борец за возобновление автокефалии Грузинской Православной Церкви, ссылался в различные епархии, а в 1908 году и вовсе был уволен «на покой». Когда же случилась революция 1917 года, и Временное правительство признало ГПЦ, Кирион возвратился на родину, где его возвели в сан Католикоса-Патриарха всея Грузии. Причём 1918 году Патриарх Кирион Третий был убит, а в 2002 — канонизирован Священным Синодом Грузинской Православной Церкви как священномученик… Да, был Грузинский Экзархат, но Грузия тем и другим способом защищала свои интересы и выстояла, и, как могла, служила Богу. Может, Господь так испытывал нас? — Авторы говорят в своих публикациях, что, кроме игнорирования традиций и навязывания в приходах Грузии церковного славянского языка, были попытки перевести Церковь в разряд теневой государственной структуры. — Возможно, что-то схожее с этим было, и, несомненно, преобладало сопротивление таким тенденциям. Вопрос, конечно скользкий, но, тем не менее, Грузия сохранила Православие и вернула автокефалию. Невзирая на политические дела, мы очень неплохо сотрудничаем с Русской Православной Церковью. Мой духовник — всем известный архимандрит Иоанн Крестьянкин. Мои друзья — русские священники. И к нам приезжают русские священники. Мы тепло их принимаем. Кратко на вопрос взаимоотношения наших двух Церквей можно ответить так: если возможно разделить Евхаристию, тогда удастся разделить Россию и Грузию. Ведь первая даёт пшеницу для хлеба, а вторая — вино. А Евхаристию разделить нельзя! Но наше существование приемлемо только на равных условиях. Не так, чтобы я, грузин, пришёл к русскому домой в России и сказал: мол, знаешь, Петя, холодильник должен стоять тут, а не там, где находится сейчас. Вот с этим я не согласен. Я в своём доме хозяин! Я сам разберусь, где в нём моему холодильнику стоять! На таких условиях мы — братья, и прежде всего потому, что у нас один Христос, чего никто не может оспорить. — Меня смущает тенденция, которая всё ярче проявляется в современном обществе. Называя вещи своим языком, приходится отметить, что в большинстве стран руководящие органы взяли моду, не спеша, подминать под себя Церковь. Как на это реагировать? А вот в октябре 2002 года между ГПЦ и государством в Конституцию Грузии внесено соглашение о самостоятельности Церкви. В нём отмечается её исключительная роль в жизни страны и, при этом, самостоятельность. Сохраняется ли зафиксированное в Законе на деле? — Я, например, буду всегда стараться исполнять указанное в Святом Писании. Я должен почитать власти, исполнять конституционные пункты. Но до определённого момента! Если же Конституция хоть чуть-чуть отклонится в сторону и потребует от меня отойти от моих духовных убеждений и веры, — я на такое не согласен! Пусть даже на плаху ведут!.. Был такой случай. В период новой паспортизации поехал я к отцу Иоанну Крестьянкину и задал вопрос о правомочности смены паспортов с духовной точки зрения. А он так посмотрел на меня… первый раз, второй, третий раз… Потом говорит, а я-то думал, что ты верующий! (Между прочим, мы до того с ним сорок лет встречались.) Естественно, я удивился. Отец Иоанн тыкнул мне пальцем в грудь: «Вот где твой паспорт! А паспорт с личными данными — лишь формальность. Его можно положить в карман, под матрац засунуть, даже… для ухода за плотью по надобности (надеюсь, понятно, как звучало в оригинале) использовать. А вот если будут трогать паспорт в груди, тогда вспомни, что ты христианин!» И привёл пример: когда убили и вырезали сердце Игнатия Богоносца, там было написано БОГ. — Недавно я беседовал с уважаемым представителем духовенства Болгарии. Он отметил своеобразный всплеск приобщения людей к Церкви. Сегодня в его вступившей в Евросоюз стране миссионеры вынуждены правдиво проповедовать о многих нехороших, порочных действиях правительства. В отместку руководящие органы неоднократно хотели прижать Церковь, как говорится, «к ногтю». Но народ не даёт! Надеюсь, в Грузии подобное исключается вовсе. Не так ли? — Я уверен, у нас подобное не произойдёт. Наши корифеи Православия — Патриарх Кирион, Патриарх Калистрат, Патриарх Ефрем, а теперь Патриарх Илия, — буквально цементируют в душах грузин всё так, как должно быть. Остальное — временно. Вплоть до тех «прохожан», что приходят в храм накрашенными, намазанными, — женщин в брюках… Временно!.. Как сказал один известный грузинский писатель Платон Иоселиани: «Времена проходят, люди и события меняются, но храм Господень вечен!» Прозаик руководствовался словами Христа, когда Он говорил Петру: «Ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её». Дай, Господи, нам сильное духовенство, а нашим прихожанам, нашим чадам, — сохранить Твои заповеди, и эти слова Платона Иоселиани, и душу свою положить за своих истинных пастырей! Истинные не те, что перед волками разбегутся, а кто всегда будет рядом. Тогда и паства обязательно их оценит. — Тем не менее, разделение ГПЦ и РПЦ происходило неприятным образом, и отношения, складывавшиеся в двадцатые и тридцатые годы прошлого века, были довольно прохладными… — Есть книга «Стражи Русской Православной Церкви». Это издание Сретенского монастыря, где описывается встреча трёх главенствующих лиц наших Православных Церквей на приёме у Сталина в период войны. Поминаются и отношения Российской и Грузинской Церквей в предшествующий период. Они складывались достаточно хорошо. Так что при освещении тех или иных вопросов многое зависит от конкретных людей, авторов и поставленных ими или им задач, подобно тому, как были переодетые священники и истинные миссионеры. Причём многие из «подставных» пастырей (и в Грузии и в России) занимали в Церквах руководящие должности. Но сейчас их не помнит никто! А вот Иоанна Крестьянкина и Иоанна Кронштадтского помнит весь мир. Победили всё-таки православные верующие люди! — То есть публикации СМИ на эту тему зачастую недостоверны? — Это кому-то нужно. Ими сеются плевелы. Семьи не без уродов. Но что поделаешь, одним воздухом люди дышать не могут. Кстати, иногда, кроме пожеланий о здравии и тому подобного, я желаю конкретным людям, чтобы их никогда не покидали враги. Многих это удивляет до возмущения. Разъясню. Когда всё в жизни ладится, мы теряем бдительность и этим пользуется никогда не дремлющий враг-сатана. А нужно всегда быть трезвым и готовым противостоять врагу. Дай Господь, чтоб так все православные жители России и Грузии защищали свою веру, духовные ценности и Бога ради жили! А Иоанн Крестьянкин говорил своим чадам: «Упаси Бог, чтоб у вас всегда было всё хорошо!» Как-то он сказал своему келейнику, послушнику Иоанну: «Ваня, Господь, наверное, нас забыл!» Тот ответил: «Почему, батюшка, полный коридор людей к нам стоит». «Это так. Но уж целую неделю нас никто ни в чём не обвинил, не поругал, не облил грязью!..» Не исключай также, что тот, кто тебя хвалит заранее, создаёт себе алиби! — Не могу удержаться ещё от одного вопроса, — связанного с Интернетом. В этом популярнейшем источнике массовой информации пестрят сообщения о том, что выход Грузинской Православной Церкви из Всемирного союза церквей организован путём жёсткого обращения четырёх почитаемых духовных лиц ГПЦ и едва ли не народной демонстрацией… — Выход — заслуга Илии Второго. Теория о надавливании на Патриарха настоятелями четырёх монастырей и православными прихожанами — миф и чушь. В Интернете можно найти что угодно. Недавно написали, будто президент Турции Эрдоган уже в психбольнице. И этому верить? Вот о причине вступления Грузинской Церкви в ВСЦ не могу ответить. Никто не хочет в этом просвещать. — Кстати, батюшка, и наше интервью в Интернете разместится. — Как говорится, что существует, то создано Богом. Главное, чтобы люди не злоупотребляли Интернетом, а использовали его для хороших целей. Как и телевизор, он может затянуть человека под себя и от молитв отвести. Об этом мне каются, вернее, мне самому такие раскаяния приходится выуживать на исповеди у молодых людей. — А что вы, батюшка Антоний, скажете об экуменизме, о двойственности этого понятия? — Отношения с разными конфессиями могут и должны быть, если это касается только отношений человеческих. Да и что касается объединения — пожалуйста, мы не против. Но пускай католики и армяне отрекаются от своих ошибок в христианском вероисповедании, пусть все, кто много говорит, но ничего не делает, настраиваются на лад ортодоксального христианства, то есть того, что выполняется Греческой, Русской и, естественно, Грузинской Православными Церквами. Мы не отрицаем библейских слов: возлюби человека, сотворённого Богом по образу и подобию Своему. Мы, православные люди, гордимся тем, что Господь так нас сотворил, и стремимся приблизиться образом своим к Нему. А если не получается, молим Господа укрепить нас, чтобы действительно, а не формально стать Его образом, чтобы оправдать Божие доверие. Иначе мы остаёмся просто-напросто дарвинскими чудовищами. Словом, пусть и другие присоединяются к нам, отрёкшись от своих ошибок… Беседовал Матвей ИВАНОВ к содержанию ↑
Рассказать друзьям:
Друзья!Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами. Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея. |