4 ноября: Казанской иконы Божией Матери. Священномученика Николая Витебского ...
Содержание
|
В плену суеверий
Удивительное создание человек: существование Творца, заповедей Божиих ставит под сомнение, зато «очарован» приметами и суевериями. Вроде солидный и уверенный в себе, но при виде чёрной кошки впадает в ступор, боится пустых вёдер, разбитых зеркал, числа 13, рассыпанной соли и прочей чепухи. Отчего такая живучесть примет? Почему мы добровольно становимся рабами суеверий? Можно ли от них избавиться? Об этом мы беседуем с диаконом храма святых апостолов Петра и Павла села Красный Ключ (Башкортостан) Александром Пономарёвым.
— Раз вера и суеверие — однокоренные слова (и в первом и во втором случаях человек во что-то верит), то хотелось бы знать точное определение слова «суеверие». Почему мы различаем эти два понятия? — Кроме общего корня «вера», в слове «суеверие» есть и второй корень — «суе» (суетный, пустой, ложный, неправильный). Потому суеверие — это вера пустым, никчёмным, суетным, не имеющим значения и влияния на жизнь человека, вещам. — Как вы думаете, почему люди склонны верить в приметы? — Тут во многом вина и священнослужителей. Увы, чаще всего в проповедях мы рассказываем историю праздника, иконы, объясняем, например, что такое амвон. И мало говорим о законах духовной жизни, почти не разъясняем, чем отличается вера от суеверия. Поэтому для многих людей Православие сводится к простому исполнению церковных требований, а не к борьбе со своими греховными страстями. Ведь вера — свойство души, данное Богом каждому человеку, которое позволяет общаться с Создателем, проявлять истинные человеческие качества. При этом Господь дал свободу выбора: веровать в Него или во что-то другое. К сожалению, чаще мы избираем «другое». И не потому, что не хотим верить в Бога, а просто не знаем — как. Вместо очищения веры от всякой суеты, углубляемся в ложные понятия. А ведь есть возможность сопоставить свою веру с учением Церкви. Для этого и существуют духовная литература, Священное Писание, где в Ветхом и Новом Заветах Господь через пророков и апостолов обличает суеверия, проповедует истинную веру, от глубины постижения которой зависит наше спасение или погибель. — Выходит, что всему виной наша необразованность? — Не только. Главная причина, на мой взгляд, заключается в духовной лености, нежелании работать над своими ошибками, стремлении свою вину переложить на плечи ближнего своего. Вера в Бога предполагает тяжёлый труд, большую ответственность, необходимость понуждения себя. Суеверие же не налагает моральной ответственности ни перед чем: нет нужды исполнять заповеди и, тем более, думать о каких-то грехах. С суеверием жить намного проще. Ссору в семье всегда можно списать на рассыпанную соль, а выговор от начальника — на чёрного кота, который утром перебежал дорогу. — Отец Александр, что вы можете сказать об околоцерковных суевериях? К примеру: мол, нельзя поднимать с пола храма оброненный крестик или передавать свечу левой рукой. — Христос нам велел: «Войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Человек приходит в храм к Господу, где священник является проводником Божиего слова, а не «собеседником» суеверных старушек. Здесь, в священном месте, не имеет значения, какой рукой ты передал свечу, поднял ли с пола крестик. Главное, с каким сердцем ты вошёл в дом Божий, всё ли с ним в порядке, не обросло ли оно грехом, не превратилось ли в камень. Важно прийти и покаяться, исповедоваться, сверить с духовником или священником правильность пути. Другое дело, если народ заявляется в храм не за богообщением, а за исцелением, за помощью в делах житейских и даже греховных. Думаю, некоторым известна поучительная история иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», когда один грешник, перед тем как сделать кому-то худое, приходил помолиться перед иконой. Однажды прямо на его глазах у Богомладенца вдруг на руках, ногах, груди открылись кровавые раны. Он испугался и стал спрашивать у Богородицы, за что ему такое страшное видение. И услышал голос Богоматери: «Ты своими грехами распинаешь Моего Сына». Грешник потом долго вымаливал перед иконой себе прощение. А когда почувствовал душевное очищение, навсегда забыл о своём грехе и стал вести благочестивую жизнь. Господь воздаёт по заслугам и наказывает по грехам. Вот почему так важно определиться в приоритетах, иметь компас и духовную карту жизни, чтобы не заблудиться в трёх соснах. А это всё и есть богообщение и исполнение воли Божией в повседневной жизни. С таким мировоззрением мы легко избавимся от суеверия. Ещё одно распространённое суеверие касается крещения младенцев. Когда священник постригает чаду волосы над купелью, то крёстные внимательно следят за их движением: если волоски утонули, то, дескать, ребёнок — не жилец, если плавают — будет здоровым. Безусловно, мы объясняем, что эти приметы не имеют отношения к Православию… — По вашему мнению, насколько велика роль духовенства в деле искоренения суеверия? Несёт ли оно ответственность за наличие или отсутствие суеверия среди прихожан? — Священнослужители, разумеется, отвечают за духовное состояние своих прихожан. Они должны избавлять их от суеверий с любовью и терпением, как это делают мудрые пастыри. Веру в Бога необходимо постоянно подогревать. И тогда на место безверия заступит истинная вера, а там, где она есть, суеверие не приживается. Как и у вас в Беларуси, в наших приходах в определённые дни и часы священники ведут приём прихожан. Любой человек может задать волнующий его вопрос, посоветоваться, получить духовную помощь. О проблеме суеверия батюшки рассказывают в воскресных школах, в духовных беседах и встречах. — Какую литературу вы посоветуете читать людям для повышения образовательного церковного уровня? — Каждый день читайте Священное Писание; в нём вы найдёте и утешение, и наставление. Попробуйте самостоятельно изучать богословские науки; в этом помогут труды святых отцов и их жития, например, святителя Василия Великого, Феофана Затворника, игумена Никона (Воробьёва). Из современных авторов серьёзную борьбу с суевериями ведёт известный православный богослов протодиакон Андрей Кураев. Советую почитать его книги «Оккультизм в Православии», «О нашем поражении» (особенно внимательно изучите раздел «Христианство на пределе истории»). Хорошо иметь опытного духовного наставника. Всё это поможет окрепнуть в вере, победить в себе ветхого человека. Беседовала Татьяна СОКОЛОВИЧ
к содержанию ↑
Рассказать друзьям:
Друзья!Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами. Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея. |