4 октября: Неделя 17 по Пятидесятнице. Апостола от 70-ти Кодрата; святителя Димитрия Ростовского ...
Содержание
|
Так она же «немка»!
Зашёл к нам в храм молодой человек. Всякому прихожанину рады, а уж если мужчина, — тем паче. И эта радость не сегодня родилась. Издревле на Руси основными богомолицами были женщины: стояли, плакали и просили о здравии детей да мужей своих непутёвых.
Подошёл я к этому парню, поздоровался, предложил храм показать, об иконах и истории Церкви поведать. Он не противился. И вот перед нами икона святой преподобномученицы Елисаветы. Не успел я слова сказать, как слышу: — Так она же «немка»! Почему здесь? Как можно к её образу прикладываться и молиться? Я опешил, даже не понял, вопрос это или утверждение. Попытался объяснить, а он за своё: она же «немка». — Во Христе нет ни немцев, ни эллинов, ни русских, ни украинцев... — ответил я парню, но разговора дальше не получилось. На том мы и разошлись. Чуть позже узнал, что этот человек был униатом, воевал на стороне официальных властей Киева, родился в Беларуси. Получается, без веры и родины. Вот, думаю, и результат духовной слепоты и безграмотности. Как же можно так говорить о святой Елисавете?! Да если бы кто-то сделал столько для нашей земли, сколько сделала она… Её же нельзя не любить! Да, святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна родилась в Дармштадте, по происхождению была немкой, воспитывалась в протестантской традиции, в полной строгости. Сызмальства принцессе Элле прививали любовь к труду, уважение и почитание старших, родителей, любовь к народу, страждущим. Элла была второй дочерью великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, внучкой английской королевы Виктории. Её младшая сестра Алиса позднее (в ноябре 1894 г.) стала русской императрицей Александрой Феодоровной, выйдя замуж за императора Николая II. Элла же свою руку и сердце отдала великому князю Сергею Александровичу. Став русской княгиней, она не ощущала требований отречься от веры родителей, но не могла не изучать язык, культуру и традиции новой родины. Она видела, как причащается её муж, каким он выходит после принятия Святых Христовых Таин, — счастливым, радостным, полным любви к людям и к ней, словно они только встретились. Глядя на князя, присутствуя на воскресных богослужениях, она чувствовала, что чего-то лишена. Как любящей дочери ей не хотелось причинять боль родителям. И если бы была хоть капля сомнения, отсутствия чувства благодати, если бы сердце её не трепетало и не отвечало на молитвы, она никогда бы не написала отцу: «Ты говоришь, внешний блеск Церкви очаровал мир. В этом ты ошибаешься: ничто внешнее не привлекает меня… Я перехожу из чистого убеждения, чувствуя, что это самая высокая религия…» В 1891 г. в Лазареву Субботу совершилось Таинство Миропомазания великой княгини, она стала православной… и начала свой путь на Голгофу. 4 февраля 1905 г. её супруг был убит террористом Иваном Каляевым, который метнул в него ручную бомбу. Елисавета Феодоровна тяжело переживала эту трагедию, но не осудила, не озлобилась… Она посетила в тюрьме убийцу, передала ему прощение от имени Сергея Александровича, оставила Евангелие. Более того, подала прошение императору о помиловании террориста, но оно не было удовлетворено. На месте убийства мужа Елисавета Феодоровна воздвигла памятный крест, на котором были написаны слова Спасителя: «Отче, отпусти им грехи их, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23: 34). Затем отдала часть своих драгоценностей в казну, а на остальные, не принадлежащие династии Романовых, купила усадьбу на Большой Ордынке в Москве, где основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия. После октябрьского переворота в апреле 1918 г., на третий день Пасхи, Елисавету Феодоровну арестовывают и вывозят из Москвы. С нею поехали две сестры. Чекисты предложили им свободу, но сёстры отказались оставлять великую княгиню одну. Ночью 18 июля вместе с иными членами Императорского дома их живьём сбросили в шахту старого рудника. Один из свидетелей убийства говорил, что из глубины слышались звуки Херувимской песни. При обнаружении их тел, пальцы правой руки матушки Елисаветы и инокини Варвары оказались сложенными для крестного знамения. Немецкий дипломат ещё до ареста предлагал княгине покинуть Россию, но она отказалась: «Русский народ болен и нуждается в любви и лечении». Любая держава могла бы гордиться такой княгиней, таким человеком, посвятившим себя тем, кто нуждается в помощи, исполнив в полной мере слова Господа. И как после этого не любить великую княгиню, как не прикладываться к её образу и не просить утешения?.. Александр ЕРАШОВ
01.11.2017 к содержанию ↑
Рассказать друзьям:
Друзья!Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами. Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея. |