Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

20 сентября: Неделя 15 по Пятидесятнице. Преподобномученика Макария Пинского; Собор Алтайских святых ...

Содержание
Главная Nota Bene! Читаем Евангелие Библиотека православная Аудиоматериалы Искусство с мыслью о Боге "Врата Небесные" Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея
История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты
Рекомендуем


Страстная седмица


13–18 апреля
 

Все дни Страстной седмицы называются Великими. Эта неделя — последняя перед Пасхой и посвящена воспоминанию тех дней земной жизни Спасителя, когда состоялись Его страдания, смерть и погребение. Именно поэтому она называется Страстной — в церковнославянском языке слово «страсть» означает «страдание».
 
Церковь в своих богослужениях ведёт нас по стопам Господа — от Его царственного входа в Иерусалим до последнего вздоха на Кресте и далее — к светлому моменту Воскресения.
 
Все службы построены таким образом, чтобы каждая молитва и песнопение приближали нас ко Христу, делали способными духовно созерцать таинство искупления рода человеческого.

 
Великий  Понедельник
13 апреля
 
Страстная седмица 
Богослужение Великого Понедельника пронизано воспоминаниями о ветхозаветном Иосифе. В его страданиях, причинённых собственными братьями, его целомудренном воздержании и незаслуженном заключении в темницу Церковь видит прообраз страданий Христовых. В конечном торжестве Иосифа и его возвышении в Египте предизображается Воскресение Христово и Его победа над миром.
 
На Утрени в Евангелии (Мф. 21, 18-41) читается о том, как Христос вновь входит в Иерусалим — уже без той торжественности и ликующей толпы, которая сопровождала Его ещё вчера. По пути Он хотел утолить голод плодами смоковницы, росшей при дороге. Однако плодов не нашлось, и Господь произносит слова проклятия: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек» (Мф. 21, 19). Смоковница вскоре засохла.
 
У апостола Марка говорится, что ещё не наступило время смоковнице давать плоды. За что же тогда проклял её Христос? За то, будучи покрыта листьями, вводила в заблуждение. Ведь на смоковнице листья появляются обычно после плодов.
 
Это дерево стало образом лицемерных книжников и фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашёл добрых плодов веры и благочестия. Бесплодной, засохшей смоковнице подобна всякая душа, не приносящая духовных плодов — молитвы, истинного покаяния и добрых дел.
 
В этот же день Господь рассказал ученикам притчу о злых виноградарях, которые не отдали хозяину принадлежащих ему гроздьев и даже убили его сына, посланного за плодами (Мк. 12, 1-9). В этой притче изображается ожесточение иудеев, прежде избивавших пророков, а с пришествием на землю Сына Божия распявших и Его Самого.
 
В Великий Понедельник Патриарх совершает молитвы на начало Чина мироварения, который совершается только раз в году и только на Страстной седмице. Возглавляет чин Предстоятель Церкви.
 
 
 
Великий  Вторник
14 апреля
 
Страстная седмица 
В этот день из уст Спасителя прозвучали притчи о десяти девах (Мф. 25, 1-13) и о талантах (Мф. 25, 14-30). Христос рассказал ученикам о Своём Втором пришествии (Мф. 24), о дне и часе которого не знают даже ангелы небесные.
 
Звучащая в первые три дня Страстной седмицы песнь «Се, Жених грядет в полунощи» снова и снова напоминает нам притчу о десяти девах, которые, взяв светильники, вышли навстречу Жениху.
 
Здесь пять мудрых и пять неразумных дев символизируют всех христиан; из них одни мудры — по своей вере, добродетельной жизни и готовности к смерти, а другие неразумны — по своему маловерию и равнодушию, порочной жизни.
 
Светильники — это души наши, масло — милостыня и другие добрые дела. Жених в этой притче — Сам Иисус Христос. Все мы выходим навстречу Ему: сначала на частный суд после смерти, а потом и на общий — после воскресения из мёртвых. Жених медлит, то есть не пресекает нашу жизнь смертью, ожидая от каждого человека покаяния. Но люди, не предвидя конца своей жизни и всего мира, беспечно погружаются в сон.
 
И вот в полночь раздается клич, что Жених пришёл. Тогда все встрепенулись и зажгли свои светильники, то есть напрягли своё душевное внимание. Хорошо мудрым христианам: они запаслись добрыми делами, и души их будут гореть любовью к Господу. Плохо неразумным: их души начнут угасать, предвкушая муки ада; они поспешат за елеем к продающим, то есть пойдут искать случая делать добрые дела, но в это время придёт Жених, и двери в Его чертог закроются. Итак, заключает Господь притчу: бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, когда придёт Сын Человеческий.
 
Спаситель беседует в Иерусалимском храме с книжниками и фарисеями. Отвечая на их вопросы о дани кесарю и о воскресении мёртвых (Лк. 20, 21-39), Он обличает крайнее лицемерие и беззаконие вопрошающих, которые выделяли себя из еврейского народа соблюдением наружной набожности и древних преданий, скрывая холодность и бездушие под внешней обрядовой ревностью.
 
 
 
Великая Среда
15 апреля
 
Страстная седмица 
Центром богослужения Великой Среды являются два евангельских события — покаяние блудницы и предательство Иуды.
 
Ночь со вторника на среду Господь провёл в Вифании. Здесь, в доме Симона прокажённого, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса хитростью и убить Его, некая женщина-грешница возлила драгоценное миро на главу (у евангелиста Иоанна — на ноги) Спасителя и тем приготовила Его к погребению, как судил Сам Он о её поступке. Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку грешницы, родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать своего Учителя и Господа ищущим Его смерти (Ин. 12, 3-8; Мф. 26, 6-16; Мк. 14, 3-11).
 
В день предания Господа на страдания и смерть за грехи наши, когда Он простил грехи женщине-грешнице, Церковь завершает чтение молитвы «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже наш». В последний также раз в Великую Среду совершается Литургия Преждеосвящённых Даров. В этот день прекращаются и великие поклоны, творимые при молитве святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего».
 
 
 
Великий  Четверг
16 апреля
 
Страстная седмица 
Совершив вместе с учениками Пасху Ветхого Завета, Господь устанавливает новозаветное Таинство Святого Причащения (Евхаристии) (Мф. 26: 26-28; Мк. 14: 22-24; Лк. 22: 17-20). На Тайной Вечере Христос показывает ученикам образец смирения и умывает им ноги (Ин. 13, 1-15). Святитель Иннокентий Херсонский предполагает, что спор между учениками о первенстве возник именно из-за умовения ног, которое необходимо было совершить перед пасхальной вечерей. Прислужника в общине не было, и кто-то должен был исполнить этот обычай. Но никто не хотел этого сделать, ученики начали спорить. И тогда Сам Господь стал умывать всем ноги.
 
В прощальной беседе Христос раскрывает перед учениками тайну Своего служения и сущность Своего учения. Он утешает и укрепляет их перед предстоящими испытаниями.
 
После торжественной Литургии, на которой христиане стремятся принять Святые Тело и Кровь Господни, в кафедральных соборах совершается обряд омовения ног. Он состоит в том, что архиерей (епископ, митрополит или патриарх), подобно Христу, умывает ноги 12-ти священникам. В этот день в Киеве и Москве освящается миро, которое варилось в течение трёх предыдущих дней. Оно будет использоваться для совершения Таинства Миропомазания.
 
Вечером верующие собираются в храм на чтение 12-ти Страстных Евангелий, повествующих о Тайной Вечере, Гефсиманской молитве Спасителя и Его крестных страданиях. Эту службу молящиеся слушают с зажжёнными свечами. Существует благочестивый обычай не гасить свечу после богослужения, а приносить этот огонь домой.
 
 
 
Великая  Пятница
17 апреля
 
Страстная седмица 
Богослужение Великой Пятницы — это последовательное описание крестного пути Спасителя с минуты предательского лобзания Иуды в саду Гефсиманском до распятия на Голгофе и погребения.
 
В течение одной ночи книжники и фарисеи успевают провести два собрания, найти лжесвидетелей и предать Господа на распятие. Спаситель выдержал истязание от трёх различных властей: иудейской (синедрион), галилейской (Ирод) и римской (Пилат). Некоторое промедление Пилата, долго не решавшегося осудить Невиновного, давало шанс иудейским старейшинам увидеть свою ошибку, опомниться. Но они используют это время, чтобы настроить против Христа народ.
 
В знак глубокой скорби и сокрушения о наших грехах, из-за которых взошёл на Крест Единородный Сын Божий, Литургия в этот день не совершается. Утром читаются Царские часы, а Вечерня, на которой вспоминается положение во гроб пречистого Тела Спасителя и выносится для поклонения верующих Святая Плащаница, бывает около 16-ти часов, так как распятие и смерть Сына Божия произошли в период с12 до15 часов дня. После выноса Плащаницы читается канон «Плач Богоматери при Кресте».
 
 
 
Великая  Суббота
18 апреля
 
Страстная седмица 
В этот день Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа во гробе, когда  душою Спаситель сошёл во ад для избавления всех, с верою ожидавших Его пришествия.
 
Глубокой ночью с пятницы на субботу совершается Чин погребения, во время которого Плащаница крестным ходом обносится  вокруг храма. На Божественной литургии в этот день  вместо «Херувимской песни» звучит строгое и величественное песнопение «Да молчит всякая плоть человеческая», ибо в день великой тишины, когда Царь царствующих и Господь господствующих телом почивает во гробе, ничто не должно нарушать благоговейного молчания.
 
Телом Спаситель во гробе, а душою сошёл во глубину ада. Но там душа Его не могла быть удержана. Искупительным подвигом Сына Божия разрушена власть смерти, и Христос изводит из ада души праведников.
 
Близок час Воскресения, и потому перед чтением Евангелия на Литургии священнослужители в алтаре начинают переоблачаться в белые одежды, а потом это праздничное преображение переносится и на всё пространство храмов — чёрные покровы сменяются на белые.
 
Вместо Трисвятого в этот день поётся «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся...». Это песнопение напоминает о древнем обычае, когда в Великую Субботу крестили оглашенных.
 
С наступлением вечера начинается чтение «Деяний святых Апостолов», а за полчаса до полуночи служится пасхальная Полунощница. Во время этой краткой службы Плащаница, лежавшая посреди храма, уносится в алтарь и полагается на Престол, где она будет лежать до праздника Вознесения, — в знак сорокадневного пребывания воскресшего Спасителя на земле.
 
Подготовила Елена БУКША, г. Минск
13.04.2020



к содержанию ↑
Рассказать друзьям: