15 декабря: преподобного Исе Грузинского; святого Стефана Уроша, царя Сербского ...
Содержание
|
Страдания православной России
В первое воскресенье февраля Русская Православная Церковь совершает празднование в честь Собора новомучеников и исповедников. «Отними у меня, Господи, смех и дай мне плач», — эти слова преподобного Ефрема Сирина особенно уместны в день поминовения всех, отдавших жизни за христианскую веру. Сегодня пришло время говорить и литургически праздновать память мучеников ХХ столетия.
Богоборцы Гонения на христиан совершались во всякие времена, начиная ещё с Римской империи (достаточно вспомнить годы правления Деция и Диоклетиана). Большинство почитаемых христианских святых приняло мученическую смерть за веру именно от рук римлян в первые века нашей эры. Однако того, что сотворили в России после Октябрьской революции с православными священниками и верующими, не знала история других стран. Уничтожение Русской Православной Церкви — одна из самых тёмных страниц России. Здравомыслящему человеку кажется странным, политически безграмотным поведение большевиков против верующих. Как они, ещё не победив в Гражданской войне, решились начать крестовый поход против Русской Православной Церкви? Немыслимо объявить своим врагом почти всё население страны (большая часть людей верит в Господа Бога)! Такие действия можно сравнить лишь с языческим правлением римских императоров и политикой национал-социалистов в Германии. Похоже, для большевиков христианство являлось реальным идейным врагом, главным противником в борьбе за души и сознание людей. Тем не менее, народ, который Достоевский считал богоносцем, к великому сожалению, соблазнился революционной агитацией, не только отступил от веры отцов, но и принял участие в гонениях на Церковь. Красные агитаторы подбивают крестьян и рабочих уничтожать и своих бывших господ, хозяев фабрик и земель, и священников, — кто крестил-венчал их и детей, отпевал сродников. Простые люди становятся душегубами, готовыми на всё, — сжигать батюшек в церквах, сажать на кол, топить в прорубях, замораживать на лютом холоде… Бутовский полигон В первые революционные годы убийства носили стихийный характер. На поток они были поставлены в тридцатые. Апофеозом сталинских репрессий стал 1937 г. Одним из символов и страшных памятников того кровавого времени является полигон в Бутово. Здесь происходили массовые расстрелы и захоронения тел жертв политических репрессий, в том числе огромное количество духовенства. Из них триста (!) сегодня прославлены в лике святых. Для сравнения, в пещерах Киево-Печерского монастыря, имеющего многовековую историю, находится около 170 мощей святых. Возглавляет сонм бутовских новомучеников Митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Чичагов). Человек из древнего аристократического рода, давшего отечеству нескольких полярных исследователей и адмиралов. Здесь покоится известный московский священник Владимир Амбарцумов, арестованный в праздник в честь иконы Божией Матери «Владимирская» 8 сентября 1937 г. После революции и до конца двадцатых годов он подпольно руководил молодёжным христианским студенческим движением. Сейчас его внук протоиерей Кирилл Каледа — настоятель храма Новомучеников и исповедников российских в Бутырской тюрьме. Во времена большевистского террора дом Божий перестроили в пересыльные камеры. Отсюда, а также из тюрем на Лубянке, Матросской тишины, Таганской в машинах с надписью «Хлеб» вывозили заключённых на расстрел в Бутово. К высшей мере наказания все священники, как под копирку, приговаривались за контрреволюционную деятельность. Некоторым инкриминировалось ещё и подпольное церковное служение. Но об этом заключённые узнавали в момент приведения приговора в исполнение. Родственникам о смерти вообще не сообщалось. После падения Советской власти начали открывать архивы КГБ, и на свет выплыла страшная тайна о том, что пришлось претерпеть людям, не отрёкшимся от веры. Позиция примирения С начала гонений на Православие, закрытия церквей, разрушения монастырей очень многие верующие стали уходить в подполье. Они не одобряли примиренческую позицию официальной Церкви по отношению к новой власти. До сих пор многие недоумевают: как могли иерархи Православной Церкви смириться с геноцидом по отношению к её служителям и прихожанам и не бороться с безбожной властью? С точки зрения Православия, иерархи были правы, ибо Церковь всегда поддерживала стабильность в обществе, даже если власть принадлежала неверующим и действовала против веры. Ведь наличие такой власти всё равно лучше, чем гражданская война. Подобная позиция примирения позволила Церкви (на то время это несколько архиереев и около 200 храмов на всю Россию) вскоре выйти из подполья, остаться среди людей. Иначе мы повторили бы судьбу Албании, где Церковь, иерархи, верующие были почти полностью уничтожены. Современные святые «Святые новомученики»… Этот термин стал широко известен лет двадцать назад, когда к лику святых начали причисляться люди, которые пострадали за Христа, оставаясь верными Ему до самой смерти. Видимо, в этом уникальность ХХ столетия. И Церковь, понимая, что подвиг совершался в новое время (мы же сейчас пишем новейшую историю), назвала их новомучениками. Прославление новых святых не прекращается. Каждый год канонизируются новые и новые погибшие за веру и верность. Такого количества новомучеников нет, наверное, ни в одной другой христианской конфессии. Всего в России с 1991 г. прославлено более 1700 святых. В сонм Российских новомучеников и исповедников входят не только священнослужители, но и простые миряне, — кто не побоялся в страшные годы большевистского террора не скрывать свою верность Богу и защищать её. В их честь возводят храмы. Так, на полигоне смерти в Бутово построен храм Воскресения Христова и новомучеников российских. В нём по стенам — иконы с изображением погибших за веру. Однако горящих свечей перед их иконами мало. И дело тут не в расположении храма на окраине Москвы. Просто многие прихожане этих святых не знают. Им привычнее просить здоровья, новую машину, кусок земли под домик, успеха в бизнесе у Николая Чудотворца или матушки Матроны Московской. А вот прийти к новомученикам почему-то неудобно. Наверное, потому, что у них надо просить твёрдости в вере, которая нам, оказывается, сегодня не нужна… Один философ сказал: коль человеку не для чего умирать, то ему незачем жить. Если это примерить на каждого из нас, — есть, над чем подумать. Ловишь себя на мысли: за вещи, деньги, власть, за ребёнка или больную мать мы готовы пойти на убийство. Но умереть человек готов… за абстракцию. За Родину, непонятно с чего начинающуюся; за идеалы и честь, которые невозможно ни пощупать, ни понюхать, ни посчитать; за религию, за Бога, живущего в душе… Пламя веры — великолепно. Без него человек превращается в мёртвую субстанцию. Пламя веры — это огонь в печи, без которого сама печь — ненужная глина. Так и человек: если у него нет идеи, возжигающей его жизнь, одушевляющей её, — зачем он тогда живёт?.. Этому учили и так жили святые новомученики, которых поминают сегодня православные христиане. Юрий АЛЕКСЕЕВИЧ
к содержанию ↑
Рассказать друзьям:
Друзья!Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами. Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея. |