5 декабря: апостолов Филимона и Архиппа и мученицы Апфии; священномученика Иоасафа, епископа Могилёвского ...
Содержание
|
Старость не радость?
Сегодня, как никогда раньше, внимание к старости, к пожилым людям стремительно исчезает из нашей жизни. На мой взгляд, это происходит совсем неслучайно и связано с тем, что нынешняя идеология потребления навязывает нам образ жизни, при котором человек должен от происходящего постоянно получать удовольствие, любой ценой, во чтобы то ни стало, а если по какой-либо причине не может этого делать, следовательно, он выпадает из современного представления о полноценной жизни и становится неинтересен для общества. С возрастом мы постепенно лишаемся возможности испытывать удовольствия, которые нам предлагает мир чувственный, материальный. Именно поэтому современному человеку не хотят напоминать о старости.
Безусловно, такая установка не может не влиять на отношение к старшему поколению. Сегодня через средства массовой информации создаётся мир, о котором можно сказать популярной фразой — «старикам здесь не место». Конечно, это не может не влиять и на отношение современной молодёжи к престарелым. Увы, можно констатировать, что отношение и к старости, и к старикам становится менее почтительным. Но если мы зададим себе вопрос: «А лучше ли относились к пожилым людям наши предки?», то нам будет довольно сложно ответить на него однозначно. Поскольку всё зависит от того, какая идеология является господствующей у того или иного народа, иными словами, от того, что наполняет умы и сердца людей и, следовательно, влияет на их поступки. Исходя из этого принципа, установки различных обществ можно разделить на две категории: гедонистические и сотериологические. К гедонистическим, то есть к тем, которым присуще стремление к получению наслаждения, можно отнести как культуру большинства современных стран, так и, например, культуру поздней Римской империи. В таком обществе человека принято рассматривать исключительно в рамках его земной жизни, безотносительно к загробному существованию, и главной ценностью здесь является возможность получать удовольствие. Поэтому старость рассматривается как некий уход из полноценной жизни, социальная смерть. В подобных обществах старикам, и правда, нет места. На них, в лучшем случае, смотрят с сожалением. И нужно заметить, что в разных странах от стариков отгораживаются по-разному. В более цивилизованных и обеспеченных перелагают заботу о них на других людей, отправляют в дома престарелых. А раньше, конечно, об этом не было и речи. Так, например, в Японии существовал обряд «убасутэ», что означает «отказ от старика». Людей, которые по причине преклонного возраста были уже не способны к труду, отводили в горы или глухие леса, тем самым обрекая на голодную смерть. Такие жестокие обряды существовали у разных народов, в том числе, как утверждают учёные, подобные ритуалы бытовали и у славян во времена язычества. Сотериологическим культурам, которые направлены, прежде всего, на спасение человеческой души, чужды подобный эгоизм и жестокость по отношению к старикам. Конечно, речь идёт о тех народах, для которых очень важными являются религиозные ценности. Так, в Библии старость рассматривается как символ благословения. Жизнь — это дар Божий, и желательна долгая жизнь, в частности, потому, что многолетний опыт — это залог преуспевания в мудрости. В Священном Писании читаем о том, как старейшины стоят во главе общин, и что их седины заслуживают уважения. Безусловно, и сейчас есть страны, в которых практически нет домов престарелых. Старики заканчивают свой век в любви и почёте среди своих родных, младшие учатся жить на основе их опыта. Ведь даже с точки зрения пользы для общества знания пожилых людей о жизни очень важны. Есть легенда, что у одного народа существовал обычай избавления от стариков. Но два брата пожалели своего престарелого отца и решили не относить его в горы, а спрятать и держать в подвале дома. Так они хотели скрыть то, что посмели нарушить жестокий обычай. А старик тем временем давал им советы, помогающие в жизни. Благодаря этому братья стали преуспевать. То, что причина их благополучия — мудрость оставшегося в живых престарелого отца, стало известным. После этого случая обычай был отменён. В основании этой легенды лежит истина, что мудрость стариков имеет большую ценность, хотя бы в силу того, что человек к старости уже переболел теми духовными болезнями и страстями, которые присущи молодости. Он многое видел, пережил и теперь сам, «быв искушён и искушаемым, может помочь». Эгоизм, самолюбие, личные амбиции и желания угасают, сердце очищается от всего наносного, временного, и появляются любовь, терпение, жертвенность. Не зря говорят, что старость — это возраст любви и нежности. А именно этих качеств так не хватает нашему поколению, особенно в вопросах воспитания детей. Исходя из этих размышлений, есть два варианта отношения к неизбежному процессу старения. Сейчас многие в зрелом возрасте пытаются продолжать жить так, словно годы в них ничего не изменили, и, конечно, такое поведение смотрится со стороны довольно нелепо. Сочувствие или горькую усмешку вызывают старики, которые вступают в брачные союзы с молодыми людьми или делают операции по омоложению, они изо всех сил стремятся доказать свою пригодность для общества, которое создано идеологией потребления. Другие же поступают более благоразумно и переживают старость как полноту времени, осознают, что это время благословлено Богом. Старость может быть разной. По слову псалмопевца Давида, праведники «и в старости плодовиты, сочны и свежи» (Пс. 91: 15). С одной стороны, это может вызвать улыбку, а с другой — довольно часто встречаешь активных, наполненных жизненными силами прихожан именно среди людей пожилого возраста. А среди представителей молодого поколения можно увидеть уставших от жизни. Всё зависит от самого человека. Бенджамин Франклин сказал: «Некоторые люди умирают в 25 лет, а в могилу попадают только в 75». Данные Богом жизненные силы могут закончиться и в 25, а потом человек может просто существовать на уровне биологических потребностей. Иван Сергеевич Тургенев, описывая одного из своих героев, утверждает, что он выглядел как мертвец, а потом, как бы подумав, добавляет: «Да он и был мертвец…» Вот так зачастую происходит и с нами в довольно раннем возрасте. Имитируя бурную жизнь, человек на самом деле ничем ни живёт, не интересуется, потому что не видит смысла в жизни и не прислушивается к голосу старших. А пожилые люди обретают этот смысл в молитве и в Боге, в самоотверженном служении любимому делу и ближнему своему. Трудно однозначно ответить на вопрос: «Долгая старость — это награда или наказание?» Однако я убеждён, что всё ниспосылаемое нам свыше, в том числе и старость, даётся не напрасно, а по благому Промыслу Господа. И это, скорее, дар Божий, а не наказание. В Библии старость является символом вечности. Человек должен умереть — таков закон жизни, и ему нужно подготовиться к жизни в мире грядущем, где грубые, чувственные удовольствия станут недоступны, где всё, что окружает нас и к чему мы привязаны сердцем, исчезнет, а откроется духовность нашего бытия. Благодаря старости мы учимся получать радость от более тонких, духовных вещей. Другими словами, старость — это постепенный процесс перехода в жизнь вечную. Как сказал французский писатель Жильбер Сесброн: «По мере того, как пустеет мир пожилого человека, — безмолвно заселяется мир незримый». А мудрый Соломон изрёк: «Слава юношей — сила их, а украшение стариков — седина» (Притч. 20: 29). Главное — осознать одну простую истину: «Всему своё время, и время всякой вещи под небом» (Еккл. 3 :1). Всякий возраст хорош и благословлён Господом. Иерей Александр БОЙКО, г. Минск
28.01.2020 к содержанию ↑
Рассказать друзьям:
Друзья!Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами. Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея. |