Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

19 апреля: Седмица 6 Великого поста. Равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского; преподобной Платониды Сирской ...

Содержание
Главная Nota Bene! Читаем Евангелие Библиотека православная Аудиоматериалы Искусство с мыслью о Боге Для детей и родителей "Врата Небесные" Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея
История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты «Поддержите наш проект!»
Рекомендуем


Секуляризация исключает Бога… Но христианство заложено в наших людях!


Шестнадцатое декабря — день будний. Тбилиси — город оживлённый, особенно, как и любая столица, в час пик. Но в многочисленных церквах вершатся службы в честь святой великомученицы Варвары, и они заполнены людьми! По окончании праздничного богослужения в храме святого Чудотворца Николая Мирликийского настоятель церкви, доктор теологии, заведующий кафедрой церковной истории и канонического права Тбилисской духовной семинарии и академии, лектор церковной истории и аскетики протоиерей Максим Чантуриа ответил на мои вопросы.
 
протоиерей Максим Чантуриа— Благословите, батюшка!.. Безусловно, в будний день приятно наблюдать заполненные народом церкви. Но меня волнует вопрос, актуальный и для Грузии, и для Беларуси, и для России: сохраняется ли прихожанами культура посещения церкви и глубоко ли ими осмыслена суть воцерквления?

— Наша Грузинская Церковь, как и Русская, в том числе Белорусский Экзархат, в некоем детском, от силы — в подростковом возрасте. Двадцать пять лет прошло с тех пор, как люди получили возможность свободно исповедовать христианство. Теперь их за веру сверху «не напрягают» и с работы, как раньше, не увольняют. Однако это слишком небольшой срок, чтобы возвратить прежние духовные ценности и православную культуру народа. Хотя есть часть прихожан, подошедших к собственному духовному росту и церковной культуре творчески, с благоговением. Они — в первых рядах. Но основное число посетителей православных храмов пока лишь воцерквляется. Зачастую, с трудом. К сожалению, не ошибусь, если сравню настроение и действия многих из них с флюгером — крутятся то влево, то вправо, действуя порой неосознанно…
Тем не менее, христианство заложено в наших людях. Внутренне они православные!
 
Грузия и грузинская культура частично причастились в христианстве
 
Грузия и грузинская культура частично причастились в христианстве. Говоря «частично», имею в виду, что если даже конкретные грузины из-за советского режима не стали людьми воцерквлёнными, например, поколение моих родителей, то образ жизни наших семей, очевидно, отражал в себе основные христианские добродетели. А с другой стороны, даже сегодня творчески строить свой церковный образ жизни многим людям мешает постсоветский, то есть зарождённый в СССР, образ мышления: он как бы раздвоен, ведь от прошлого освободиться нелегко. Например, в своё время нашему поколению священников в борьбе с этой проблемой целенаправленно помогали люди крепкой закалки — наставники духовной академии. Кроме того, воцерковиться человеку мешает не только его воспитание, но и нездоровое окружение.  Частенько такую атмосферу создают нынешние руководители в обществе, в банковском деле и бизнесе. Львиная доля власти принадлежит поколению семидесятых и восьмидесятых; как правило, в прошлом это, условно говоря, секретари комсомольских организаций. В отличие от коммунистов, отдаваться превалирующим идеям полностью они не привыкли. Им выпало надеяться лишь на себя, чтобы всякими способами строить карьеру. И нам, священникам, раздвоение их мышления очевидно. Но, слава Богу, и мы имеем влияние на общество. Так оно и зреет в духовном плане. Нельзя отрицать, что и сами мы находимся в условиях определённого взаимного влияния со стороны различных поколений прихожан. Как у вас говорят: каков поп — таков и приход. У нас, правда, порой случается наоборот: каков народ — таков священник или монах… Таким образом, с одной стороны, нельзя говорить, что Православие на сегодняшний день — мода или увлечение для Грузии; но с другой стороны, до необходимого уровня духовной культуры и христианской жизни общество страны ещё не успело дойти. Необходимо время. И тот факт, что движение вперёд есть, — хорошо! За всё — слава Богу!
 
что побудило Грузинскую Православную Церковь вступить во Всемирный Союз Церквей
 
— В средствах массовой информации непросто найти ответ, что побудило Грузинскую Православную Церковь (ГПЦ) вступить во Всемирный Союз Церквей (ВСЦ). Не совсем понятно, в оправдание ли, или констатируя факт, некоторые утверждают, что в 1961 году Никита Хрущёв буквально всунул в эту организацию Русскую Православную Церковь для решения собственных политических интриг. Может, и в отношении ГПЦ это его же рук дело?
 
— Информация действительно малоизвестная. По крайней мере, наши иерархи обосновывали действия ГПЦ исключительной ограниченностью во внешних контактах при СССР. Вступление в ВСЦ было едва ли не единственным способом заявить о себе и наладить какие-то внешние связи.
 
— А как вы прокомментируете, что после выхода Грузинской Православной Церкви из ВСЦ в её сторону от представителей этой организации прозвучали упрёки, среди которых красной нитью просматриваются обвинения в малограмотности священства, что, в свою очередь, с их точки зрения, характеризует ситуацию с необразованностью в стране в целом? Национализм, знаете ли, консерватизм и тому подобное.
 
— А мы, наоборот, часто задумываемся о том, что в нас не хватает патриотизма!.. Разумеется, любого можно обвинять в недостатках тех или иных знаний. Пусть, с чьей-то точки зрения, нам не хватает образованности, но на сегодняшний день для всех, и католиков, и православных, и протестантов, существует общая проблема — недостаточное знание истории христианской церкви. Многие совершают в её трактовке тяжкие ошибки, одновременно забывая, что и сами мы являемся её продуктами.
 
В мире отмечаются нарастающие гонения на христианство…
 
— Действительно, такие тенденции очевидны. Но беда в том, что советское общество насильно отбивало у людей возможность воцерковляться, а тем временем в Америке и Европе мышление людей отлучало их от церкви. Пожалуй, теперь в Америке или Европе марксист либо гомосексуалист увереннее чувствует себя, чем православный человек. Это удивительно! С территории бывшего СССР насильственная волна атеизма схлынула, а Запад захлестнула спонтанно, якобы сама собой. Возможно, Господь им это попустил. Но не думаю, что в итоге американцы или европейцы будут счастливы.
 
советское общество насильно отбивало у людей возможность воцерковляться

— А как вы, батюшка Максим, думаете, с какой поры на Западе стал нарастать атеизм?
 
— Наверное, с сороковых-пятидесятых годов прошлого века. Возможно, этому процессу помогли какие-то организованные структуры. Приведу пример. До начала пятидесятых годов школьные уроки и лекции в американских вузах начинались и заканчивались молитвой. Затем это правило упразднили. Почему? Либералы и политическая верхушка страны, с их точки зрения, прогрессивно отреагировали на замечания представителей свободно развивающегося общества. Сегодня многие политики любят заявлять, мол, мы строим секулярное государство. А что означает понятие «секуляризация», они, чувствуется, не представляют. Для большинства из них синоним этому слову — государство гражданское. Но на самом деле речь идёт о личностной самостоятельности, исключающей Бога. Иногда до смеха доводят некие главенствующие представители иных конфессий, которые заявляют о желании проживать в секулярном государстве. Слава Богу, это были не христиане! Тем не менее, организации «секуляров» вытесняют христианство. Нужно сказать, что принцип секулярности хитрый. В своё время об этом хорошо повествовал протоиерей Василий Зеньковский. В семнадцатом и восемнадцатом веках при содействии определённых организаций развивались науки, в основу которых был положен натурализм с разделением предметов изучения и вероисповедания, — то есть удаляющие человека от Господа. О религии и Боге с тех пор речь велась отдельно. Это явилось основанием к построению такого продукта, как современное общество, бесчувственное и неорганичное… Теперь мир консолидируют якобы свободные люди. Свободные от Бога! Они народ! Для примера помяну известную мне историю, как один православный священник проводил собеседование с планирующей свадьбу парой — русской девушкой и французом. Выяснилось, что парень не знает о вере и Господе ничего совершенно! Ни в младенчестве, ни в период отрочества, ни во время учёбы после школы источников информации, повествующих, кто такой Господь, активно никто для таких, как он, не предоставлял! И это во Франции — исторической старшей сестре Католической церкви! Вот что стране дала революция якобинцев!
 
хотелось бы, конечно, чтобы христианские страны стали ближе друг к другу
 
Из энциклопедии: СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
 
(от лат. saeculum — человеческий век, срок жизни, наибольшая продолжительность которого 100 лет; мирское состояние) — обмирщение в контексте взаимодействия сакрального и профанного (мирского), движение от священного к светскому; в социологии — процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под контроля религии.  
Сегодня рукоположенные и просто православные христиане неоднозначно относятся к понятию «экуменизм». То есть в одном случае это взаимопомощь, а в другом…
 
— Для согласия и взаимопомощи между различными народами, чтобы не было вражды, проявлений национализма и никчёмного радикализма, общение различных конфессий возможно. И другого смысла тут быть не должно! Да, злые силы стремятся окончательно разъединить и погубить нас. Поэтому хотелось бы, конечно, чтобы христианские страны стали ближе друг к другу — Грузия, Россия, христианская Европа и Америка. Но не было бы коварства в подобном объединении!..
 
— А кто сейчас окормляет приходы Южной Осетии и Абхазии?
 
— Юридически духовной жизнью регионов должна руководить Грузинская Православная Церковь. Но, пожалуй, это лишь хрупкая официальная сторона дела. Ситуация складывается так, что даже Константинопольская Церковь со ссылками на какие-то исторические факты претендует на своё влияние на этой территории. Разумеется, определённый интерес к ней проявляет и Русская Православная Церковь. Известно одно: политиками соседних стран руководят стратегические интересы. Отсюда намёки или утверждения различного уровня управленцев: мол, что-то кому-то на время или со временем отойдёт в подчинение. Зачем же так? Это мешает взаимопониманию. Я думаю, намёков в наш адрес не нужно. Вера, религия, церковные отношения стоят выше политических игр, а нынешняя ситуация с разделом территории влияния различных Церквей может негативно сказаться на взаимоотношения народов и стран. Кому и зачем нужны подобные сложности? Лично я, с одной стороны, недоволен нездоровой активностью РПЦ, а с другой стороны, наоборот, — относительной пассивностью Грузинской Православной Церкви в Южной Осетии и Абхазии. У наших иерархов довольно авторитета!.. Диалог с абхазцами у Грузинской Церкви должен быть шире. Причём политикам следует содействовать нормализации процесса.
 
церковные отношения стоят выше политических игр
 
Напоследок нестандартный вопрос: отмечено ли влияние личности Сталина на историю ГПЦ?
 
— Не сказал бы, что у ГПЦ при Сталине жизнь складывалась иначе, чем во всём СССР. Иосиф Сталин — некая тёмная историческая личность, прожившая с устрашающим влиянием на людей и события. Причём он сам хотел таковым быть. Определённые изменения наблюдались в нём самом в довоенном и послевоенном периодах... Хотя Иосиф учился в семинарии с нашими патриархами, например, с Калистратом, тем не менее, личного влияния на Православие Сталин не оказал. Правда, наши люди разные. Порой доходит до того, что даже отдельные священники «обзывают» его святым; мол, на него молиться надо. Это же маразм! А сколько церквей разрушено большевиками при нём? Подобно Сталину, иные поминают всяких древних отступников, иконоборцев, которые в своё время смогли положительно решить какие-то важные политические вопросы. Повторюсь, это советский подход, раздвоение мышления. Упаси Боже, чтобы им «застрадали» православные иерархи!..
 
Спасибо, отец Максим, за интересную беседу. Надеюсь, затронутые в ней вопросы будут способствовать взаимопониманию и тёплым отношениям православных христиан наших Церквей и стран.
 
— Бог в помощь!
 
Беседовал Матвей ИВАНОВ



к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.