16 сентября: святой Фивы диакониссы; мученицы Василиссы Никомидийской; Писидийской иконы Божией Матери ...
Содержание
|
С днём рожденья, Богородица!
Год в Церкви начинается 14 сентября (1 сентября по ст.ст.). Первый большой, или, как говорят, двунадесятый праздник попадает на 21 сентября. Это — Рождество Богородицы.
Правда, в самом Новом Завете об этом событии ничего не говорится. Сведения о нём сохранились в Священном Предании. Так называется устная передача христианского учения. Они хранятся в соборном сознании Церкви, которая каждому поколению на понятном для него языке истолковывает истины веры. О рождении Девы Марии рассказывается очень трогательно. У благочестивых потомков Давида и Левия Иоакима и Анны не было детей. А бездетность древние евреи считали просто наказанием Божиим за какие-то тайные грехи. Иоакиму и его жене так прямо и говорили. Можно себе представить, как они переживали и как горячо молились Богу о даровании им ребёнка. И вот произошло чудо. В преклонном возрасте Анна зачала и родила дочь, которой суждено было стать Матерью Божией. Для христианских богословов это событие чрезвычайной важности. Оно как бы притягивает к себе всю историю Ветхого Завета, которая становится хроникой падений и избраний. На протяжении этой истории Бог всегда спасает некий «остаток», ожидание которого достигает всё большей чистоты. Первым падением после утраты рая было убийство Авеля Каином. За этим падением следует и первое избрание Сифа и его потомков. Сыновья Сифа — это сыны Божии. Потомки же Каина, напротив, только сыновья человеческие, трагически обречённые на смерть. Они становятся первыми горожанами, изобретателями техники и искусства. С ними появляется и цивилизация, как огромная попытка восполнить отсутствие Бога. Люди стараются забыть или заменить Его: ковкой металлов, отдавая себя в плен земной тяжести, подобно Тувалкаину, «отцу всех ковачей орудий из меди и железа» (Быт. 4, 22), или праздником искусства, томительным утешением музыкой, подобно Иувалу, «отцу всех играющих на гуслях и свирели» (Быт. 4, 21). Затем приходит потоп. Это новое падение связывают с таинственным общением между ангелами и людьми (Быт. 6, 1-4), в результате чего появляются «исполины». Не было ли это погружением в какую-то оккультную мистику, из которой человек черпал, как ему казалось, необычную власть? Но как бы там ни было, некий «остаток» — один человек, Ной и его близкие — обрели милость в очах Божиих (Быт. 6, 9). Новое падение происходит с построением Вавилонской башни. Её строителей объединяет единый порыв завоевать небо. Это чисто земное дерзновение заканчивается наказанием — рождается хаос языков и наций. Но Бог использует даже само зло, отвечая на падение избранием. Он избирает своим орудием один народ, еврейский, получивший своё имя от Евера, одного из потомков Сифа. Это избрание достигает своей кульминации в союзе с Авраамом, которому возвещается слава потомства более многочисленного, чем звёзды небесные. Затем избирается Иаков, который становится народом, а когда этот народ оказывается в плену у Египта, Бог воздвигает Моисея для его освобождения. Круг избраний медленно сужается: в Израиле — колено Иудино, в колене Иудином — дом Давида. Так и растёт это древо до рождения и избрания Пречистой Девы. А само избрание было возвещено Марии архангелом Гавриилом. Но Мария могла свободно согласиться или отказаться. Вся история мира и весь замысел Божий зависели от этого свободного ответа человека. Дева соглашается, и Бог становится плотью. Знаменитый церковный проповедник VII века Андрей Критский так и говорит в слове на Рождество Богородицы: «Ныне Создателю всего устроился одушевлённый храм, и творение готовится стать новым Божественным жилищем Творцу». Праздник этот древний, но о времени его установления нет определённых сведений. Впервые о нём упоминают в IV веке путешественники, которые рассказывают в своих воспоминаниях о том, что царица Елена, мать Константина Великого (†337), соорудила храм в честь Рождества Богородицы. Более ясно о празднике говорят святые Иоанн Златоуст (†407), блаженный Августин (†430), Прокл (†447) и Епифаний Кипрский (†403), который был родом из Палестины и хорошо знал тамошние традиции. Упоминает о нём и так называемый сакраментарий Геласия, который составили в V веке монахини одного из Галльских монастырей около Парижа. Начиная с VII века праздник уже хорошо известен как один из самых уважаемых в христианском мире, а в допетровской Руси с него начинался учебный год в школах. Любимым он остаётся и до сих пор, и это лучшее свидетельство верности верующего народа добрым традициям церковной старины. Протоиерей Владимир БАШКИРОВ
профессор Минской духовной академии, доктор богословия 20.09.2019 к содержанию ↑
Рассказать друзьям:
Друзья!Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами. Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея. |