Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

4 октября: Неделя 17 по Пятидесятнице. Апостола от 70-ти Кодрата; святителя Димитрия Ростовского ...

Содержание
Главная Nota Bene! Читаем Евангелие Библиотека православная Аудиоматериалы Искусство с мыслью о Боге Для детей и родителей "Врата Небесные" Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея
История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты «Поддержите наш проект!»
Рекомендуем


Путь императора


Эпоха Александра I считается золотым веком России. А самого царя при жизни называли «благословенным». Именно он победил Наполеона и освободил от его власти не только Российскую империю, но и всю Европу.
 
Но почему с годами Александра I всё чаще говорил, что хочет оставить престол? Неужели его волновало что-то большее, чем политика? И откуда взялся старец Феодор Кузьмич? Попробуем разобраться.
 
Император Александр первый
 
«При мне всё будет, как при бабушке»
 
По своему воспитанию Александр I — уникальный монарх. Некоторые историки называют его плодом просветительного эксперимента бабушки императрицы. Екатерина Великая даже написала программу воспитания (раритет сохранился), в которой нашлось место, казалось бы, необязательным правилам. Например, внук должен был спать всегда с открытой форточкой и под лёгким одеялом, ложиться и вставать в определённое время, есть простую пищу, купаться летом только в прописанные месяцы и т. д. Все эти воспитательные меры, как ей казалось, служили укреплению тела и духа. Также скрупулёзно Екатерина подходила к подбору для своего любимчика друзей и просвещённых учителей европейской культуры. Сначала воспитание внука она доверила графу Николаю Ивановичу Салтыкову. Затем главным наставником стал швейцарец Фредерик Сезар Лагарп (многим современная Швейцария обязана ему), который воспитывал Александра I как самодержца. Он внушал своему подопечному, что вся сила российского самодержавия должна использоваться для превращения империи в просвещённую европейскую державу. «Ни у одного государства нет столько возможностей делать добро, как у России, — говорил просветитель Лагарп. — Только делайте его, будьте достойны и внутренне подготовлены к этому». Он привил способному ученику глубокое уважение к человеческому достоинству. Словом, будущий царь взрастал в идеях блага, справедливости, конституциализма и законности.
 
Грешила программа одним — отсутствием традиционного православного воспитания. Да, Александр посещал Церковь, исповедовался, но всё это носило формальный характер, не приносящий ощущения веры, духовных плодов. Юноша хотел одного — делать добро, что приблизило его личную трагедию.
 
«При мне всё будет, как при бабушке» 
Юность была испытанием для будущего монарха. Он разрывался между тремя любимыми людьми: матерью Марией Феодоровной, отцом Павлом Первым (Гатчинский дворец) и Екатериной Великой (Зимний дворец). Постоянное лавирование между ними, утайка информации, чтобы не воспылал пожар между конфронтующими родственниками, научили его сглаживать отношения и оставаться для них любимчиком. Дипломатический талант Александра I поражал современников. Потрясающее обаяние очаровывало всех приходящих к нему на аудиенцию; каждый находил в императоре единомышленника и уходил удовлетворённым. Часто таким образом «сталкивались лбами» оппоненты. Поэтому нередко звучало, что гибкий и обольстительный Александр I фальшив, как пена морская. Свой врождённый талант скрывать подлинные мысли и чувства за маской любезной приветливости он умело использовал на дипломатических конгрессах и встречах.
 
Александр мечтает о международной славе Екатерины Великой. Потому неудивительны его слова накануне свержения императора Павла: «При мне всё будет, как при бабушке».
 
Тяжела императорская корона
 
Неограниченная самодержавная власть над десятками миллионов подданных захватила Александра врасплох. Зная о готовящемся дворцовом перевороте, он вряд ли отдавал себе отчёт, какой ценой достанутся ему отцовские корона и скипетр. Царь 24 лет от роду ещё не был готов к этой нелёгкой ноше. Тем не менее, первые годы царствования молодого государя вызывают всеобщий восторг. Александр I запрещает масонские ложи, исключает символику Мальтийского Ордена из государственного герба России и звание Великого магистра Мальтийского Ордена — из императорского титула. Восстанавливает на службе 12 тысяч опальных офицеров и чиновников, упраздняет тайную канцелярию, разрешает выезд за границу, объявляет амнистию всем политзаключённым. Наконец, позволено выписывать зарубежную прессу, а свою не обременять чрезмерной цензурой.
 
Позже все друзья, которых ему подобрала Екатерина, становятся министрами, членами Негласного комитета, отвечающего за реформы. Самого верного и преданного товарища Александра Голицына государь назначает обер-прокурором Святейшего Синода. Поначалу иерархов Церкви такое решение шокировало, ибо за Голицыным сложилась репутация весельчака, острослова и загульного человека. Но глава министерства духовных дел изменил образ жизни, занялся изучением истории христианства, чтением религиозных книг, став в результате одним из религиознейших людей Александровской эпохи. Вскоре он снискал уважение членов Святейшего Синода за всестороннюю защиту интересов Православной Церкви и успешное проведение её дел в светских учреждениях.
 
Путь императора 
При помощи возможных для монарха действий, без насильственных мер Александр I способствовал, чтобы Православие стало не «простонародной» верой, а всенародной; создал лучшие условия для Церкви, её миссии благовестия.
 
После окончания войны 1812 г. и заключения Священного Союза открывается Библейское общество, и вся вторая половина царствования Александра I проходит под знаком этого общества. Переводятся тексты Священного Писания на языки других народов. Но прежде разворачивается этнографическая деятельность — миссионеры отправляются в самые далёкие точки империи для изучения «инородцев». Все эти благие действия в итоге привели к информационной революции в России. Благодаря тому, что мобильные «библеисты» в качестве благотворительного вклада привозили типографии быстрой печати, удалось удешевить книгу и наладить её распространение. Теперь «духовное озарение», духовные стихи, различные обращения, самостийные проповеди стали попадать в дома даже обычных людей. Кроме того, Александр проявил особую заботу о храмоздании. По его повелениям начинается возведение в Москве храма Христа Спасителя, а в Петербурге — Исаакиевского собора.
 
Но душевная тяжесть не покидает его. Читая Библию, Александр всё более убеждается в своей духовной слабости и нищете. Всё чаще ищет в религии утешение и поддержку. Месяцами, колеся по стране, царь по возможности посещает храмы и монастыри. Его всецело поглощает бесхитростная проповедь смирения и простоты, присущая Православию. Он много времени проводит в общении с монахами. А перед последним путешествием в Таганрог долго молится у раки своего небесного покровителя — святого Александра Невского…
 
Не на своём месте
 
«Моё положение меня вовсе не удовлетворяет, — писал Александр в письме к Лагарпу. — Оно слишком блистательно для моего характера, которому нравятся исключительно тишина и спокойствие. Придворная жизнь не для меня создана. Я всякий раз страдаю, когда должен являться на придворную сцену, и кровь портится во мне при виде низостей, совершаемых другими на каждом шагу для получения внешних отличий, не стоящих в моих глазах медного гроша... Одним словом, я сознаю, что не рождён для того высокого сана, который ношу теперь, и ещё менее предназначенного мне в будущем, от которого я дал себе клятву отказаться тем или иным способом».
 
Его неприятие бремени власти с годами становилось всё острее, усиливаясь под гнётом тяжёлых угрызений совести за участие в убийстве отца. Он избегает балов, карнавалов, шумных торжеств. Бродя в одиночестве или с прусским королём Фридрихом, император неизменно грустен или печален. Однажды в разговоре с ним он признаётся, что чувствует приближение скорой смерти.
 
Месяцами, колеся по стране, царь посещает храмы и монастыри 
Депрессия отягощается страшными последствиями произошедшего в Петербурге (1825 г.) наводнения. Слёзы катились из глаз государя, когда он увидел ужасающую картину гибели и разрушения. Кто-то сказал, глядя на царя: «За грехи наши Бог нас карает». «Нет, за мои!» — ответил Александр I.
 
И, безусловно, на настроение царя влияет ухудшение здоровья императрицы. Он везёт на лечение Елизавету Алексеевну в захолустный Таганрог. По мнению некоторых историков, этот город был избран Александром I как места, наиболее удобного для реализации его плана отречения от престола.
 
Старец Феодор Кузьмич
 
По одной из легенд, Александр I не умер в 1825 г. в Таганроге, а инсценировал собственную смерть, чтобы уйти от власти. Став отшельником, царь-батюшка жил до 87 лет под именем Феодора Кузьмича.
 
Вообще, первое упоминание о старце датируется 1836 г. Странного пожилого человека без документов задержали в Пермской губернии. Поэтому судили как бродягу. На вопросы, кто он, кем был, как его имя, неизвестный не отвечал. Однако разговаривал чрезвычайно грамотно, обходительно и на судий произвёл приятное впечатление. Поскольку подсудимый ни в чём не признался, его приговорили к 20 ударам кнута и ссылке в Сибирь. Вердикт старик принял, но расписаться отказался, сославшись на неграмотность.
 
Жил ссыльный близ Томска в избушке и пользовался большим уважением в округе. Местные жители приносили ему еду, которую старец раздавал. Денег никогда не принимал и своих не имел. На любые слова о его тяжёлой отшельнической жизни отвечал, что прежде ему приходилось гораздо сложнее. А сейчас он душевно свободен, близок к Богу, что для него большое счастье. Но какой была жизнь раньше — держал в тайне.
 
Иногда Феодор Кузьмич рассказывал удивительные вещи о войне 1812 г. Например, что император Александр I, когда молился у мощей Преподобного Сергия Радонежского, услышал голос, который сказал ему назначить главнокомандующим Кутузова: мол, тогда Россия будет спасена.
 
Люди, бывавшие в Петербурге и видевшие императора, узнавали в высоком, голубоглазом, лысом, крепкого телосложения Феодоре Кузьмиче царя-батюшку. Что подтверждалось и наведывающимися к старцу именитыми гостями, с которыми тот разговаривал на непонятном языке. Все эти детали указывали, что Феодор Кузьмич есть император Александр Павлович, ушедший от мира.
 
Старец Феодор Кузьмич 
Поговаривают, что в 1864 г. перед смертью старец всё-таки проговорился. Когда прибыл его исповедовать отец Рафаил из Алексиевского монастыря, то Феодор Кузьмич наотрез отказался раскрыть свою тайну. «Это Бог знает», — тихо проговорил умирающий в ответ на предложение назвать имя своего Ангела для помина души. Имена родителей также не назвал, сказал лишь, что Святая Церковь за них молится. Купец Семён Хромов, в чьём доме старец жил в последнее время, а теперь лежал на смертном одре, осмелился задать ему мучивший всех вопрос: «Правда ли, что ты есть Александр Благословенный? На что умирающий старец сказал: «Чудны твои дела, Господи. Тайна всегда становится явной».
 
Похоронили Феодора Кузьмича на кладбище томского Богородице-Алексиевского монастыря, что свидетельствовало о признании Церковью его подвижнических заслуг.
 
Никаких документальных подтверждений этой легенды не существует, однако есть некоторые косвенные доказательства. Остался портрет художника-самоучки, где могучий старец с трагическим выражением лица очень похож на императора. Кроме того, в 1921 г. большевики массово вскрывали саркофаги русских царей, чтобы снять драгоценности с останков и переложить мощи в деревянные гробы (серебряные переплавлялись). Есть свидетельства: когда вскрыли усыпальницу Александра I, то она была пуста.
 
По сей день историки не пришли к единому мнению в этом мистическом вопросе. Кто-то категорически против версии, будто Александр I и Феодор Кузьмич — один человек. Другие, опираясь на свои изыскания, поддерживают легенду о том, что Александр I инсценировал свои похороны, стал нищим скитальцем, впоследствии названым сибирским подвижником Феодором Кузьмичом.
 
Думаю, современная наука поможет докопаться до истины.
 
Подготовил Юрий АЛЕКСЕЕВИЧ
05.03.2018



к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.