Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

9 июля: Тихвинской, Нямецкой, Седмиезерной и Лиддской икон Божией Матери; преподобного Иоанна, епископа Готфского ...

Содержание
Главная Nota Bene! Читаем Евангелие Библиотека православная Аудиоматериалы Искусство с мыслью о Боге Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея
История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты
Рекомендуем


Пустой дом


Вот ещё одна грустная и поучительная история.
Хорошо, конечно, что поучительная, ─ плохо, что грустная…

Я поехал с эффектной женщиной средних лет освящать дом. Дом оказался просторный, основательный –– о двух этажах, комнат в десять, построенный лет тридцать назад, но давно не подновляемый… Словно он и остался там –– в прошлом. На стенах выцветшие фотообои советских времён; штукатурка, побелка пообносились; рамы рассохлись… По-хорошему в этот дом «вложиться» –– и будет не дом, а конфетка… Да только некому вкладываться. Женщина живёт здесь одна, и как-то странно, неуютно было в каждой из комнат обнаруживать мелкие приметы её одинокого существования: где-то –– лак для ногтей, косметичка, а где-то –– пачка лекарств и тонометр.

–– Помолитесь, батюшка, –– просит она устало, –– чтобы мне семью создать, ребёнка родить… Плохо одной…
Дом построил её отец. Лет тридцать назад он со всей семьёй перебрался из Новосибирска поближе к теплу, солнцу… в «райский», как казалось тогда, уголок. Отец –– крепкий мужик, каких сейчас и не сыскать, –– решительно взялся за дело. Приобрёл участок соток в пятнадцать, построил сначала времянку, а потом и дом…

Я ходил по этому большому, пустому теперь дому и думал о том, сколько труда, сил, терпения, веры вложено в него, но вот беда –– веры «земной», плотской, житейской…  очевидно, лишённой упования на Бога. И здесь мне в очередной раз подумалось о Сибири…

В нашем представлении сибиряк –– это крепкий, здоровый духовно и нравственно человек… Но в реальности я столкнулся вот с чем: в Сибири, особенно в советское время, почти не было храмов, и в суровых, трудных условиях люди привыкли полагаться только на себя, на свои силы; так и выработался определённый (даже пугающий) тип безбожника. Мыслю не догадками, ибо немало встречал в своей жизни сибиряков, которые в беседах о Боге, о Церкви только посмеивались снисходительно и говорили: мол, всё, чего они добились в жизни, сделали это своими силами или с помощью родственников… Хорошо, конечно, когда люди живут дружной большой семьёй, но плохо, если полагаются только на себя и близких. Это, как ни страшно звучит, обречённое основание. Вспомним псалом Давида: Не надейтесь на князи, на сыны человеческие…»

Однако про отца продолжу… Видно, он крепко любил семью, даже слишком крепко. Я понимаю, какая это больная, как обнажённый нерв, тема. Спросят: «Что значит «любить семью слишком»?! Особенно в наше время, когда любовь к семье, такая вот самозабвенная, «святая», именно и кажется каким-то идеалом недосягаемым. Образчиком…»
А вот, как ни странно, не идеал это вовсе; вернее, была бы такая семья идеальной, если бы… вера в Бога! Без Него и недостаёт всему самому лучшему в нашей жизни полноты и содержания. Всё без Него обречено на провал. Даже самые благие и красивые начинания и проекты.

Святые отцы говорят, что дух в человеке –– это око души, её руководитель, Божий дар спасительный; но только в том случае, если сам человек от этого дара не отказывается. А если отказывается…

–– Для отца богом была семья, –– рассказывала хозяйка дома. –– И вот неожиданно умерла мама… и, знаете, папа сломался. Он начал пить уже через полгода… а раньше не пил практически… И всё пошло кувырком, всё повалилось в тартарары. Он уже больше ничего не хотел делать, а только пил, пил… Через несколько лет умер, после третьего инсульта.

Вот такая страшная в своей обыденной простоте история. История о том, что бывает с человеком, когда умирает его кумир, каким бы возвышенным и прекрасным он ни казался...

Заметьте, я не об отношениях между близкими сейчас говорю. Любовь, преданность –– всё это действительно высоко и прекрасно, но только если освящено, озарено высшей правдой, высшим, духовным смыслом. А высший смысл состоит в том, чтобы во всех обстоятельствах оставаться с Богом и знать, что истинное значение наших страданий и потерь, их смысл и цель –– откроются потом… И надо в это «потом», запасшись терпением, верить и не отчаиваться, дабы не потерять всё.

Как хорошо говорит апостол Павел: Вера есть осуществление ожидаемого; то есть основание будущей жизни мы закладываем уже здесь –– своими верой, упованием, терпением…

Страшно жить без Бога! Страшно и невозможно, потому что никто в жизни не может избежать страданий и потерь, и без Бога эти потери приносят страшную пустоту, которую человеку заполнить попросту нечем и невозможно. Нет у человека таких сил и ресурсов! И тогда появляется безысходная боль и начинается медленное самоубийство, в каких бы формах оно ни заключалось. Хоть тоска, хоть водка, а чаще –– и то и другое…

Я ходил по этому пустому дому со взрослой несчастной девочкой и понимал, что ей очень трудно будет выйти замуж. Не партнёра найти, а мужа, ведь у неё был такой отец –– настоящий, с которым она станет неизбежно сравнивать всех претендентов на её руку. А где же их найдёшь –– схожих по душевным качествам, по характеру, по упорству? Если и остались подобные мужики, то они «вхолостую» не ходят…

Но что-то ещё сквозило в сей истории неуловимое, от чего мне добрую хозяйку неустроенного дома было бесконечно жалко… Ведь всё в её жизни могло пойти не столь провально и нелепо…

…Если бы понял в какой-то момент, зацепился бы крепкий сибирский мужик за простую, но важную мысль: без Бога нельзя!.. И жизнь, казалось, шла бы своим чередом –– да не совсем… В этом неуловимом присутствии… в полноте… в ином, настоящем, а не придуманном смысле, который появляется у человека, когда он живёт с верой.

И даже если жизненные ситуации проистекают обыденно, как всегда, всё же случается не совсем так… Бог обязательно, пусть в последний момент, неуловимо, необъяснимо и тонко выводит, выпутывает нас из самых безнадёжных коллизий, просвещает и спасает, и, в конце концов, результат оказывается благим, как в добрых сказках, с той только разницей, что это не сказка, а быль. И никто эту быль своими только силами сотворить не может.

И пусть жена умерла у этого человека внезапно (а может, и не внезапно, если бы вера была), –– знал бы мужик не умом только, но и сердцем, что разлука эта ненадолго, и надо только перетерпеть её достойно. И может он о своей любимой заботиться, молясь о её душе, продолжая делать добрые дела во славу имени Божиего и во спасение любимой души. И эта вера дала бы ему силы обязательно! И жил бы мужик, заботясь о детях, о внуках не только своим трудом, но и духом, верой личной подавая пример. И дети другими были бы, и жизнь их непременно сложилась бы иначе (возможно, не легче, но полнее, осмысленнее –– это точно). И дом этот добротный, свидетель многих трудов и забот, был бы наполнен теплом, голосами родных людей, детским смехом и жизнью.

Очень хочется, чтобы у тех, с кем мне приходится общаться «по требам», было доброе продолжение их –– большей частью печальных –– историй, и я знаю, что это доброе продолжение возможно! Нужно лишь довериться Богу, пусть даже вопреки обстоятельствам, привычке и мнению безумного мира… И тогда обязательно получится всё –– самое важное и большое, ради чего живёт человек, радость, любовь, семейное счастье! Только надо поверить, впустить в свою жизнь Господа и не расставаться с Ним уже никогда! Именно Он и есть главное, без чего всё остальное теряет смысл.

Священник Димитрий Шишкин
 





к содержанию ↑
Рассказать друзьям: