15 октября: блаженного Андрея, Христа ради юродивого; благоверной княгини Анны Кашинской; праведного воина Феодора Ушакова ...
Содержание
|
Праздник, приближающий Рождество
4 декабря — большой церковный праздник — Введение во храм Пресвятой Богородицы. О нём нет упоминания в Евангелии, как, впрочем, и о других богородичных праздниках — Рождестве и Успении. Только в устном Предании Церкви и житийной литературе. И вот что там можно прочитать.
Родители Пресвятой Девы, престарелые Иоаким и Анна, дали Богу такой обет: «Если у них будет ребёнок, то они посвятят его Богу». И когда их маленькой дочери исполнилось три года, они решили свой обет исполнить и ввели Её в Иерусалимский храм. О трёхлетнем возрасте Марии говорили уже в I веке, например, Еводий, епископ Антиохии († 86). Еврейское благочестие и в самом деле знало такую форму посвящения детей Богу. Известный еврейский историк Иосиф Флавий (†100) рассказывает в книге «Иудейские древности», что к стене храма было пристроено тридцать каменных зданий. В них находилось 90 просторных и пригодных для жилья помещений. Там отдельно жили девицы, вдовы, священники, левиты и назореи, то есть мужчины, давшие на время обет не вступать в брак, не пить вина и не стричь волос. Мария провела здесь около 12 лет, упражняясь, как и другие девицы, в молитве, изучении Священного Писания и рукоделии. Обычно сюда входило прядение шерсти и льна и ещё шитьё шёлком. А блаженный Иероним (†420), большой знаток церковных преданий, которые он собирал прямо в Святой Земле, приводит, как бы мы сейчас сказали, распорядок дня девиц, по которому жила и Дева Мария: «Блаженная Дева жизнь проводила по строгому порядку. От раннего утра до третьего часа дня стояла на молитве, от третьего до девятого упражнялась в рукоделии или чтении книг. Так всё более и более возрастала Она в любви к Богу». Часто спрашивают: «А почему Дева вошла в храм в трёхлетнем возрасте?». Вот какой интересный ответ я нашел у греческого проповедника конца XVII века Илии Минятия (†1714): «На третьем году узнаётся высота человеческого роста. Каков кто-либо в три года, впоследствии вырастет ещё вдвое — ни больше, ни меньше. Это замечает и Василий Великий в своём «Шестодневе»: «Каков кто в трёхлетнем возрасте, таков дважды будет потом». Дева была трёх лет и имела столько святости, что была признана достойной войти во Святое Святых, куда входил один только Архиерей, и то однажды в год. Отсюда можно заключить, что со временем Дева должна была усугубить свою святость. Как Она в три года превосходила святостью всех праведников, пророков и патриархов древнего закона, так Она должна была удвоить святость, чтобы превосходить апостолов, мучеников, преподобных и учителей Церкви, и настолько же превосходить всех ангелов, архангелов, серафимов и херувимов небесных. Так что если в три года Она достигла Святого Святых храма, то к концу жизни достигнет Святого Святых рая — престола Трисиятельного Божества». Для этого проповедника — главное не физиологические особенности трёхлетнего организма, которые можно оспаривать. Для него важно уловить символические параллели. Он так и говорит: «Дева, созданная Богом, превзошла природу Закона, а, родив Бога, превзошла закон природы». А для другого проповедника VIII века Тарасия (†806), архиепископа Константинополя, Богоотроковица во храме — средоточие всей священной истории. Он влагает в уста священника Захарии, встречавшего Деву, такие слова: «Ты — разрешение проклятия Адама. Ты — уплата долга Евы. Ты чистейшее приношение Авеля. Ты — новая жертва и мысленное приношение Исаака. Ты — целомудрие Иосифа. Ты —богописанная книга Моисея законодателя. Ты — дочь Давида. Ты — вознесение Илии на небо. Ты — спасение Ионы в ките. Ты — зеркало пророков и исполнение их речений». Ещё один греческий проповедник XIV века, святитель Григорий Палама (†1359) видит смысл Её пребывания во храме в том, чтобы Она отделилась от мира и приготовилась к Своей миссии Богоматеринства. «Кто возвестит величие Твоё, Дева? Ты явилась Божией Материю и соединила ум с Богом. Бога сделала Сыном Человеческим, а человека Сыном Божиим и примирила мир с Творцом мира. Ты вскормила нашей человеческой пищей Кормильца ангелов и через Него вскормила нас, людей, небесной и чистой пищей». Праздник Введения во храм — очень древний. Сохранились предания палестинских христиан о Введенской церкви в Иерусалиме. Её незадолго до своей смерти в 327 году построила царица Елена — мать первого христианского императора Константина Великого (†337). Упоминает о нём в своих проповедях и знаменитый богослов христианского Востока Григорий Нисский (†395). Его любили и византийские императоры. В IX веке Василий Македонянин (†886), основатель македонской династии, составил песни канона, которые поются в этот праздник до сих пор. Есть у него и одна богослужебная особенность, которую с волнением переживают верующие. Со дня Введения на богослужениях начинают петь гимны Рождества Христова: «Христос рождается, славьте, Христос с небес — встречайте!» Теперь уже недалеко и до Рождества! Ну и для нас, родителей и детей, праздник Введения имеет своё особое значение. На примере Иоакима и Анны видно, как важно начинать учить детей вере с ранних лет. Слово Божие хорошо запоминается в детстве, делается близким и родным на всю жизнь, а родной голос утешает, поучает и обязывает. Протоиерей Владимир БАШКИРОВ
04.12.2019 к содержанию ↑
Рассказать друзьям:
Друзья!Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами. Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея. |