15 декабря: преподобного Исе Грузинского; святого Стефана Уроша, царя Сербского ...
Содержание
|
Первое белорусское сестричество
В этом году исполняется 30 лет, как после долгого периода атеистических и антихристианских настроений в Минске появилось первое сестричество милосердия.
После событий 1917 г. и беспощадного уничтожения всего, что напоминало новой атеистической стране о её христианских корнях, люди не могли открыто исповедовать свою веру и, тем более, не могли свидетельствовать о ней, совершая дела милосердия. На обширной территории советского государства были ликвидированы все православные благотворительные организации. Лишь в 1988 г. в атмосфере политической жизни Советского Союза наметились серьёзные перемены, и широкий резонанс приобрела знаковая дата 1000-летия Крещения Руси. В конце того знаменательного года, 15 декабря, после Божественной литургии Митрополит Филарет обратился к прихожанам Минского Свято-Духова кафедрального собора с проповедью, в которой впервые призвал образовать общество милосердия. Тогда же Владыка рассказал, что в Москве и Киеве уже образованы подобные общества. 15 человек откликнулись на призыв — так было положено начало образованию сестричества в честь святой праведной Софии Слуцкой, мощи которой покоятся в Кафедральном соборе белорусской столицы. Именно эту святую, прославленную Церковью как ревнительницу Православия, щедро творившую дела милосердия, избрали в качестве своей небесной покровительницы прихожане, решившие посвятить себя служению больным и немощным. Старшей сестрой была назначена Елена Жилкина. Сейчас в силу возраста и состояния здоровья Елена Александровна не может исполнять это послушание. Несколько лет назад она поделилась своими воспоминаниями, которые теперь, спустя три десятилетия, приобретают особую ценность: — Владыка в тот же день, 15 декабря, назначил собрание будущих сестёр милосердия. Мы пришли в здание епархиального управления — записались. И тут же Его Высокопреосвященство выбрал старшую, указав на меня: «Вы будете». Я испугалась, но побоялась отказываться. И сразу нам дали послушание — пойти в Институт травматологии. Владыка Филарет лично получил согласие главврача этой больницы на совершенно немыслимое до сего момента сотрудничество — православные сёстры милосердия будут посещать пациентов государственного медицинского учреждения. Сестричеству достался самый сложный 5-й этаж, спинальное отделение — здесь проходили лечение люди с переломом позвоночника... Всё было ново для начинающих сестёр милосердия. — Взяла я свою приятельницу, и мы первый раз пошли в больницу, — рассказывает Елена Жилкина. — Я никогда до этого в больнице не бывала. Пришли в отделение, где лежат парализованные люди. А там такой запах, так страшно всё! Моя подруга сразу упала в обморок. Потом говорит: «Уходи, не соглашайся, станешь старухой за один год!». А ещё меня очень смутило, что придётся мыть больных перед операцией. Хорошо, если это женщина. А если мужчина?! Я пошла с этим вопросом к Митрополиту. Высказала свои сомнения и попросила освободить меня от послушания. Владыка сначала сказал: «Да, наверное, надо кого-то постарше…». Но, помолчав, добавил: «Знаете, попробуйте ещё раз». Тогда я пошла к главврачу и стала просить, чтобы нам дали женское отделение. А он: «Елена Александровна, идите быстрей, там, на каталке, парень лежит, его срочно нужно оперировать, помойте его». И времени думать не было уже — мы с сёстрами побежали мыть больного. Хоть и стыдно было, но помыли. Правда, парень без чувств был… Так мы стали работать. Я думаю, всё это благодаря молитве Владыки — она у него сильная. В любой больнице всегда много возможностей послужить Богу и ближнему. Начинающие сёстры милосердия прекрасно видели это и, преодолев свои страхи и опасения, с воодушевлением стали браться за любую работу. — Мы кормили больных, выносили утки, убирали в палатах, — говорит Елена Жилкина. — Помнится, однажды наша сестра, кстати, старшая по возрасту, так вычистила мусоропровод, что со всех этажей приходили смотреть. Санитаркам помогали. Трудно им было — работа тяжёлая, а платили копейки. Да и брали на эту работу кого попало. Была ещё такая проблема: родственникам больных запрещали оставаться в больнице. И в таких случаях наша помощь лежачим была очень кстати. Но вначале, когда мы стали приходить в больницу, на нас смотрели как на ненормальных: «Это те, которые молятся. Только ненормальные молятся!». Это было время абсолютного атеизма». Кроме ухода за больными, сёстры беседовали с ними на духовные темы. Нетрудно представить себе, какой неподдельный интерес вызывали у пациентов и сотрудников больницы люди, которые добровольно и без какой-либо зарплаты пришли трудиться туда, где царит страдание, болезнь, боль. Сёстры видели, что тяжёлым больным, многие из которых находились на грани отчаяния, необходима была духовная поддержка. Попросили Владыку прислать в отделение священника, чтобы он исповедовал и причащал пациентов прямо в палатах. Прошло приблизительно три месяца и их желание осуществилось. — Я очень хорошо помню март 1989-го, — вспоминает Елена Александровна. — Рассвет. На фоне окна появляется священник. И все вокруг: «Поп пришёл, это ж надо!». В это раннее утро отец Игорь Коростелёв принёс в больницу Святые Дары. Состоялись Таинства Исповеди и Причастия. Протоиерей Игорь стал первым духовником сестричества. Затем на этом поприще трудился отец Виктор Беляков, а с 1996-го — священник Игорь Латушко. Отец Игорь Коростелёв, отец Иоанн Хома (ныне архиепископ Брестский и Кобринский) часто нас собирали, занимались с нами. Духовенство активно опекало первых сестёр. И сам Владыка как-то очень близок был к нам: собирал нас, поил чаем, беседовал. Тогда в Минске действовало только три храма, и он всегда был доступен. Может, минут 15 посидишь в очереди и быстро свои вопросы решаешь. Эта поддержка очень нас воодушевляла. По своей собственной инициативе ещё в двух больницах организовали работу. Хотелось служить людям. Как на крыльях летали… Такое время было — всё зарождалось. И тогда, наверное, Господь много благодати давал. Как только больницу стал посещать священник, в жизни сестёр милосердия начался новый этап: учились готовить больных к Исповеди и Причастию. Сами сёстры внимательно слушали проповеди священника, стараясь не пропустить ни единого слова. Вера была, а вот знаний, чтобы проводить катехизацию больных, не хватало. В то время не то, чтобы книг духовного содержания, Библию было не достать. Только в 1989 г. после многолетнего перерыва возобновили свою работу белорусские духовные учебные заведения. Елена Александровна вспоминает: — Всем больным очень интересно было общаться с сёстрами. Мы им рассказывали, что в больницу батюшка приходит, исповедует. А чтобы подготовить людей, нужно рассказать, что такое грех, рассказать заповеди. Часто была реакция: «Какие у меня грехи — не убивала, не воровала». Говорю: «А аборты?» В ответ: «Ну, каких-то 15…». Просто люди были воспитаны в атеистическом обществе. А человек, которого не научили с детства, как ему прийти к вере?! Всё изменилось, когда в больницу принесли Святые Дары. Я сама удивлялась. Когда стали причащать, чувствовалась уже помощь свыше. Постепенно вслед за больными и врачи, и другие работники больницы стали приобщаться к вере — крестились, исповедовались, венчались, соборовались. В 1990 г. был принят Устав, регулирующий работу сестричества. С этого момента оно получило официальный статус. Учитывая это обстоятельство, именно в мае 2010 г. сёстры торжественно отметили 20-летие своих трудов в рядах первого белорусского сестричества милосердия. На Пасхальной службе 1990 г. в Кафедральном соборе сёстры удивили всех — стояли на службе и подошли к Причастию в белых косынках и форме. Покрой косынок восстановили по дореволюционным фотографиям сестёр милосердия — своих прабабушек. Елена Александровна говорит: — Сестра милосердия обязательно должна отличаться внешне! Перед той Пасхой я сама сшила первые косынки для сестёр. Наши девочки вышивали крестики. Нашла фотографии своей давней родственницы, которая была сестрой милосердия, и другие фото сестёр милосердия отыскала. Владыка Филарет дал нам деньги на пошив специальных платьев, помню, я привезла ткань из Каунаса. Когда мы пришли на Пасхальную службу, реакция была необыкновенная. Это было такое торжество! Владыка Филарет неоднократно призывал верующих пополнять ряды сестричества Софии Слуцкой и творить дела милосердия, к которым призван каждый христианин. Воодушевлённые проповедями архипастыря, членами общества милосердия становились не только прихожанки, но и прихожане действовавших в то время храмов Минска. В скором времени число сестёр и братьев достигло 70 человек. — В сестричество шли женщины лет 35–40, семейные, — продолжает Елена Жилкина. — Молодёжь тоже была. Но «горячих», которые ради сестричества всё бросали, и семью в том числе, духовник наш отсылал назад. За время существования сестричества его членами были люди совершенно разных возрастов — от 17 до 80 лет — и разных профессий. Ещё в 1989 г. сестричество стало расширять свою деятельность. Сёстры начали опекать отделение реабилитации 5-й городской больницы, дом престарелых. В 1990-ом, весной, началось регулярное посещение отделения реанимации 1-й больницы, несколько позже — детского гематологического отделения. В 1993 г. здесь с разрешения главврача сёстры устроили часовню, где служили молебны и акафисты, совершались церковные Таинства. С 1995-го сестричество Софии Слуцкой взяло под опеку Окружной военный госпиталь. Здесь 9 мая 1998 г. священник Игорь Латушко впервые за всё время существования госпиталя совершил Божественную литургию. В 1993–1996 годах в Беларусь с Запада обильно поступала гуманитарная помощь — одежда и продукты питания. Сёстры немало потрудились, распространяя эту помощь в больницы, детские дома, в квартиры инвалидов и малоимущих жителей Минска. Активная помощь ближнему, жизнь в лоне Церкви постепенно преображали тех, кто принял на себя подвиг служения сестры милосердия. Некоторые члены сестричества во имя праведной Софии Слуцкой приняли монашеский постриг и ныне являются насельницами монастырей Полоцка, Гродно, Киева, Петербурга, Борисова. Несколько братьев приняли сан священнослужителя. Многие сёстры закончили духовное училище, есть и такие, которые стали матушками — жёнами священников. Однако Елена Александровна призналась, что не всегда и не всё было гладко и просто в жизни первого сестричества: — Я считаю, что в работе сестёр милосердия должна быть дисциплина. Время гонений на Церковь, когда верующих, священников арестовывали, и нынешнее время — разные. У нас совсем другие искушения. И в сестричестве тоже. Женщина постсоветского времени привыкла везде командовать сама, и поэтому с послушанием здесь трудно. После возведения на территории 1-й больницы детского хирургического центра (ДХЦ) группа сестёр стала посещать все 6 этажей этого лечебного учреждения. Здесь удалось выхлопотать небольшое помещение и устроить в нём часовню. С тех пор один-два раза в месяц здесь совершалась Литургия, служились молебны. Елена Жилкина говорит: — Мы очень рано (в 5:30) начинали службу, чтобы успеть до завтрака. Потом крестили и причащали младенцев. Во время литургии пел хор студенток духовного училища и Академии музыки. Служба в часовне — это всегда была такая радость! Уходишь после неё, а душа поёт. В ДХЦ проходят лечение около 200 маленьких пациентов и результат его, увы, бывает разный, не всегда счастливый. По словам Елены Жилкиной, есть случаи самоубийства матерей. — Это такой стресс, когда твой первенец умирает, — говорит она. — Раньше, когда рожали много детей, и люди были верующими, к смерти младенцев (а это случалось часто) относились всё-таки по-другому. А сейчас у неверующих матерей отчаяние полное. И я уверена: если мы не будем заниматься матерями, то все наши труды будут перечёркиваться. Завершая беседу, Елена Жилкина опять с благоговением говорит про Митрополита Филарета, про то, что сёстры первого белорусского сестричества ежегодно в праздники Пасхи и Рождества Христова обращаются к Владыке с поздравлением и просят у него благословения на дальнейшие труды. Елена НАСЛЕДЫШЕВА
07.03.2018 к содержанию ↑
Рассказать друзьям:
Друзья!Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами. Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея. |