Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

15 декабря: преподобного Исе Грузинского; святого Стефана Уроша, царя Сербского ...

Содержание
Главная Nota Bene! Читаем Евангелие Библиотека православная Аудиоматериалы Искусство с мыслью о Боге Для детей и родителей "Врата Небесные" Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея
История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты «Поддержите наш проект!»
Рекомендуем


Открывая святые лики...


Игорь Сурмачевский 
Истоки реставрации икон — в глубокой древности. Издревле самые ценные образа отдавались в руки искусных и ответственных мастеров, среди которых были даже митрополиты. Разрешение на то исходило лично от царя. Можно привести много таких примеров. Скажем, почитаемая Владимирская икона Божией Матери, начиная с XIII века, реставрировалась каждые 50-100 лет. Сохранились сведения, что в XVI веке она поновлялась дважды, и делали это митрополиты Варлаам и Афанасий. Также можно вспомнить Тихвинскую икону Богоматери — по личному разрешению царя Михаила Фёдоровича её реставрировал игумен Герасим.
 
Раскрытие святых ликов, их реставрация тесно связаны с самой технологией иконописания. Готовые произведения иконописцы покрывали специально сваренным масляным лаком — олифой. Она не только проявляла и заставляла ярче светиться краски, но и служила для них защитным слоем. Однако по прошествии времени (около 100 лет и более) олифа впитывала копоть и темнела. О сюжете икон, не говоря уже об их колорите, порой можно было догадаться лишь по смутным силуэтам фигур. Время делало своё «черное дело», и надо было спасать созданное древними мастерами.
 
Реставраторы XIX века, поновляя икону, иногда поверх старого сюжета писали совершенно новый, не связанный с прежним. Нередко такая практика полностью уничтожала древнее изображение. В XVIII веке старинные иконы часто переписывались в новомодных стилях барокко и рококо. Древние, намоленные образа закрывались новыми сюжетами, чувственными ликами. Именно в это время больше всего пострадала древняя иконопись. Достаточно вспомнить известную историю с шедеврами русской духовной культуры —  иконами Андрея Рублёва из Владимирского Успенского собора. В 1775 году по повелению Екатерины II эти образа были переданы в село Василевское и хранились здесь в ужасных условиях — в сыром сарае при церкви.
 
Открывая святые лики 
А чего стоят наставления по поновлению икон из трактата XVIII века Дионисия Фурноаграфиота: «Когда хочешь промыть старые иконы, то наперёд влей воду в большое корыто, в котором икона могла бы поместиться под водой, потом положи её туда и, взяв тепловатой золы и посыпав ею на изображение, потирай оное большой щетинной кистью». Видимо, для того чтобы реставраторы особо не усердствовали, дальше идёт предостережение: «Да смотри при этом, не смой левкас с доски». О том, чтобы сохранить изображение, даже и речи не было. Благодаря не очень прилежным поновителям того времени, которые не особо усердствовали при снятии олифы, а иной раз по лености вообще не трогали её, до нас дошли нетронутыми шедевры древней иконописи.
 
Однако даже в конце XIX века практиковалось так называемое раскрытие икон «на огне», когда место для расчистки покрывалось спиртовой политурой и поджигалось. Cтарая олифа начинала закипать, и тогда нужно было немедленно гасить её, затем, как можно быстрее, удалять острым ножом. Для такой реставрации требовались большая сноровка и опыт, а они имелись далеко не у всех. Не всегда на высоте были и странствующие иконописцы-реставраторы, что ходили из села в село в поисках работы. О работе таких «мастеров» говорят надписи, сделанные острым гвоздём с обратной стороны икон, где записывались имена заказчиков или их пожелания: тут сделать «ризу чекану», а тут положить «коптель» (копчёное серебро вместо дорогого сусального золота).
 
Открывая святые лики 
Но научный подход к реставрации икон со временем креп и набирал силу. И связан он с именами известных русских коллекционеров и меценатов второй половины XIX века: С. П. Рябушинского, А. В. Морозова, И. С. Остроухова, Н. П. Лихачёва. Cвою лепту в это дело внесли и крупные промышленники, выходцы из семей купцов-старообрядцев. Уместно вспомнить, что именно старообрядцы собирали, хранили и молились только на старые, не тронутые, как они считали, «никоновской ересью» иконы. Не от них ли пошёл повышенный интерес к древней иконописи, появившийся в середине XIX века?
 
Развитию этого интереса мы, в первую очередь, обязаны не учёным, а меценатам-собирателям прошлых лет и реставраторам XIX века. Коллекционирование старинных икон дало толчок развитию целого направления иконописи «под старинное письмо» в Мстере Владимирской области. Мстера стала центром не только иконописания, но и реставрации. Мастера, работавшие со старыми иконами, получали прозвище «старинщики». Из мстерских мастерских вышли известные иконописцы-реставраторы: Чириков, Гурьянов, Дикарёв, Брагин.
 
Поиск древних икон порой подталкивал «старинщиков» на самые неимоверные аферы. Часто, взяв на реставрацию древний образ, они спиливали верхний слой доски со старым изображением и переносили его на новую основу. А на нижнем слое старинной иконы монтировалась другая тонкая доска со свежим изображением, которое искусственно обрабатывалось под старину, как бы с «налётом времени».
 
Открывая святые лики 
Прошли времена забвения древнерусской иконы, и в наше время появились люди, которые всем сердцем потянулись к прежде забытой духовной культуре, начали искать и собирать иконы, возвращать к жизни старинные образа.
 
Судьба подарила мне встречу с Анатолием Васильевичем Стецкевичем-Чебогановым, который много лет занимался благородным делом меценатства и собирал православные иконы. В процессе работы над его собранием у нас сформировался круг единомышленников, которые с полуслова понимали друг друга. Мы совместно принимали решение о включении определённой иконы в собрание, советовались о том, в каком объёме нужна реставрация: что удалить, что оставить, а что и реконструировать, чтобы восприятие древней иконописи было полным. И только тогда начиналась тщательная и кропотливая работа по раскрытию старой олифы, расчистке изображения от поздних поновлений. Таков долгий процесс реставрации, который может длиться не один месяц и даже не один год.
 
Работа над образами иногда преподносит «сюрпризы» — некоторые иконы покрыты особой олифой, характерной только для данного произведения. В прежние времена каждый мастер имел свой секрет её изготовления. Например, шафран придавал олифе неповторимый золотистый оттенок, сурик — красноту, янтарь — прочность и светоносность. Поэтому так важно оставить микрослой авторской олифы на произведении, чтобы был понятен творческий замысел иконописца.
 
Или ещё одна особенность: когда для пущей сохранности особо чтимые иконы полностью (а иногда только святые лики) поверх ещё не «вставшей» олифы покрывались тонкими пластинками натуральной слюды. Так были покрыты лики на образе Муромской Богородицы XVII века.
 
Открывая святые лики 
Вообще при реставрации иконы нужна полная самоотдача. Необходимо помнить, что каждое иконописное изображение — это свидетельство Боговоплощения, проповедь Евангелия в зримых образах. Нужен особый настрой и, конечно, молитва. А подобного состояния непросто достигнуть в современном суетном мире. Отсюда становится понятным, почему лучшие иконописцы Древней Руси жили и творили в далёких монастырях. Достаточно вспомнить преподобного Андрея Рублёва. Помимо веры, реставратор должен иметь объёмные знания по иконописным школам российских регионов разных веков, отлично разбираться в древней иконографии и палеографии, в совершенстве знать технику иконописного мастерства.
 
Реставрация требует кропотливости и осторожности. Немногие художники способны проложить ту же тонировку на иконе. При тонировании или запунктировании, которое делаешь с величайшим терпением, необходимо учитывать технику каждого иконописца, в которую нужно вписаться: будь то палехская плавь или инкарнат (письмо темперой мелкими штришками) икон Гурьянова.
 
Во время трудов с коллекцией икон Стецкевича-Чебоганова помимо работы над реставрацией живописи производилась консервация её основы. Пристальное внимание обращалось на тыльную сторону доски иконы, которая под грубой ветхой серпянкой порой скрывает интереснейшие отпечатки времени: вкладные (дарственные) надписи полууставом XVII века, как на иконе «Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому»; личные печати и штампы иконописцев и иконописных мастерских — на иконе Господа Вседержителя штамп московской иконописной мастерской «М. И. Дикарёв и сын»; дворянские гербовые печати — как на иконе Николы Можайского конца XVII века; дарственные надписи — на иконе святителя Димитрия Ростовского с мучениками Мануилом, Савелом и Исмаилом надпись «Нейнгарду Дмитрию Борисовичу, 1861-1942, тайному Государственному Советнику»; светские рисунки пером — на обратной стороне образа Благовещения Пресвятой Богородицы 1766 года рисунок дамы и кавалера.
 
Снятие и реставрация басмы и оклада иконы также проводились с особой осторожностью, так как гвозди крепления басм со временем покрылись окисью и почти вросли в левкас. Структура серебра XVI-XVII веков также изменилась — оно стало хрупким и ломким. Поэтому реставрационные чинки приходилось делать на маленькие серебряные заклёпки, так как работа с пайкой, а тем более с оловом, невозможна — серебро попросту сгорит как бумага, а олово разъест старый металл.
 
Открывая святые лики 
Ты словно врачеватель, с молитвой трудишься над реставрацией образов, и иной раз ощущаешь особую небесную благодать — образ вдруг начинает благоухать, и порой так сильно, что запах ладана наполняет собой всю мастерскую. Именно такое, можно сказать, «небольшое чудо» произошло с афонской иконой благоверного князя Александра Невского из коллекции Анатолия Васильевича. И тогда понимаешь — вот главная награда за твои труды! Тогда с верой и новыми силами берёшься за работу. И вспоминаются вот эти слова Нового Завета, сказанные о Господе, и хочется «служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей» (Лк. 1: 75).
 
P. S. Памяти писателя, мецената, заслуженного деятеля культуры Республики Беларусь Анатолия Васильевича Стецкевича-Чебоганова (1946–2019).
 
Игорь СУРМАЧЕВСКИЙ, г. Минск
09.03.2020
 
Узнать больше о православных иконах можно в материалах этой недели «Торжество Православия» и «Каждый из нас — святая икона Божия»

Добавьте сайт в закладки, чтобы не пропустить важную для Вас статью




к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.