4 октября: Неделя 17 по Пятидесятнице. Апостола от 70-ти Кодрата; святителя Димитрия Ростовского ...
Содержание
|
Он ушёл от мира, чтобы писать для мира
19 января — преставление святителя Феофана Затворника
23 января — день памяти святителя Феофана Затворника 29 июня — день перенесения мощей святителя Феофана Затворника1 Святитель Феофан Затворник (1815–1894) оставил после себя обширное и поистине драгоценное духовно-литературное наследие: многочисленные труды по христианской нравственности, сочинения с изложением основ святоотеческой психологии, переводы аскетической литературы (в том числе перевод «Добротолюбия»), глубочайшие толкования Священного Писания, существенно обогатившие русскую библеистику. Он совершил настоящий творческий подвиг, и один из его биографов с полным правом утверждал, что по своей плодотворности труды святителя Феофана сопоставимы с творениями святых отцов IV столетия — золотого века Византии. В 1988 г. Феофан Затворник был причислен к лику святых. В решении Собора отмечалось: «Глубокое богословское понимание христианского учения, а также опытное его исполнение, и как следствие сего, высота и святость жизни святителя позволяют смотреть на его писания как на развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и богопросвещённости». Родился святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, 23 января 1815 г. в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии в семье священника. Учился в Ливенском духовном училище, Орловской семинарии, Киевской духовной академии. Благодатное влияние на юного студента оказали Киево-Печерская Лавра и другие киевские памятники священной истории, которые он нередко посещал. Впечатления о подобных посещениях были настолько глубоки и сильны, что святитель до конца жизни с восторгом вспоминал о них. В последний год учёбы Георгий Говоров решил всецело посвятить себя служению Святой Церкви в иноческом чине и в 1841 г. в Киеве принял постриг с именем Феофан. В том же году рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. Затем — служба инспектором в нескольких духовных учебных заведениях, ректорство в Санкт-Петербургской духовной академии; поездки в Палестину в составе русской духовной миссии и — в Константинополь в должности настоятеля посольской церкви (во время этих поездок он углублённо изучает аскетическую письменность православного Востока). 14 июня 1859 г. в Троицком соборе Александро-Невской Лавры были совершены хиротония и наречение святителя Феофана в епископа Тамбовской епархии, затем последовало перемещение на более обширную Владимирскую кафедру... Таков краткий очерк его внешнего жизненного пути, полного неустанной, разносторонней и всегда успешной, плодотворной деятельности на благо Церкви и Отечества. Внутренний же духовный путь святителя привёл к тому, что в 1866 г., находясь на самом, казалось бы, взлёте архипастырской деятельности, епископ Феофан подал в Священный Синод прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышинской пустыни Тамбовской епархии. Этот монастырь владыка заметил ещё во времена пребывания своего на Тамбовской кафедре; он понравился ему строгим иноческим уставом и красотой местности; и, назначая его настоятелем игумена Аркадия, епископ Феофан на прощание пророчески сказал ему: «Поезжайте, отец игумен, туда, а там, Бог даст, и я к вам приду». Когда прошение владыки было удовлетворено, он, наконец, получил то, к чему давно чувствовал своё главное духовное призвание: полное отрешение от житейских дел, уединение, неразвлекаемое «внутреннее делание». В письмах своих он свидетельствовал, что поистине счастлив в Выше: «Вышу можно променять только на Царство Небесное». Уйдя в затвор, он устроил в своих келиях малую церковь во имя Крещения Господня и проводил жизнь в богослужении и молитве, в телесных и духовных подвигах, в тщательном самонаблюдении, в напряжённом чтении и богомыслии, в трудах писательских. В подвиге духовно-литературного творчества святителя Феофана проявилось его великое служение Церкви Божией. По своему содержанию сочинения епископа Феофана можно разделить на три отдела: нравоучительный, истолковательный и переводный. Но особое место в его духовно-литературном наследии занимают письма к разным лицам, среди которых были представители всех сословий, от сановников до крестьян, просивших у него совета или духовной помощи, решения недоуменных вопросов, утешения в скорби, облегчения в бедах... Со всех сторон России стекались эти просьбы в Вышинскую пустынь, где Преосвященный Феофан пребывал в течение последних 28 лет жизни, причём 22 года он находился в строгом затворе — не покидал келию и принимал у себя только настоятеля пустыни, духовника и келейника. Ежедневно почта приносила от 20 до 40 писем, и епископ Феофан обязательно отвечал на каждое из них, чутко угадывая духовное состояние и потребности писавшего и находя для него идущее прямо к сердцу, необходимое слово. Он обладал редким даром просто, ясно, лаконично говорить о самых сложных предметах. Святитель Феофан Затворник является переводчиком замечательного сочинения «Невидимая брань», и в обширной своей переписке он не раз обращался к проблемам духовной борьбы человека, ступившего на узкий и тернистый, но спасительный путь, ведущий в Царство Небесное: здесь и беды житейские, и болезни, и семейная и гражданская жизнь, истинное назначение искусства, и правильная установка в отношении к различным обстоятельствам внешней жизни, и бесконечные проблемы внутренней жизни. Епископ Феофан мирно скончался 19 января 1894 г., в день престольного праздника своего келейного храма — в праздник Крещения Господня. Отпевание почившего затворника было совершено 24 января епископом Тамбовским Иеронимом при огромном стечении духовенства и народа. Тело архипастыря погребено в правом Владимирском приделе Казанского собора Вышинской пустыни. Над могилой почившего в качестве свидетельства непреходящей значимости его богословских трудов было воздвигнуто великолепное надгробие из белого мрамора с изображением трёх книг святителя: «Добротолюбие», «Толкование Апостольских посланий» и «Начертание христианского нравоучения». к содержанию ↑
Рассказать друзьям:
Друзья!Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами. Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея. |