Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

...

Содержание
Главная Nota Bene! Читаем Евангелие Библиотека православная Аудиоматериалы Искусство с мыслью о Боге Для детей и родителей "Врата Небесные" Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея
История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты «Поддержите наш проект!»


Он называл себя простым человеком


18 сентября — день памяти преподобномученика Афанасия Брестского
2 августа — обретение мощей преподобномученика Афанасия Брестского


Жил святой Афанасий на землях Великого княжества Литовского во времена церковного раскола — Брестской унии. Не согласился он отречься от веры православной, оставшись навечно в памяти людской как защитник Православия, приняв мученическую смерть от рук гонителей веры…

преподобный Афанасий БрестскийРодился Афанасий по фамилии Филиппович около 1595-1600 гг. Не известно ни место рождения его, ни мирское имя. А родом был из семьи то ли шляхтича обедневшего, то ли городского ремесленника — сам он называл себя «нендзым человеком, простым, гарбарчиком, калугером убогим».

Небогат был Афанасий. Но паче всякого мирского богатства почитал юноша богатство знания. И не золото, а усердие к учению книжному отворило пред ним двери Виленской иезуитской коллегии, куда принимались в ту пору одарённые молодые люди всех христианских конфессий.

Коллегию окончив, стал служить Филиппович наставником детей шляхетских, грамоте, счёту и наукам их обучая. В году же 1620-м молодого гувернёра, знаниями богатыми себя зарекомендовавшего, пригласил на службу сам Лев Сапега, канцлер Великого княжества Литовского. Поручил Сапега Филипповичу воспитание некоего «Димитровича» — мальчика, представленного ему русским царевичем Иоанном — якобы внуком Иоанна IV Грозного от младшего сына его Димитрия.
Семь лет служил Афанасий наставником лжецаревича. И уверился он, что этот «некий царевич московский… и сам о себе не знающий, что он такое», является очередным самозванцем.

При дворе канцлера служа, видел Афанасий несправедливость, униатами и католиками чинимую православным, интриги придворные, жизнь разгульную. И положил Господь на сердце Афанасию желание суету мирскую оставить. Удалился он, от службы уволившись, в Виленский Свято-Духов монастырь, где и принял постриг в лето 1627-е. Отсюда Афанасий был послан в Кутеинский монастырь под Оршей, а затем — в Межигорский близ Киева, где «не малое время учился воле Божией и жизни по закону». По прошествии немногого времени был рукоположен чернец Афанасий во иеромонахи и назначен наместником обители Дубойской, что близ Пинска. Неспокойное было то время для православных в Великом княжестве. Через три года, в лето 1636-е, изгнана была братия силой из монастыря иезуитами. Нашёл приют Филиппович в Купятицком монастыре, главной святыней которого была чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Здесь, под святым покровом «малой размерами, но великой чудесами» иконы, и продолжил блаженный Афанасий свой монашеский подвиг.

В ту пору исхлопотала братия Купятицкой обители у властей универсал, позволявший сбор денег на восстановление церкви монастырской. По благословению игумена в ноябре 1637 г. иеромонах Афанасий отправился собирать пожертвования. Для этого он решил отправиться в Москву, дабы, пожертвования собирая, искать защиты Православия у русского царя. Незадолго перед дорогой было ему видение, которого сподобился и игумен обители: в пылающей печи горели король Сигизмунд, папский нунций и канцлер Сапега.

Множество трудностей пришлось испытать святому Афанасию по пути в Москву. Составил он для царя грамоту особую, в которой рассказывал о бедствиях Церкви Православной в Речи Посполитой. Поведал Афанасий и о самозванце. Он был принят государем и покинул Москву со щедрыми пожертвованиями.

В 1640 г. Афанасия избрали игуменом монастыря святого Симеона Столпника в Бресте. Притесняема жестоко была сия обитель от униатов, имение монастырское присвоить стремившихся. Стараниями нового игумена отыскались старые грамоты, которыми утверждались права брестских православных. Сам святой Афанасий отправился в Варшаву на сейм с намерением отстоять свободу православного богослужения и обрядов. Сейм, бумаги рассмотрев, признал законность притязаний и выдал игумену привилей королевский, позволявший покупку земли и строительство дома для православного братства. По закону привилей тот надлежало заверить печатью канцлера князя Радзивилла. Но отказал канцлер-католик игумену Афанасию. Не заступились за него и православные епископы, гонений опасавшиеся. Тогда вновь явился на сейм Афанасий и к самому королю Владиславу обратился с супликой, угрожая монарху Божией карой, призывая «унию проклятую уничтожить и в ничтоже обратить».

Не увенчалось успехом предприятие брестского игумена. За глаголы крамольные, к королю обращённые, арестовали Афанасия и для суда в Киев отправили. Но суд церковный оправдал преподобного и по просьбе братии брестского монастыря восстановил в игуменском достоинстве.

Вернувшись в Брест, отдался святой Афанасий монашеским подвигам. Но уединённая жизнь иноков нарушалась нападениями иезуитов на монастырь, издевательствами, насмешками.

Вновь пытался добиться справедливости святой игумен: искал поддержки у князя Сапеги, за помощью ездил в Краков к князю Львову, послу московскому. Но всё тщетно. В ноябре 1644 г. был он снова взят под стражу. Миновали месяц за месяцем. В темнице Афанасий усердную молитву чередовал с трудом письменным — послания составлял, богословские трактаты да вирши духовные, по дням жизнь свою описывал. Оттого и названы писания преподобного Афанасия «Диариушем» — дневником.

Из темницы передал преподобный с людьми верными королю Владиславу три послания с просьбой защитить веру православную. Король же отказал Афанасию во встрече, но митрополиту киевскому Петру Могиле предложил забрать его из тюрьмы и поступить с ним так, как сочтёт нужным, дабы не мог беспокойный игумен более «чинить никаких тревог». Митрополит оставил Афанасия в лавре Киевской. В 1646 г. на праздник Воздвижения принял Афанасий на себя подвиг юродства, прилюдно прокляв унию во время службы в печерской монастырской церкви. А по времени малом почил митрополит Пётр, и Афанасий смог вернуться в родную обитель.

Недолго ощущал он покой в своей келии. В дни восстания Богдана Хмельницкого (1648) святого схватили, обвинив в помощи казакам. Когда же донос не подтвердился, судьи спросили преподобного: «Ты проклинаешь унию?» «Да, – отвечал святой Афанасий, — потому что она и есть проклята». Этого было достаточно для тех, кто жаждал крови брестского игумена...

После жестоких пыток по приказу брестского воеводы Масальского мученика Афанасия расстреляли возле деревни Гершоны под Брестом. Нетленное тело святого иноки перенесли в монастырь и с почётом захоронили в главном храме. Когда в 1815 г. деревянная монастырская церковь сгорела, останки мощей были положены в ковчег и выставлены для поклонения.

Преподобный Афанасий был признан святым вскоре после своей мученической кончины. И прославил Господь его мощи многочисленными чудотворениями.

Подготовил Виктор П
ОПОВ,
кандидат богословия
 



к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.