Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

28 сентября: мучеников Максима, Феодота, Асклиады; Новоникитской иконы Божией Матери ...

Содержание
Главная Nota Bene! Читаем Евангелие Библиотека православная Аудиоматериалы Искусство с мыслью о Боге "Врата Небесные" Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея
История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты


О насущном


Нас обижают. ЧастоНас обижают. Часто. Порой в глубине души возникает вопрос: «Подставить другую щеку или дать сдачи»? И вообще, каким должен быть христианин — «затюканным» изгоем общества или человеком, чей девиз «добро должно быть с кулаками»?
 
Мне кажется, если по улице идёт православная девушка в длинном платье, и её начинают дразнить, то она не станет кричать в ответ: «Я-то нормальная, а вот ты в мини-юбке…» По крайней мере, было бы странно, если бы православный человек так отреагировал. То же самое касается и оскорблений мужчины-христианина. Вопрос — в другом: как лично ты поступишь, если тебя обидят? Не сдержишься и грубо ответишь? Или промолчишь, но тебя ранит, что другие посчитают тебя слабым и униженным? И главное — что останется в твоём сердце? Важно: царит ли внутри человека мир и покой и насколько он духовно непоколебим. Ведь можно строить дом своего сердца на прочном основании, а можно — на песке.
 
Некий инок долгое время претерпевал поношения братии
 
Мне вспоминается замечательная и поучительная история, описанная в книге преподобного аввы Дорофея. Некий инок долгое время претерпевал поношения братии, и, наконец, видя его смирение, у него спросили, как он добился этой добродетели. Ответ был страшен… Оказывается, этот брат и за людей-то не считал обидчиков. Он назвал их псами. Вот такое состояние души при видимом благочестивом поведении!
 
Вообще, реакций на обиду бывает несколько. Первая — посчитать обидчиков мерзостью и псами, горделиво пройдя мимо. Второй вариант — можно унизиться, оскорбиться и уйти в себя, поскольку тебя морально уничтожили. Третий вариант — не выдержать и броситься с бранью и кулаками. И, наконец, четвёртый — благословить этих людей и остаться в мире, в добром расположении духа, в спокойствии.
 
Реакций на обиду бывает несколькоБывают ещё, скажем так, рабочие вопросы, которые влияют на достаток семьи. Например, у человека в контракте прописана одна зарплата, а по факту начальник платит намного меньше. От этого уже страдают его близкие! Моя точка зрения по этому вопросу такова: «Кесарю — кесарево, а Богу — Божие». Если нарушается закон, то я могу отстаивать свои права. Это не является грехом. В послании апостола Павла к римлянам сказано о начальнике (в том числе и о судье): «Он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13: 4). То есть существуют различные инстанции, защищающие наши права как граждан своей страны, и мы можем к ним обращаться за помощью. Это нормально и не противоречит христианскому учению. Грех — если мы по лени или глупости не будем заботиться о том, чтобы наши семьи не нуждалась.
 
Ещё одна ситуация. Допустим, человек не сильно пострадал материально от действий обманщика или мошенника. Он и простил бы, но тогда от его бездействия могут пострадать другие. Как тут быть? У священников можно найти отличающиеся друг от друга ответы на этот вопрос. Я предпочитаю руководствоваться словами Христа: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». (Мф. 10: 16) Мудрость и рассудительность нужно обязательно проявлять! К тому же обстоятельства бывают разные. Допустим, человек, которого считают обманщиком, может так объяснить свой поступок: «Я хотел купить у тебя вещь, а деньги пообещал отдать позже. Но я не получил тех средств, на которые рассчитывал. Прости меня, Христа ради. Можешь ли ты потерпеть немного?» Тут уже выбор каждого из нас, как поступать. Я бы простил и подождал… Другое дело, если должник заявляет: «А я не буду тебе ничего отдавать». Или просто скрывается. Тогда можно простить и благословить обманщика. А можно законными путями добиваться своего. Все зависит от того, пострадает ли кто-то, кроме меня, от действий этого человека.
 
Кесарю — кесарево, а Богу — Божие
 
Многих смущают слова Христа: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42). А на практике мы часто говорим: «Я не одолжу ему, он всё равно не отдаст!» Тут нужно увидеть контекст речи Господа. Имеется в виду ситуация, когда ко мне приходит человек, у которого острая нужда. При этом у меня есть возможность помочь ему. И если я пожадничаю, то нарушу заповедь любви. А случается, что взаймы просят соседи, у которых страсть к алкоголю. Они каждый день ко мне обращаются. Тогда я имею право, несколько раз одолжив, сказать: «Я помогу вам, но только после того, как вернёте прежний долг». Ещё важно: для чего человеку средства. Например, мать-одиночка, которая в декретном отпуске и не может работать, обращается за помощью. Что она может сказать? Как она вернёт деньги? Она говорит: «Когда-нибудь я точно отдам». И это уже моё решение — пожертвовать какую-то сумму или нет. Вот здесь и стоит вспомнить евангельские строки.
 
Вообще, когда речь идёт о прощении долгов, не всегда подразумеваются финансовые вопросы. Меня, например, часто жена прощает за то, что я могу не сдержаться и накричать на неё. Причём прощает ещё до того, как я успеваю попросить прощения. Так что это ежедневный труд — оставлять долги своим ближним. И если мы им пренебрегаем, то как же сможем предстать перед Богом? Ведь мы искренне просим: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должником нашим»…
 
Павел ДАВЫДОВ



к содержанию ↑
Рассказать друзьям: