15 декабря: преподобного Исе Грузинского; святого Стефана Уроша, царя Сербского ...
Содержание
|
О любви к ближним
Само слово «любовь» очень уж многозначно и имеет положительные и отрицательные оттенки. Как тут правильно разобраться? Можно любить Бога, Церковь, Пречистую Деву, святых, ближнего, мать, отца, жену, детей!
Но можно любить вино и водку, драться, блудить, клеветать, осуждать, обманывать, воровать. И из всех этих значений в совести сразу же отзывается — жалеть или сострадать. Наверное, потому, что это — самое знакомое нам состояние. Мы ведь умеем жалеть себя. И ещё как! А кто не знает о жалости матери к своему ребёнку! Сколько известно случаев, когда мать ради его жизни готова была пожертвовать собственной. Преподобный Силуан Афонский (†1938) вспоминает разговор с одним монахом. Тот рассказывал ему о своей матери. Ребёнком он был тяжело болен, и мать сказала отцу: — Как страдает наш мальчик! Я с радостью отдала бы изрезать себя на куски, если бы этим можно было помочь ему и облегчить его страдания. — Так и Господь любит людей, — добавил старец. — Он так сильно жалел людей, что захотел пострадать за них как родная мать и даже более. Что-то от такой жалости и надо переносить на ближних. Не случайно святой Феофан Затворник советует полюбить любовь как дочь! И даёт ей такую характеристику: — Любовь — внутренняя сила жизни. Погружаясь в Боге и Богом исполняясь, она и Божие всё и своё тратит на братьев, в которых также живёт не мыслью, а сердцем, и всё их касающееся почитает касающимся себя. Это самораспятая жизнь, неистощимый источник всякого добра. И со свойственным ему юмором продолжает: — …Любовь! Это форменная одежда христиан, по которой их надо отличать от нехристиан. Не надень генерал своей форменной одежды, никто и не подумает, что он генерал. Так и нас, — кто не имеет любви, того никто… не признает христианином: ни Бог, ни ангелы, ни святые. Но легко сказать: «Жалей, да ещё другого, постороннего человека! А как научиться тáк поступать?». А никто и не говорит, что мы обязаны любить ближнего с такой привязанностью, как мать своего сына или свою дочь. Во всём нужна мера. Праведный Иоанн Кронштадтский предупреждает: «Будь умерен во всех религиозных делах, ибо… добродетель в меру, соответственно своим силам, обстоятельствам времени, места и трудам, и есть благоразумие». И это понятно. У человека очень ограниченный ресурс здоровья, физических и психических сил, и, конечно, ими надо распоряжаться разумно. В одной книжке я прочитал, что даже Сам Христос допускал разные степени любви к людям. Он называл заповедь о почитании родителей и о заботе о них заповедью Божией (Мк. 7, 9-13). А родителей призывал свою любовь и заботу отдавать прежде всего детям (Мф. 15, 26; Лк. 11, 11-13). Всю Свою жизнь Он особенно нежную любовь питал к Матери (Лк. 2, 51; Ин. 19, 26-27). А охлаждение и попрание родственных связей считал признаком нравственного падения людей (Мк. 13, 12). И к ученикам Он относился по-разному. Некоторых из них удостаивал особой любви и близости к Себе (Ин. 13, 23), других, как, например, Лазаря, называл друзьями (Ин. 11, 5, 36). С особой любовью относился к тем, кто принял Его учение. Неодинаковым было Его отношение и к народам, жившим в Его время. Особенно близкими Ему были иудеи как соотечественники (Мф. 10, 6), и Он горько оплакивал грядущую судьбу Иерусалима (Лк. 19, 41). И учеников поучал проявлять бóльшую меру любви к достойным (Мф. 10, 11). Так поступал Сам Иисус. Ну, а от нас вообще требуется немного. Сделай для человека столько, сколько можешь, но искренне и от души, и исполнишь заповедь о любви. Есть даже приём, как вести себя с людьми. Послушайте, как всё просто: — При столкновении и обращении с людьми, — говорил тот же праведный Иоанн Кронштадтский, — содержи в сердце слово «люби» и, внимая ему, беседуй со всеми с любовью и благорасположением сердца. Не выпускай никогда из сердца этого слова при столкновении с ближним, оно сильно способствует утверждению сердца в любви. Только очень, очень надо следить, чтобы к этому чувству жалости и сострадания не примешался эгоизм или самомнение. Он всегда есть, потому что чистой любви не бывает, только волю ему нельзя давать, а то не заметим, как дела любви начали делать не во славу Божию, а в свою собственную славу. И получится как в забавном разговоре ученика со старцем: — Отче, — смущённо сказал ученик, — я хоть и творю много дел любви, а всё равно такое чувство, будто что-то сжимает мне голову. — Может быть, нимб стал маловат? — с улыбкой ответил старец. Хорошо сказано, правда? И почти о каждом из нас… Протоиерей Владимир БАШКИРОВ
доктор богословия 08.07.2019 к содержанию ↑
Рассказать друзьям:
Друзья!Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами. Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея. |