Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

27 октября: преподобной Параскевы-Петки Сербской; мученика Сильвана, пресвитера Газского; Яхромской иконы Божией Матери ...

Содержание
Главная Nota Bene! Читаем Евангелие Библиотека православная Аудиоматериалы Искусство с мыслью о Боге "Врата Небесные" Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея
История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты
Рекомендуем


«Ныне отпущаеши…»


Сретение Господне — встреча Бога и человека, двунадесятый праздник, который торжественно отмечает Православная Церковь 15 февраля. Какое значение имеет он в жизни людей? Какие исторические события легли в его основу? Об этом беседуем с настоятелем Свято-Никольского храма в селе Телуша Бобруйской епархии протоиереем Сергием Ивановым.
 
Сретение Господне
 
— Отец Сергий, кто же и с кем встретился в тот день в Иерусалимском храме, да так, что люди уже более двух тысяч лет об этом вспоминают?
 
— В тот день произошла встреча эпох. Во-первых, встретились человек и Бог, во-вторых — старец и Младенец, в-третьих — Ветхий и Новый Заветы.
 
История праздника связана с праведным Симеоном Богоприимцем. Он был учёным мужем и состоял в числе 72-х толковников, которые помогали египетскому фараону Птолемею Филадельфу переводить Священное Писание с еврейского языка на греческий. Молодой Симеон тщательно выписывал тросточкой на дощечке текст и, когда дошёл до места из пророчества Исаии, в котором говорилось, что Дева родит Сына, усомнился в этом и даже попытался исправить Деву на молодую замужнюю женщину, как положено по законам естества. Но только начал Симеон стирать перевод, явился Ангел Господний, остановил его руку и сказал: «Вот ты хоть и учёный, а Богу не доверяешь. И за то, что ты не поверил, будешь жить до тех пор, пока своими глазами не увидишь исполнение пророчества».
 
Явился Ангел Господний, остановил его руку и сказал
 
Сие пророчество сбылось в точности. Праведный Симеон жил триста лет и помнил о предсказании. Потом произошло Рождество Христово — пришествие в мир Спасителя, и, как положено по иудейскому закону, праведный Иосиф и Матерь Божия Мария на сороковой день понесли Первенца в храм, чтобы посвятить Богу.
 
Праведный же Симеон, движимый Духом Святым, в этот момент также пришёл в храм и принял Младенца Христа на руки. Старец знал, что держит в руках воплотившегося Бога. И тогда прозвучал его молитвенный выдох, исходящий из сокровенной глубины человеческой души: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля».
 
Праведный же Симеон принял Младенца Христа на рукиДолголетие праведного Симеона Богоприимца, как именует его Святая Церковь, разрешилось тем, чем и должна заканчиваться человеческая жизнь. Ему довелось увидеть исполнение своей надежды, осязаемый залог спасения, подержать в руках будущее мира.
 
Двадцать веков разные люди при различных обстоятельствах произносят эти ставшие крылатыми слова «Ныне отпущаеши…» В них и многолетнее застоявшееся в сердце ожидание, и смешанное с удивлением признание того, что невероятно обещанное осуществилось… Это гимн, который поётся в храмах на вечерней службе.
 
— Батюшка, а как вы относитесь к мнению, что Сретение — ещё и повод почтить старость, вспомнить о смерти, и… детский праздник?
 
— В традиционно-нравственном смысле я бы поддержал такое суждение. Народ, который уважает своих предков, долго живёт на земле (смотри пятую заповедь Закона Божиего). В многолетнем старце Симеоне воплощены воля и сила Божия, долголетие. Ведь жизнь — большое благо, высочайший дар Господа, и прожить мы должны, сколько Бог отпустит. Век наш короткий, что ни говори! Земной путь наделён тяжёлым трудом и болезнями; поскольку в грехах живём, то и праведно страдаем. В старости, и тут ничего не поделаешь, мы становимся немощными, силы слабеют, и, естественно, нуждаемся в помощи молодых. Потому в этот праздник, конечно, уместно почтить уважением людей пожилого возраста.
 
Что касается смерти, то к ней нужно быть готовыми всегда, ибо земной путь каждого из нас закончится рано или поздно — на всё воля Божия. Вопрос здесь в другом: каким человек предстанет перед Господом? Вот старец Симеон всю жизнь ждал утешения Израилева — пришествия в мир Спасителя. И оно случилось. Праведный Симеон Богоприимец отпущен, вселился в райские обители благодаря вере. К этой праведности мы и должны стремиться, чтобы потом достойный ответ держать перед Отцом Небесным.
 
День встречи с Богом можно представить и детским праздником 
Соглашусь и с тем, что день встречи с Богом можно представить и детским праздником. В трёх зимних торжествах — Рождестве, Обрезании Господнем и Сретении — речь идёт о Младенце Христе. В эти дни для деток мы наряжаем ёлку, посещаем своих крестников, дарим подарки.
 
На празднике Сретения Господня основан чудный благочестивый обряд — введение во храм младенца в сороковой день. Им как бы дополняют Таинство Крещения. Священник читает четыре молитвы: две — для очищения мамы и две — для благословления ребёнка. Если это девочка, то её прикладывают к алтарным иконам Спасителя и Божией Матери, пред Царскими вратами знаменуют знак креста, посвящая тем самым малышку Богу. Мальчика батюшка вносит в алтарь и четырьмя крестами знаменует престол. Так он таинственным образом вступает в собрание верных, приближается к жертвеннику Господню, в котором сосредоточивается полнота христианской благодати.
 
Для деток это очень важно, ведь они ещё крохи, и им нужно благословение, чтобы расти, крепнуть в вере и физически развиваться. Ведь физическая жизнь — дар Божий. Чтобы её достойно прожить, надо иметь благодать в себе, её необходимо накапливать с младенческого возраста.
 
— А как вы объясните ещё одно значение Сретения — встречи зимы с весной?
 
— Такая трактовка досталась нам в наследство от язычников, которые строили свою жизнь, основываясь на природных явлениях (отсюда и народные приметы). Если, к примеру, 15 февраля был сильный мороз, то это предполагало лето жарким, урожайным и так далее. На что Христос потом гневно говорил: знамение неба можете различать, а законы Божии, как те фарисеи, не различаете! Бог явился и учит, как спастись, но до вас не доходит… Повторюсь: Сретение Господне — встреча Бога и человека. Грешный человек принимает на руки Младенца Христа, пришедшего в мир для спасения человечества от рабства греха и вечной смерти.
 
«Ныне отпущаеши…» 
— Отец Сергий, может, вы поделитесь собственным опытом встречи со Спасителем в своей жизни?
 
— Знаете, любой подвижник, каким бы он ни был, обычно об откровениях своих не говорит или говорит немного. У священника подобные встречи постоянны, особенно, когда служится Божественная литургия. В храме это главное богослужение Святой Церкви — совершение Таинства Евхаристии. У меня никогда не было двух одинаковых литургий. Каждый раз они переживаются по-особенному. Приходит свыше удивительная благодать Божия, и хочется её как можно дольше удержать. Не это ли есть встреча со Спасителем, не это ли есть осенение Святым Духом?
 
— Сретение стоит на пороге Великого поста, что бы вы посоветовали людям накануне подготовительных недель?
 
— Этот день напоминает нам о том, как праведный Симеон Богоприимец, не послушав гласа Божиего, сделал ошибку, за что и был наказан. Конечно, долголетие кажется благом, но, если задуматься, оно — нелёгкий крест. Попробуй, проживи триста лет в немощи своей… Поэтому хочу пожелать всем жить по-Божески, как заповедано Господом и любящей нас нашей общей матерью — Святой Православной Церковью, крепнуть в вере и почитать все православные праздники.
 
Беседовала Татьяна СОКОЛОВИЧ
 



к содержанию ↑
Рассказать друзьям: