Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

5 декабря: апостолов Филимона и Архиппа и мученицы Апфии; священномученика Иоасафа, епископа Могилёвского ...

Содержание
Главная Nota Bene! Читаем Евангелие Библиотека православная Аудиоматериалы Искусство с мыслью о Боге Для детей и родителей "Врата Небесные" Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея
История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты «Поддержите наш проект!»
Рекомендуем


Преобразился не Христос, а апостолы


19 августа — праздник Преображения Господня. Его очень любят в народе. Около храмов обычно собираются толпы людей. Все приходят освящать фрукты, а некоторые до этого дня вообще не едят плоды нового урожая.
 
Сам же праздник посвящён евангельскому событию, о котором рассказывают три Евангелиста — Матфей (17, 1-13), Марк (9, 2-13) и Лука (9, 28-36). Кратко их описание можно изложить так: как-то Господь взошёл с избранными учениками Петром, Иаковом и Иоанном на высокую гору и преобразился перед ними. Во время молитвы Его лицо просияло как солнце, одежда просветлела и стала бела как свет.

 
Преображение Господне
 
Евангелисты не указывают, что это была за гора. В греческом оригинале у Матфея и Марка слово употреблено без артикля — просто какая-та гора, одна из гор, у Луки — с артиклем, то есть определённая известная гора, но тоже без имени. В параллельном месте 2-го соборного послания Петра (1, 16) о горе вообще не упоминается. Молчат об этом и древние комментаторы святители Иларий Пиктавийский (†367) и Иоанн Златоуст (†407), Евфимий Зигабен (†1118).
 
Но кое-где у Оригена (†254), святого Кирилла Иерусалимского (†386) и блаженного Иеронима (†420) всё-таки можно прочитать, что это была гора Фавор. Уже в VI и VII веках Фавор был местом оживлённого паломничества. Сохранились свидетельства, что в то время на вершине горы стояли три церкви. Они были круглые и заросшие цветами и травой.
 
Но даже не так важно, где это происходило. Гораздо важнее разобраться, что это за таинственный Свет, о котором говорится в Евангелии.
 
Обычно объясняют так.
 
Свет (phos) или озарение (ellampsis) — видимый признак Божества, Его «лучи»  —творческие силы, пронизывающие мир. Именно в них Бог открывает Себя. Слабой аналогией этого Божественного света, его тусклым подобием может быть наш земной свет или зеркало. В зеркале лицо одновременно отражается и остаётся невидимым. Так и Невидимый Бог являет Себя в свете, как бы в зеркале.
 
Только свет, который апостолы видели на Фаворе, существует вне времени и пространства и независимо от нашего сознания. Сам по себе он неизменен, но с момента Воплощения сосредоточился в теле Христовом, в котором обитала вся полнота Божества.
 
«Свет Господнего Преображения, — думает святитель Григорий Палама (†1359), — не появляется, не исчезает и не ограничивается. Он не поддаётся внешним чувствам, хотя апостолы и видели его телесными глазами. Но очень недолго, и то только после того, как силой Божией перешли от плоти к духу. И этого несказанного света они увидели столько, сколько им даровала Божественная сила».
 
Он с трепетом называет его Божественной славой, Царством Божиим, красотой, благодатью и сиянием.
 
Получается, что Преображение, на самом деле, было откровением Божества Иисуса, которое явилось апостолам как свет. Он «приоткрыл, насколько Ему было угодно, Своё Божество и показал обитающего в Нём Бога».
 
«Для Христа, — говорит известный богослов В. Н. Лосский (†1956), — в этот момент никакого изменения не произошло, но изменение произошло в сознании апостолов, получивших на некоторое время способность видеть своего Учителя таким, каким Он был, блистающим в предвечном свете Своего Божества. Это было для апостолов выходом из истории, восприятием вечных реальностей».
 
Значит, преобразился не Христос, а апостолы, они получили способность созерцать таинственный Божественный свет, и более того, сами стали световидными.
 
Преподобный Ефрем Сирин (†373) яркими мазками описывает, как изливался этот дивный свет:
 
«Одежды Свои Он показал белыми, как свет, потому что из всего Его тела истекала слава Его Божества, и во всех Его членах сиял Его свет. Не как у Моисея, не одна внешность Его плоти просияла благолепием, но из Него изливалась слава, из Него исходил свет и в Нём сосредотачивался, не переходил от Него на что-либо другое, оставляя Его, и не со стороны приходил к Нему, чтобы украсить Его, ибо это был Его собственный свет».
 
Митрополит Филарет Московский
 
А для замечательного богослова XIX века митрополита Филарета (†1867) Преображение Господне совершается молитвой Христа:
 
 «Дух молитвы, сливаясь с Духом Божиим, исполнил светом душу Иисусову. Преизбыток этого света, не удерживаясь в душе, пролился на тело и просиял в лице.
 
Не вмещаясь и здесь, осиял и преобразил самую одежду. Расширяясь ещё дальше, объял души апостолов и отразился в восклицании Петра: хорошо нам здесь быть! Прошёл в область внутреннего мира и привлёк оттуда Моисея и Илию. Достиг самых недр Отца Небесного и подвигнул Его любовь к торжественному свидетельству о Возлюбленном: Это Сын Мой Возлюбленный! О чудо молитвы, единым действием объемлющей небо и землю, и самое Божество».
 
Праздник Преображения древний, только вначале праздновался не везде. Но уже в IV веке мать Константина Великого (†337) царица Елена (†327) построила на горе Фавор храм в честь Преображения, разрушенный в XIII веке арабским полководцем Саладином. А к VIII веку на христианском Востоке Преображение распространяется повсеместно.
 
Святые равноапостольные Константин и Елена
 
Ну, а всё-таки, почему на Преображение освящают плоды? Наши деды и прадеды рассуждали так.
 
Для того, чтобы помнить, Кто является Подателем урожая и благодарить Его, всё посвящать Богу как Его собственность и всё употреблять с мыслью о Нём. Кроме того, церковное правило предохраняет от болезней, которые могут возникнуть от употребления незрелых плодов. Поэтому своим благословением Церковь как бы говорит: «Вот теперь пришло время, и всё будет только на пользу!»
 
Протоиерей Владимир БАШКИРОВ, г. Минск
19.08.2020
 
 



к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.