5 декабря: апостолов Филимона и Архиппа и мученицы Апфии; священномученика Иоасафа, епископа Могилёвского ...
Содержание
|
Много простоты
В храме собралось множество народа. Вероятно, среди молящихся хватало умных, образованных, респектабельных, состоятельных, солидных господ — притом благочестивых и богобоязненных. Уверен, что там просто не могло не быть священников, а может, и епископов. Возможно, там даже патриарх был или сам император. Хотя, нет, последние два — маловероятно, ибо тогда юродивых не пропустили бы через турникеты: в таком прикиде да без пригласительных билетов... И всё же… чудеса бывают! Среди всех присутствующих Божию Матерь увидели только юродивый и его ученик. Почему? А всё очень просто! Во-первых, кому Бог захотел, тому и явил — Он же Бог! Во-вторых, юродивые — они на то и юродивые, чтобы видеть не то, что видят все. А в-третьих, все другие были ж не юродивыми, правда? Все остальные видели много чего другого: онтологию Хайдеггера, историю исихазма, теорию струн, годовой баланс градообразующей фабрики, где одолжить сто рублей до следующего месяца… А есть такие вещи, которые можно увидеть только без микроскопов и телескопов, и описывать без всяких ссылок на ГОСТ — вот просто взять и посмотреть. Простота, много простоты — как обязательное условие. Мы вообще разучились видеть вещи такими как они есть, — они нам сами по себе не интересны. Мы их не выносим и не перевариваем — как свежее, неразбавленное, невосстановленное, не пастеризованное молоко… Нам нужны ТетраПак и теории. Вы не видите в инфракрасном диапазоне, а некоторые живые существа видят. Это не значит, что инфракрасное видение — иллюзия и самообман. Вот в философии XX века много говорилось о непосредственном умозрении, беспредпосылочности, об интенциональности (понятие, обозначающее центральное свойство человеческого сознания — быть направленным на некоторый объект, — ред.)… Юродивые (уверен!) ищут там же, где и философы. Просто некоторые ходят на руках, потому что они акробаты, а некоторые — потому что у них нет ног. Юродивые — это собирательное слово, которое вне контекста обозначает людей с врождённой или приобретённой инвалидностью, психически больных и просто... глупых (как в притче о десяти девах). Вместе с этим, это ещё и чин святых угодников. Жития склонны ориентировать читателей на понимание подвига юродства однозначно: как сознательное уничтожение своего профессорского диплома и произвольно имитируемую неадекватность. Не исключая подобного развития сценария, я всё же уверен, что, как минимум, некоторые из святых юродивых вполне могли иметь какой-либо диагноз. И несмотря на это, вопреки этому и даже благодаря этому они могли видеть Иное, являть его и достигать того, чего не достигли мы. Не только здравие и рациональность делает человека ценным! Видимо, иногда даже агиографам трудно поверить в то, что человек мог быть одновременно и в равной мере — ущербным для века сего и преуспевающим в жизни во Христе. Народная любовь к «юродивым» — не только акт альтруизма и самопожертвования. Это ещё и мудрое понимание того, что Бог может через них ниспослать тебе благо или явить тебе уже имеющееся у тебя. Думаю, только оказавшись по ту сторону двери бытия, мы сможем понять, какую роль эти никчемные, несчастные судьбы убогих и сирых играли в судьбах Вселенной. И я удивлюсь, если выяснится, что не на их плечах держалось небо. Казалось бы, даже сам сюжет праздника «антипатриотичен»: Пресвятая Дева обещала Покров врагам наших предков и выполнила Своё обещание. Но в том-то и дело: даже вчерашняя потеря, травма, инвалидность, юродство (даже в их исторических и социально-политических аналогах) могут обернуться большим приобретением в будущем. Так развивалась динамика отношений между Русью и Византией. Возможно, поражение наших предков — одно из звеньев в череде событий, предшествовавших Днепровской Купели. Больше всего святых юродивых было на Руси... Разумеется, в наших реалиях умному человеку невозможно обойтись без некоторой доли юродства, но, всё же, не надо путать приспособляемость к обстоятельствам века сего со святостью. Быть добрым и благочестивым — не выгодно и не «рационально». Путь святости (любой, а не только подвиг юродства!) — всегда является своего рода безумием. Как говорил святитель Афанасий Александрийский: «Мы называем умным того, кто умеет выполнять Божью волю». И поскольку люди мудростью и образованностью могут называть даже самые мерзкие безумства, то и Новый Завет настраивает своих последователей на то, что они будут гонимы не только физически, но и рационально — то есть, духовно и душевно у них тоже всё может быть не очень благополучно. По отношению к некоторым «достижениям» человеческого гения христиане должны занять радикальную позицию: отречься от них, став «безумными для мира сего». Поэтому нижеприведённые цитаты из Слова Божьего суть обоснование не подвига юродства в узком смысле этого слова, а теория ВСЯКОГО христианского отношения к действительности — даже если речь идёт об отношении к ней министра образования. «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим…» (1Кор. 4: 10) «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1Кор. 1: 20) «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1Кор. 3: 18) «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом...» (1Кор. 3: 19) «…слово о кресте для погибающих юродство есть» (1Кор. 1: 18) «…благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1Кор. 1: 21) «…мы проповедуем Христа распятого… для Еллинов безумие» (1Кор. 1: 23) «…потому что немудрое Божие премудрее человеков» (1Кор. 1: 25) Юродство — часть аскезы, которая, как известно, необходима для всех, а не только для монахов. Тем не менее, христианские ценности и идеалы пререкаемы в мире сем. Преподобный Антоний Великий говорил: «Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: "Ты безумствуешь", — потому что он не подобен им». Банальные примеры: не так давно всякий верующий человек считался неадекватным мракобесом, а нынче людей, которые поддерживают запрет абортов и не приемлют гомосексуализм как нечто нормальное, считают неадекватными, а то и опасными для общества личностями. И всё же, какое странное сочетание: ученик юродивого! Какое может происходить тепло ото льда? Чему может научить юродивый? Юродству во Христе! Любое состояние (произвольное и непроизвольное) нуждается в «воцерковлении». Теоретически любая скорбь и болезнь может стать обстоятельствами спасения, но практически далеко не всякая скорбь и болезнь — «Христа ради», то есть, служит раскрытию Образа Бога в человеке и для человеков. Некоторые скорби, увы, служат обратному... И, друзья, не путайте: далеко не всякая дурковатость является признаком святости. И далеко не всякая тупость может быть извинительна как инвалидность, тем более, наделяться льготами — как материальными, так и духовными. У меня для вас плохая новость, господа: даже юродству нужно учиться! Протоиерей Сергий ЛЕПИН, г. Минск
14.10.2020 к содержанию ↑
Рассказать друзьям:
Друзья!Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами. Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея. |