Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

29 ноября: Неделя 25 по Пятидесятнице. Апостола и евангелиста Матфея; праведного Фулвиана, князя Ефиопского ...

Содержание
Главная Nota Bene! Читаем Евангелие Библиотека православная Аудиоматериалы Искусство с мыслью о Боге Для детей и родителей "Врата Небесные" Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея
История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты «Поддержите наш проект!»


Если в храме мало любви…


«По тому узна́ют все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой…» Ин. 13: 35
 

Как часто можно услышать от людей, которые пришли в храм, что они разочарованы грубым отношением, что к ним отнеслись с недостаточным вниманием. Увы, к несчастью, такие истории нередко происходят не только в храмах, но и в любом общественном месте. К сожалению, нечто подобное может произойти и в наших поликлиниках, магазинах, в общественном транспорте. Однако это нисколько не оправдывает тот факт, что такое случается в стенах храма Божьего.

 /uploads/gallery/nota-bene/2021/february/14/esli-v-hrame-malo-lubvi-1.jpg

 
Ведь те люди, которые приходят в церковь, ожидают, что здесь они встретят иное отношение, чем в других местах. И это ожидание радости от посещения дома Божьего, которое оборачивается разочарованием, вызывает ещё большую боль. И порой мы слышим от этих разочарованных людей, как они говорят: «Я в этот храм больше не приду!». Человек зачастую приходит к Богу не тогда, когда ему хорошо, а в самые тяжёлые моменты своей жизни, и когда вместо сочувствия сталкивается с агрессией — пережить это очень тяжело.
 
Полагаю, что мы разочаровываем людей, в первую очередь, из-за того, что, находясь в храме, ведем себя как «прихожане», а не как христиане. Опыт показывает, что угроза быть оскорблённым в храме исходит, как правило, от постоянных прихожан. Всё это говорит о том, что регулярное посещение храма без серьёзной работы над собой, активной духовной жизни не способно сделать человека христианином. Поэтому очень важно, чтобы люди в нас видели не только «прихожан», которые знают, как правильно вести себя в храме — во что одеваться, когда креститься, — но и христиан, которые относятся ко всем с любовью и терпением.
 
Не зря Господь наш Иисус Христос говорит о некоей инаковости сообщества христиан, об их отличии от других сообществ: «По тому узна́ют, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой» (Ин. 13: 35). То есть христиане должны отличаться, прежде всего, отношениями, в которых есть любовь, забота, терпение и уважение друг к другу, а зачастую мы видим совсем обратное.
 
Безусловно, и в первую очередь, огромная ответственность лежит не на самих верующих, а на священнике. Не зря в народе говорят, что от батюшки зависит, каков будет его приход. Владыка Антоний Сурожский, проявлявший особое попечение о том, чтобы его приходская община стала общиной христиан, рассказывал, как однажды во время Литургии вышел на проповедь и обратился к прихожанам со следующими словами: «Вчера вечером на службу пришла женщина с ребёнком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание, и она ушла. Я не знаю, кто это был, но приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребёнке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм». И это была вся проповедь… Я думаю, что она произвела колоссальное впечатление на того человека, который выгнал эту женщину из храма, поэтому пастырский пример и назидание —лучшее средство для преодоления подобных проблем.
 

Митрополит Сурожский Антоний
 
***
 
Особенно видна эта проблема, когда мы пробуем решить вопрос о поведении детей в храме, которые, по мнению некоторых прихожан, могут нарушить молитвенную обстановку. На мой взгляд, есть два аспекта этой проблемы, и оба они заключаются не в детях. Конечно, хорошо, когда родители устанавливают для детей некие разумные и соответствующие их возрасту ограничения и этим способствуют их воспитанию. Детей можно вывести из храма, дать им возможность погулять. Для этого около некоторых храмов делают детские площадки — и это очень хорошо.
 
Однако в духовной жизни трудность решения какого-то вопроса зачастую заключается не в самой проблеме, а в отношении к ней. Того же митрополита Антония Сурожского прихожане как-то спросили: «Что нам делать с детьми в храме, они мешают нам молиться?». На что он ответил: «Когда вы начнёте молиться, они перестанут вам мешать».
 
Ведь согласитесь, что если человек не увлечён молитвой, то ему непременно будет что-то мешать — не дети, так другие прихожане, которые ведут себя как-то не так, если не они, так священник, который совершает богослужение не так, как хотелось бы, и так далее, так далее…
 
Если в храме мало любви…
 
Но что самое любопытное: эти люди, как правило, жалуются и на то, что оставшись одни дома, тоже не могут молиться, ибо их отвлекают собственные мысли или житейские заботы. А если человек по-настоящему увлечён каким-то делом, то его нельзя отвлечь ничем. Мне довелось слышать рассказ одного композитора, который, по каким-то причинам попав в тюрьму, в огромном, шумном бараке мог настолько погружаться в себя, что эта обстановка не мешала ему создавать прекрасную музыку. Поэтому можно уверенно сказать, что нам, прежде всего, мешает неумение молиться и отсутствие должного внимания к молитвенному делу.
 
Что же касается второго аспекта, то здесь дело заключается в самом характере Церкви. Ведь Церковь — это Тело Христово, живой организм, который пребывает в единении любви. И апостол Павел говорит, что в любом организме есть разные органы. «Не может глаз сказать руке: «ты мне не надобна»; или также голова ногам: «вы мне не нужны». Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения… дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член — страдают с ним все члены; славится ли один член — с ним радуются все члены»  (1 Кор. 12: 21-23, 25-26). Поэтому когда мы говорим, что нам не нужен кто-то, кто находится в храме, он нам мешает, тем самым мы разрушаем Церковь.
 
Не зря говорится, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Человек делает вроде бы доброе дело, но, на самом деле, оно доброе только с его точки зрения, а не с Божьей. Только один Бог благ, и только то, что Он считает благом, на самом деле таковым является. Ведь христианская община — это общество людей, которое осознало своё несовершенство и пришло к Господу с чувством глубокого раскаяния. В этом сообществе, как и в любом другом, есть разные люди. Они отличаются возрастом, имущественным положением, талантами, которыми их одарил Бог, и так далее. В каждой церковной общине есть семьи с маленькими шумными и активными детьми, сложные подростки, немощные люди, люди с ограниченными возможностями. И у тех, кто не способен проникнуться их проблемами, возникает желание сделать замечание: «Сидите дома, пока ваши дети не подрастут, пока вы не вылечите свои болезни, пока не узнаете, как нужно одеваться и вести себя в храме». Так поступить можно, но только будет ли это Церковь, которая есть организм любви?
 
Если в храме мало любви…
 
Есть множество вещей, которые нас разделяют, но есть только один способ преодолеть разделение — любовь, которая, по слову апостола Павла, «долготерпит, милосердствует, … не превозносится, … не ищет своего, не раздражается, … всё покрывает, … всё переносит» (1 Кор. 13: 4-7).
 
Нам необходимо учиться приобретать в храме это качество, и не только для того, чтобы вести себя здесь достойно звания христианина. Но и ради самой главной цели человека — спасения. Ибо наш опыт церковной жизни без любви бесполезен. Поскольку  «любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13: 8).
 
Иерей Александр БОЙКО, г. Минск
10.02.2021
 



к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.