Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

8 ноября: Неделя 22 по Пятидесятнице. Великомученика Димитрия Солунского; мученика Луппа; преподобного Димитрия Басарбовского, Болгарского ...

Содержание
Главная Nota Bene! Читаем Евангелие Библиотека православная Аудиоматериалы Искусство с мыслью о Боге Для детей и родителей "Врата Небесные" Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея
История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты «Поддержите наш проект!»
Рекомендуем


Не судите и вас не осудят


Рассуждаем мы или осуждаем? Найти грань в этих похожих, но в то же время таких разных словах помогает сегодня клирик минского Свято-Духова кафедрального собора иерей Иоанн Парфёнов.
 
Рассуждаем мы или осуждаем? 
— Батюшка, почему нельзя никого осуждать даже мыслью?
 
— Сам Господь запретил нам это делать: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены…» (Лк. 6:37). Единственный судья — наш Создатель. Вся полнота правды суда сконцентрирована в Его руках. Он совершенным образом видит тайны, пороки и достоинства своих чад, их прошлое, настоящее и будущее.
 
Но даже Господь, принёсший за нас самую высочайшую жертву — свою жизнь, говорит: «Я не пришёл вас судить, Я пришёл оправдать». Мы видим, читая Евангелие, как Христос не осуждает ни жителей Самарянского селения, отказавшихся дать Ему пищу и кров; ни покаявшуюся блудницу; ни Иуду, которого даже после предательства оставляет в числе своих друзей. Более того, покаявшегося бандита и убийцу, распятого за грехи, Христос первым вводит в Рай.
 
Возлюбив своих чад Божественной любовью, Он даёт свободу каждому, силы и время на исправление грехов, на покаяние.
 
Спаситель не приемлет, когда мы присваиваем себе Его право судить. А ослушавшимся говорит: «Каким судом судите, таким и будете судимы».
 
Я не пришёл вас судить, Я пришёл оправдать 
— Отец Иоанн, каковы причины этого порока?
 
— Чаще всего мы впадаем в осуждение из-за того, что ближние оказались не такими, какими мы хотели их видеть, или они противодействуют нашей воле. Побуждают нас к этому греху самонадеянность и превозношение, самооправдание и невнимание к себе, а ещё — гордыня, которая, как известно, является матерью всех грехов. Гордыня лишает нас самокритичности и заставляет на всех смотреть свысока. Осуждая, мы забываем слова Спасителя: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь?» (Мф. 7:3). С бревном, торчащим из собственного ока, мы подмечаем даже самую маленькую соринку в чужом глазу, мало того, ещё и пытаемся помочь извлечь её, исправить осуждаемого. Вот почему Господь говорит: «Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата» (Мф. 7:5).
 
…Мне очень нравится, как на этот вопрос отвечали святые подвижники: «Причина осуждения заключается в том, что мы не знаем самих себя, а кто хотя бы однажды обратил на себя надлежащий взор, тот никогда не будет смотреть на погрешности братий».
 
Не судите и вас не осудят 
— Наверное, сейчас многие попытались бы вам возразить, мол, просто так словами не разбрасываются, осуждают лишь то, что не делают сами, что не свойственно их характеру, претит воспитанию…
 
— И тем самым показывают, что из себя представляют на самом деле. Есть нравственный закон, который и поныне актуален — подобный видит подобное. В одной из притч Патерика говорится о том, как трое мужчин ночью увидели прохожего. Каждый выдвинул свою причину, из-за чего он в столь позднее время покинул дом. Первый принял путника за воришку, второй посчитал, что он идёт на любовное свидание. А третий решил, что этот благочестивый человек поднялся столь рано, чтобы успеть на праздник в соседний город. Пред нашим взором открылись сребролюбие первого, блудные помыслы второго и благочестие третьего.
 
Точно так и мы обнаруживаем себя, высказывая суждение о ближних.
 
— Отец Иоанн, можно ли такое поведение назвать духовным хамством?
 
— Вполне. Хамство в духовном смысле — это смех над чужими грехами, огласка чужих слабостей и немощей. Данным «приёмом» сегодня успешно пользуются жёлтая пресса, телевидение. В телепрограммах, ток-шоу, смакуя, рассказывают о грехах человека, чтобы зрители над ним посмеялись или осудили, назвали развратником, сребролюбцем, вором. Предлагают принять участие в обсуждении. И здоровой реакцией на это было бы отторжение. Нежелание смотреть и читать такие материалы. А если мы рады представленной возможности позлословить, учинить публичную расправу, вторгнуться в дела, поступки, душевный мир чужих людей… — это показатель того, что мы больны теми же страстями, что осуждаемый.
 
Знаете, если вскрыть перед глазами вселенной наше досье, которое пишут ангелы, то можно тотчас умереть от стыда и страха. Поэтому давайте поступать с ближними своими так, как Господь поступает с грешниками — с жалостью, со снисходительной праведной любовью.
 
Осуждение и рассуждение — понятия разные 
— Батюшка, давайте поговорим о рассуждении и осуждении, потому как для многих эти понятия тождественны.
 
— Осуждение и рассуждение — понятия разные. В первую очередь потому, что рассуждение — это добродетель, которая помогает нам отличать доброе от злого. Апостол Павел говорит, что мы имеем разум Христов — имея в виду себя, апостолов и благочестивых христиан. Обладать разумом Христа — значит иметь глубокое духовное рассуждение и приобрести его опытом, молитвой и постом. Однако, когда мы берёмся рассуждать без осторожности, смирения и надежды на Бога, то чаще всего впадаем в осуждение. Поскольку, без духовной чуткости, очень легко и незаметно для себя пересекаем тонкую грань между рассуждением о событиях и фактах, и вынесением оценочного суждения, которые тянут за собой преувеличение, подозрительность и сплетничество. Авва Дорофей не советует даже просто рассуждать о делах других людей, тем более — о мыслях. Через мнительность нашу очень легко впасть в пренебрежение, осуждение, предубеждение и даже злорадство.
 
Этой пагубной привычкой мы отравляем жизнь себе и друг другу 
— В чём вред греха осуждения?
 
— Этой пагубной привычкой мы отравляем жизнь себе и друг другу. «Своим вольным или не вольным осуждением мы идём против Бога, попираем любовь к ближнему и вредим самому себе», — говорит митрополит Калужский и Боровский Климент. Осуждающий впадает в тоску, уныние, его не покидает чувство подавленности и озлобленность, сердце остывает. Он теряет Дух Святой и мир духовный. Часто прихожане жалуются священнику, что, вернувшись домой после причастия, испытывают опустошение. Начинаешь разбираться и узнаёшь, что, к примеру, Марфа Петровна на своём пути встретила знакомую. Слово за слово — и их беседа переросла из рассуждения в осуждение. Так женщина всю Божию благодать и растеряла по дороге.
 
Казалось бы, такой незначительный порок, но насколько он коварен и опасен. Преподобный Марк Подвижник говорил: «Осуждающий другого закрепляет за собой свои грехи». Справедливость этих слов многие испытывают на себе. «Ходишь в церковь, ходишь, исповедуешься регулярно, а грехи не исчезают, ничего не меняется», — сетуют прихожане. Так и не поменяется никогда, если продолжать осуждать других.
 
Человек несёт в себе природу ветхого Адама, в котором лежит порочное семя. Каждый из нас должен направлять свои силы на то, чтобы не дать греховности пустить корни и вырасти до небес. А если заниматься только прополкой чужого участка, то грехи-сорняки быстро заглушат ростки добродетели, которые пробились на своём участке.
 
Давайте зададим себе вопрос: достиг ли я святости? 
— Отец Иоанн, как научится не злословить?
 
— Давайте зададим себе вопрос: достиг ли я святости? И отвечая на него, скорее всего мы осознаем: нет. А раз я сам не святой, сам грешник, как я могу осуждать ближнего? Но если и это нас не останавливает, то Господь, заботясь о нашем спасении, даёт нам молитву мытаря: «Боже! Милостив буди мне, грешному!»
 
Господь не случайно даровал человеку две способности: примечать грехи и оправдывать. По замыслу Божиему, первую мы должны использовать по отношению к себе. Беспощадно судить себя за каждый совершённый грех. А вторую — для оправдания впавших в грех людей, проявляя по отношению к ним жалость и любовь. Иначе, как наставлял святой Силуан Афонский: «Если ты увидишь, как человек согрешает, и ты его не пожалеешь, то благодать Божия тебя оставит».
 
Но дьявол настолько всё извратил, что способность осуждения мы направляем на других, а способность оправдания — на себя.
 
Поэтому сначала необходимо вернуть их на установленные Богом места. Прежде всего, категорически запретите себе рассказывать и слушать о чужих грехах. Не позволяйте себе даже в мыслях осуждение, потому что все наши грехи рождаются в мыслях. Преподобный Серафим Саровский учил: «Смотри, да не явишися пред Господом твоим тощ, …не говори: то не так, другое не так, а говори себе: а я-то как, и не осуждай — сим спасёшься».
 

Беседовала Татьяна СОКОЛОВИЧ
24.10.2018




к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.