Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

18 октября: Неделя 19 по Пятидесятнице. Преподобной Харитины, княгини Литовской; мученицы Мамелхвы Персидской ...

Содержание
Главная Nota Bene! Читаем Евангелие Библиотека православная Аудиоматериалы Искусство с мыслью о Боге Для детей и родителей "Врата Небесные" Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея
История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты «Поддержите наш проект!»
Рекомендуем


«Молитесь Богу — Он ваш генерал…»


Церковь Христова всегда считала пастырскую заботу о военнослужащих делом особой важности. Так, во времена древней Церкви верующих в Бога солдат и полководцев, относительно всего христианского сообщества, было значительно больше. Тому пример — дружина равноапостольного князя Владимира, являвшаяся остовом первой христианской общины. Многие столетия Православная Церковь и русское воинство составляли единое целое. Вера в Христа, героизм и жертвенность были присущи и военачальникам, и солдатам, «за веру, Отечество и народ живот положившим»…
 
Молитесь Богу — Он ваш генерал
 
С тех пор немало воды утекло. Современный мир навязывает другие ценности и идеалы. Юноши призывного возраста чаще всего не горят желанием служить в армии, находя поводы для «отмазки». И только немногие идут в армию, чтобы утвердить мужское достоинство, приобрести ценный жизненный опыт, отдать долг Родине. О том, как возродить уважение к воинской службе, как осуществляется сотрудничество Церкви и армии, мы беседуем с председателем отдела Белорусского экзархата по взаимодействию с вооружёнными силами Республики Беларусь протоиереем Сергием Кузьменковым.
 
— Сегодня молодёжь старается разными способами «откосить» от службы в армии. А ведь 20-30 лет назад парня, который не служил, считали неполноценным; ни одна девушка не хотела встречаться с таким юношей. На ваш взгляд, батюшка, как возродить потерянный авторитет к воинскому долгу, к армейской службе?
 
Протоиерей Сергий Кузменков
 
 — Я тоже застал то время, когда к парню, не служившему в армии, относились, как к изгою. А сегодня — наоборот. По мнению многих, только лишившийся ума соглашается служить, имея возможность, как вы выразились, «откосить». Мне кажется, такие метаморфозы происходят от отсутствия веры, воспитания, положительного примера рядом. Поэтому сегодня, в первую очередь, нужно возродить нравственность, чтобы она стала фундаментом жизни человека.
 
Служба в армии всегда называлась священным долгом мужчины. С самого детства мальчишку готовили к тому, что он будет защитником своей земли, народа; а это мама, отец, сестра, жена, дети… Ребёнок рос, осознавая, что от него, его военной подготовки зависят мир и покой на земле. И к этому мы должны сегодня стремиться.
 
— Нельзя не согласиться с вами, отец Сергий. Но мне не понятно, почему мужчина готов жизнь отдать за свою семью, но не желает защищать страну, в которой живёт?
 
— Потому, что он дальше своего носа ничего не видит, духовно беден и сызмальства привык удовлетворять только своё «Я». Ему никто не объяснил, что страна, в которой мы живём, и есть наш общий дом, состоящий из множества семей, и долг каждой ячейки общества послать от себя защитника. Если мы хотим называться народом, то должны придерживаться своих культурных и духовных традиций, основанных на нравственных и патриотических началах православного христианина. А как по-другому!
 
Конечно, не всё в армии идеальноКонечно, не всё в армии идеально
 
 — Не раз общалась с восемнадцатилетними ребятами на эту тему, и многие своё нежелание служить объясняли процветающими в армии дедовщиной, неуставными взаимоотношениями, несправедливостью и прочими негативными явлениями.
 — Конечно, не всё в армии идеально. Но, согласитесь, дедовщина есть и в школе, и в училище, и в техникуме, и на работе. А что, на гражданке мы мало дерёмся?! Однако из-за несправедливого или жестокого воспитателя, учителя, начальника мы не перестаём учиться, работать… Я считаю, что человек не должен избегать среды, которая, по его мнению, безнравственна, а стараться собственным поведением, путём следования своим идеалам привнести что‑то доброе в общество, которое ему не нравится.
 
Я служил в пограничных войсках в Средней Азии и как все новобранцы о службе знал понаслышке (муштра, плохая кормёжка, дедовщина). Никто в то время в воинских частях не проводил «день открытых дверей», как сейчас. Естественно, первое время было нелегко и физически, и морально — из-за нового состояния, образа жизни; но я понимал, что должен вписаться в этот строгий распорядок дня: подшивать белые подворотнички, заниматься строевой и боевой подготовкой, уборкой, и чтобы не было нареканий.
 
А что, на гражданке этого не требуется от человека?! Но если парень в мирской жизни распущен, не воспитан, то для него обычный армейский режим — уже дедовщина, а все приказы — сущая несправедливость. А в чём несправедливость? В том, что его приучают к дисциплине, безоговорочному выполнению приказов, требований уставов, жизни в воинском коллективе, где «Я» нет места? Понятно: не всем нравятся послушание, терпение, смирение; и недавние недовоспитанные сограждане сопротивляются, бунтуют и, соответственно, получают нагоняи от командиров, а, озлобившись, поступают ещё хуже; так и возникает порочный круг. Повторюсь: семья должна воспитывать мужчину, готовить его не только к службе, но и быть мужем, отцом.
 
Семья должна воспитывать мужчину
 
— Но сейчас многие дети растут не в полных семьях, и мальчишками занимаются обычно мама с бабушкой, не всегда даже есть дедушка, чтобы внести мужскую нотку в воспитание внука.
 
— Именно поэтому при епархиях и храмах создаются военно-патриотические клубы. В этом году пройдёт 11 республиканский слёт. От каждой епархии будет выступать сборная команда (по пять мальчишек младшего и старшего возрастов). Обычно слёты проходят на территории пограничных отрядов. Ребята живут по воинскому распорядку, так что с юного возраста имеют представление о быте и буднях военнослужащих. И многие, я слышал, в восторге от того, что разрешается разобрать и собрать настоящее оружие, от общения с военнослужащими, и даже нравится, что очень вкусно кормят. Приказы выполняют с удовольствием, ибо видят в них смысл. А смысл здесь даёт, как мне кажется, вера, которая столетиями созидала нравственный облик человека и нашего народа, его защитников, укрепляла армию, формировала военную духовную культуру.
 
Так как военно-патриотическое движение православное, то в распорядок дня включаются молитвы, беседы со священниками. Стремимся привить мальчишкам духовное начало, христианские традиции честолюбивого воинства, чтобы они со временем стали основой современной армии, как это было когда-то. Здесь, кстати, и компенсируется, так сказать, отсутствие отца в семье…
 
— Отец Сергий, когда вы служили в армии, были ли среди солдат верующие, и как к ним относилось командование? Есть ли разница между юношами, которые воспитываются в православной среде, и в обычных мирских семьях?
 
— В моё время крестик невозможно открыто являть, но он был практически у всех. Мы крестики носили в блокнотах вместе с иконками и переписанными молитвами. Но, помню, два украинских парня, не снимавших крестики, пострадали: сначала их убрали из нашего взвода, а потом — и из погранвойск.
 
Сейчас подобных «религиозных конфликтов» не происходит. Армия и Церковь сегодня — соработники. В Евангелии есть такие слова: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое». Всё зависит от состояния души. Наша задача — помочь молодому бойцу духовно окрепнуть, освободиться от рабства страстей, гордости, зависти, разрешить духовную проблему, которая его терзает в процессе службы. Это может происходить в личной или коллективной беседе, на причастии или исповеди. Мы делаем всё необходимое, чтобы воинский коллектив сплотился и креп духом, а бойцы осознали, что служение — это священный долг.
 
Верующие ребята дружелюбнее, дисциплинированнее, не допускают неуставных отношений. Очень строго у них развит принцип подчинённости, и, как говорят командиры, они надёжнее при обращении с оружием.
 
Мы делаем всё необходимое, чтобы воинский коллектив сплотился и креп духом
 
— Батюшка, приходят ли к вам командиры воинских частей с просьбой окормлять их часть?
 
— Очень часто обращаются. Просят, чтобы священник участвовал в воспитательном процессе постоянно. Жизнь показала и доказала, что Церковь для вооружённых сил — верный союзник и помощник. И во время татаро-монгольского ига, Смутной годины, Великой Отечественной войны Церковь благословляла русского воина на борьбу за свободу и независимость своего Отечества. Защитники всегда были готовы, по слову Господа нашего, «положить душу за други своя». Командиры стали понимать, что в человеке самое главное — духовное начало. Да, солдата можно научить всему, но как он этим будет пользоваться, зависит от его внутреннего мира.
 
Сегодня в гарнизонах и воинских частях строятся храмы. Отмечаются престольные праздники для воинства, во внутренних войсках — в честь святого мученика Иоанна Воина, а у пограничников — в честь Архистратига Михаила. На праздниках небесных покровителей проходят торжественные богослужения, на которых присутствует командование. К примеру, у пограничников в день памяти Архистратига Михаила подводятся итоги работы по реализации Соглашения между органами пограничной службы и Белорусской Православной Церковью, а наиболее отличившиеся офицеры и священнослужители, награждаются церковным нагрудным знаком с изображением Архангела на ленте.
 
— То есть у армии появился интерес к религии…
 
— Я бы сказал, появился не интерес, а человек стал более открыт к религии. Сегодня служат в армии солдаты, которые учились в воскресных школах, семинариях, были прихожанами храмов, имеют практический духовный опыт. Они умеют исповедоваться, готовить себя к таинству, и даже просят исповедовать. Делятся своим духовным опытом с товарищами. Сейчас в армии многие открыто являют себя верующими, и это ни у кого не вызывает негативного отношения. И мы не изобретаем велосипед. Ведь на территории Беларуси некогда существовало около двадцати полковых храмов. Были полковые священники, которые постоянно находились в воинском коллективе. Сейчас мы заняты возрождением того, что утеряно, выходим на стезю, проложенную в своё время великомучеником Георгием Победоносцем, благоверными князьями Александром Невским и Дмитрием Донским и многими другими святыми воинами.
 
* * *
 
А ведь батюшка прав: необходимо вернуться к собственным историческим корням, от которых столетиями питались наши сознание и культура. Как говорил великий русский полководец Александр Суворов: «Молитесь Богу — Он ваш генерал, и защищайте дом Пресвятой Богородицы!»
 
Беседовала Татьяна СОКОЛОВИЧ



к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.