15 октября: блаженного Андрея, Христа ради юродивого; благоверной княгини Анны Кашинской; праведного воина Феодора Ушакова ...
Содержание
|
Крест — дверь в вечность
27 сентября — праздник Воздвижения Креста Господня. Многие из вас бывали в этот день в церкви и видели умилительный и торжественный обряд выноса Креста и поклонения ему. Некоторых это смущает, и они говорят даже, что Православная и Католическая Церкви поклоняются дереву, веществу, а значит, идолу. Они не первые. Уже в глубокой древности язычники называли христиан крестопоклонниками и думали, что для христиан Крест не что иное, как фетиш или идол.
Но сама Церковь учит совсем не так. Она-то как раз нашла разумный баланс и почитает Крест одновременно как символ страданий Господних и как изображение. Святой Димитрий Ростовский (†1709), например, так и говорит: «Не подумай, что Крест Господень есть только вещественный крест, сделанный из дерева, а понимай в нём больше всего страдания Господни, восприняв которые, Он оставил нам образ, чтобы следовать по Его стопам». А преподобный Симеон Новый Богослов (†1032) считает, что лучше всего смысл крестных страданий можно понять, если сравнить Христа с праотцем Адамом. «Нужно было, — писал он, — чтобы совершилось некое великое и страшное таинство, именно, чтобы пострадал Христос безгрешный и через это получил прощение Адам согрешивший. Для этого вместо древа познания был Крест, вместо ступания ног, которыми прародители шли к запрещённому древу, и вместо простертия рук их, когда они брали плод древа, были пригвождены ко Кресту непорочные ноги и руки Христовы, вместо вкушения плода было вкушение желчи и уксуса, и вместо смерти Адама смерть Христа». А другой уважаемый в христианском мире богослов, преподобный Иоанн Дамаскин, поясняет, почему нужно почитать и изображение Креста. Он стал жертвенником, на котором Христос принёс себя в жертву за нас, и освящён прикосновением святых Тела и Крови, и потому мы почитаем не вещество, а изображение как символ Христа, ибо где знамение, там и Сам Христос. Реальность этого Креста поразительна. Известный богослов протоиерей Сергий Булгаков говорит замечательные слова о важности изображения Креста. Оно возводит наш ум к Кресту небесному, который воссиял на земле в древе крестном, орудии нашего спасения. Этот Крест светит в греховных глубинах нашего сердца, он его просвещает и согревает, потому что Крест есть любовь Божия, тут её сила и огонь, ибо любовь не может быть некрестной. Мы видим, как благоговейно в Церкви уже с древнейших времён относились к Кресту, и это делает праздник в его честь понятным и логичным. Его появление связывают с матерью первого христианского императора Константина Великого (†337) царицей Еленой. В 326 году она приехала в Святую землю, чтобы найти место погребения Христа и Крест, на котором Его распяли. Задача была не из лёгких. Двумя столетиями раньше император Адриан (†138) приказал завалить пещеру Гроба Господня и на её месте построить храмы в честь Юпитера и Венеры. И, тем не менее, пещеру Гроба Господня нашли, а недалеко от неё обнаружили три креста, гвозди и дощечку. Крест Господень узнали по чуду. На него положили больную женщину, и она исцелилась. Рассказывают, что несколько гвоздей от Креста Елена вбила в шлем царя, заботясь о голове своего сына, а другие вковала в узду его коня. Часть животворящего древа Креста она послала ему, а остальная бóльшая часть была оставлена в Иерусалиме. Над пещерой Гроба Господня затем соорудили великолепную церковь, которую и освятили 14 сентября 335 года (по новому стилю — 27 сентября). Народу собралось такое множество, что тогдашнему архиепископу Макарию (†333) пришлось поднимать или «воздвигать» Крест над головами молящихся. От этого поднятия или «воздвижения» и получил своё название праздник. Поднятие Креста и осенение им верующих всегда было самым важным элементом в богослужебном строе этого древнейшего христианского праздника. Сохранилось описание воздвижения Креста в так называемом Синайском Канонаре X века: «Архиепископ творит трижды коленопреклонение. И, стоя к востоку, знаменует трижды Крестом, молча и творя первое воздвижение. Диакон начинает петь с народом трижды, а затем ещё 22 раза протяжно и просительно. Народ же кричит другие 25 раз “Господи, помилуй!”. А когда архиерей будет опускать Крест с высоты, народ исполняет другие 25 раз, крича: “Господи, помилуй!”. Второе воздвижение бывает к югу, третье к западу, а четвёртое к северу. И 50 раз вопиет народ: “Господи, помилуй!”». Нынешний обряд воздвижения Креста мало чем отличается от описанного. Правда, раньше его мог производить любой священник. В поучении русскому духовенству митрополита Киприана (†1406) так и говорится: «Во всякой церкви, где христиане живут, Крест воздвигают, хотя бы был всего один поп, на славу честнаго и животворящего Креста». Теперь же, как правило, его совершает епископ в кафедральном соборе, и «Господи, помилуй!» поёт уже не народ, а хор. Ну, а нам в этот день хорошо было бы подумать о кресте своей собственной жизни. Хочешь не хочешь, а нести его надо, и потому лучше это делать с терпением и верой в Бога, чем с ропотом и возмущением. Так постепенно в сердце воздвигается крест, как и в праздник, с надеждой на Бога и молитвой к Нему: Господи, помилуй! Протоиерей Владимир БАШКИРОВ
профессор Минской духовной академии, доктор богословия 26.09.2019 к содержанию ↑
Рассказать друзьям:
Друзья!Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами. Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея. |