Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

5 декабря: апостолов Филимона и Архиппа и мученицы Апфии; священномученика Иоасафа, епископа Могилёвского ...

Содержание
Главная Nota Bene! Читаем Евангелие Библиотека православная Аудиоматериалы Искусство с мыслью о Боге Для детей и родителей "Врата Небесные" Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея
История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты «Поддержите наш проект!»
Рекомендуем


Картинный зал… души


Художник Николай БущикНиколаю Бущику пророчили блестящую научную карьеру. В школе ему легко давались многие предметы, и он не раз с победой возвращался с олимпиад по физике, химии, математике и литературе. А ещё он обладал музыкальным слухом и вкусом, способностью к стихосложению. Но больше его привлекали краски, оттенки, игра света. Наверное, поэтому его яркие, праздничные, возвышенные картины излучают жизнеутверждающее настроение, будто они — образы Вселенной, созданной Всевышним. Полотна белорусского художника Николая Бущика сегодня можно увидеть в художественных музеях и галереях Беларуси, России, Франции, Германии, США, в зарубежных частных собраниях.
 
Картина 1. О таланте и творчестве
 
— Талант Господь дал, да и голова не вхолостую работала, — вспоминает Николай Владимирович. — Но меня больше поражало и восхищало именно то, что человек не может объяснить, сделать своими руками; о чём лишь догадывается, и только восхитившись, может к этому приблизиться…  К красоте мира, гармонии мироздания, наивысшие уроки которого — как неожиданность, как приятный шок. Меня это и будоражило, и завораживало одновременно.
 
О таланте и творчестве
 
Я в один день повернул свою судьбу. Собираясь идти в науку, активно готовился к поступлению в техникум. А всё свободное время… отдавал рисованию, копированию картин Васнецова, Левитана. И тут неожиданно дедушка присылает телеграмму: мол, приезжай, через три дня — экзамены в художественное училище. Так я узнал, что на художника, оказывается, учатся.
 
Отучился двенадцать лет, многое стало понятным, но появились и новые темы для размышлений. Я уразумел: раз в нас заложено Божественное не только по подобию, но и образу Его мыслей и действий, значит, способностями художник, как, впрочем, и любой человек, может распорядиться по своему усмотрению. Другое дело, что не все люди осмеливаются на это. Вспоминается удивительно простая и точная мысль народного художника Михаила Савицкого: «Бог создал человека как высшее существо, следовательно, он, как и Бог, обладает высшим. Господь ему дал всё и назвал сыном Божиим. Именно человека, а не животное, насекомое, растение… Разница в одном: как ты сможешь себя реализовать, на что осмелишься в жизни. И смелость твоя от Божией отличается тем, что Бог творит в безграничном пространстве, а у художника есть всего лишь квадрат, круг, любая другая геометрическая форма, в которой он волен творить по своему замыслу». Вот так я понял, что, постигнув все течения и направления в искусстве, художник может замахнуться на большее. Ведь сколько живёт человек на земле, столько ему и предлагается Богом и природой.
 
Художник может замахнуться на большее
 
Тому пример — творчество художников начала двадцатого века Матисса, Модильяни, Малевича, которые продемонстрировали миру освобождённое, безграничное по полёту ощущение мысли, что позволило иначе посмотреть на искусство. Фактически тот век стал благодатным временем ещё и для развития технических средств (от камеры обскура до сегодняшней голографии). Освободив от необходимости копировать то, что создал Бог, они дали художнику возможность творить так, как он видит, чувствует, думает.
 
Николай Владимирович, почему люди (а Бог каждого из нас наделил дарами) не умеют свои таланты и способности удержать и даже сознательно зарывают их в землю?
 
— Сначала давайте разберёмся, о каких дарах Божиих мы говорим. Если о даре обычном, житейском, например, гвоздь забить, табуретку смастерить, дом построить, то, не имея на это способности, можно отбить себе руки.
 
А вот если заниматься тем, что доносит до нас смысл красоты всего сотворённого, — это дар на искусство. На него душа покушается всегда, воспринимая как высший смысл человеческой возможности. Как правило, ощущение силы, некое просветление, особенная тяга к развитию художественного таланта приходят в детстве, юношестве, когда «души прекрасные порывы» переполняют существо. Но только единицы до конца жизни остаются верными избранному пути.
 
А почему не развивают таланты... тут всё просто. Люди, творение Божие, не хотят их признавать, если они не принесут выгоды, желательно в денежном эквиваленте. Большинство говорит: становись к корыту и греби руками; догребёшь — поешь, не догребёшь — не поешь. Что нам до твоих изобразительных фантазий? Мы и без них проживём, картинами сыт не будешь.
 
По какой дорожке художнику пойти?
 
По какой дорожке художнику пойти? Тут два пути: один — приносящий хороший доход, но внутреннюю дисгармонию; другой — жизнь в интересе и внутреннем спокойствии, когда душа и разум звучат в унисон.
 
Картина 2. Незримая реальность
 
Николай Владимирович, было немало разговоров о тяжёлом положении многих художников: очень высокой плате за мастерские, низком спросе на картины вследствие недостаточного уровня зарплаты населения; да и лишь единицы художников выбиваются «в люди». Что-нибудь изменилось?
 
— В прошлом году народным художникам, чтобы они меньше возмущались, Министерство культуры оплатило долги за мастерские. Но этот «подарок» — только народным, коих как пальцев на одной руке. На двухмиллионный же Минск приходится порядка пятисот профессиональных художников. Это невероятно мало, однако и их умудряются притеснять. Художники даже не могут раз в три-четыре года собрать съезд в полном составе (1000 человек) из-за отсутствия денег (нет возможности приютить на пару дней иногородних). Вот и выходят некоторые таланты из Союза художников; ибо чем взносы платить? Словом, на глупости сидим, глупостью погоняем и сами же над глупостью смеёмся.
 
А в России художники не сидят без заказов, постоянно востребованы, с ними считаются, их уважают. Есть немало предпринимателей, которые инвестируют выставки и мероприятия, покупают картины. Они, не обременённые налогами по этому поводу, с удовольствием помогают мастерам кисти в их начинаниях.
 
У нас же даже Дворец искусств превращён в торговое место
 
У нас же даже Дворец искусств, построенный, кстати, на взносы художников, превращён в торговое место. В храме искусства нет места искусству… А ведь художники защищают честь страны на выставках, в том числе и за рубежом. Дипломаты просят нас предоставить полотна для демонстрации на инвестиционных форумах, в посольствах. И полотна белорусских живописцев не оставляют людей равнодушными.
 
Картина 3. О красоте
 
Леонардо да Винчи наставлял своих учеников воспитывать в себе способность видеть в приземлённых предметах, пусть в камне, песчинке, дождинке, дыме, облаке, горящих дровах, «подобие Божественных пейзажей, бесконечность Вселенной…» Многие ли художники пользуются этой методикой? Близка ли она вам?
 
— Это не методика, а свойство художника — замечать то, что простые люди не видят. Я постоянно говорю: художник — профессиональный созерцатель. Для живописца глаза — основной проводник его интереса, профессии. У обычных же людей они исполняют служебную, коммуникативную роль. В моём понимании, художник — это глаза Бога для человечества. И здесь важно, какой смысл вкладывает живописец в творение. Хочет ли открыть зрителю духовную, нематериальную красоту через видимую, порой несовершенную, оболочку. Даже череп может быть по-своему красив, если отражает духовную глубину, призывает задуматься о вечности, о покаянии, о мудрости Господа.
 
Красота всегда есть тайна
 
Николай Владимирович, так что же такое красота?
 
— Мой друг, профессор Владимир Ростовцев, писал: «Да, красота всегда есть тайна. В ней для пытливого ума всегда есть смысл необычайный, неисчерпаемый до дна». Она и есть смысл творения художника. Ведь красота пробуждает в человеке самое светлое чувство — любовь, ради которой Бог и сотворил всё живое. Для меня главное — быть верным любви к жизни и, вообще, понятию «любовь», что и стараюсь передать в своих картинах: ощущение радости, приводящей человека в хорошую, жизнеутверждающую гармонию.
 
Интересно, как рождаются образы картин? Бывает ли так, что будущая картина приснилась, вы подскочили, и …
 
— Об этом столько писано-переписано. У всех по-разному: у кого-то — во сне, а у кого-то — после сна, у одного — на рассвете, а у другого — на закате… Образы приходят либо из мира чувств, мыслей и снов, либо материальный мир даёт намёки на нечто интересное вокруг нас.
 
А чаще?
 
— Когда тебя что-то удивило, восхитило и так впечатлило, что ты открыл для себя не только красоту, но и её смысл.
 
Но ведь многие писали страшные картины, например, Дали.
 
— Знаете, художники всегда выражали то, что им не давало покоя. Кого-то беспокоила радость, а кого-то — ужас. Полотна некоторых художников изобразили страсти Господние такими, что, глядя на них, хочется завернуться в колючую проволоку и сказать: «Господи, убей меня!» Вот и Дали рисовал провокации, то, что было обратным высшему смыслу рая на земле. И делал это специально, понимая: не столько прекрасного ждут люди, сколько — эпатажа. Или взять, к примеру, Пикассо, многие работы которого были эпатажем на затёртое общество с заскорузлыми мнением, привычками и модой. У Пикассо есть даже выражение по этому поводу (передаю лишь смысл): дураки этого хотели — я для них это и делал; они за это платили деньги. Возвращаюсь к Дали. Я эстетики в его картинах не вижу. Пройдёт время, и о нём по-другому заговорят.
 
Каждую работу делаешь с любовью
 
А какая работа у вас самая любимая?
 
— Каждую работу делаешь с любовью, но чаще потому, что не можешь не писать. Живопись — это ведь бесконечная Вселенная, в которой сознание движется вместе со временем и твоим осмыслением окружающего мира.
 
Согласны ли вы с этой фразой: качество подлинного художника непроходящий восторг от окружающего мира?
 
— Конечно. Другое дело, что сегодня некоторые мастера кисти восторг заменили фотографической критикой жизни с комментариями. Почему-то такое «творчество» позволило им называться художником, выставляться в галереях и выставках. Я не считаю это высшим смыслом искусства. Подобное искажение уводит человека от понятия истинной красоты, а значит — от Бога... Как говорится: если ворона по поводу чего-то нехорошего может сказать «карр», то соловей каркать не будет, он всё равно споёт свою песню, которая разбудит прекрасные чувства и в пастухе, и в лётчике. Без комментариев.
 
Картина 4. О вере
 
Николай Владимирович, кому-то вера в Бога нужна, чтобы научиться видеть прекрасное, кому-то она даёт силы жить. А какое место вера занимает в вашей жизни?
 
— Знаете, вера ведь открывается и прививается. Нас растили атеистами и ничего не говорили о Божественном создании всего вокруг. Потом нам приоткрыли тайну, указав на Дарвина, который додумался и, наконец, вывел цепочку происхождения всего сущего. Но с годами, и скорее всего через созерцательное познание окружающего мира, я стал понимать: всё, что вокруг нас, — не спонтанная химическая лаборатория. Вселенский мир сотворён разумно и прекрасно Господом Богом.
 
Святитель НиколайОткрылась вера неожиданно и навсегда. Жизнь моя висела на волоске, когда мне явились рано ушедшая в мир иной мама и человек в ризах, покрытых крестами. На меня смотрели благообразный, седовласый, с мудрым и разумным, но напряжённым лицом старец и с удивительно красивым, умиротворённым лицом мама. Я их видел, как живых людей. В тот миг передо мной прокрутилась вся жизнь настолько подробно, что я со своей почти документальной памятью не смог отдельные эпизоды вспомнить. Возле меня с одной стороны стояли те, кто сочувственно ко мне относился, с другой — абсолютно равнодушные, среди которых были очень близкие мне люди. Потом резко наступила темнота, затем снова явление старца, вновь темнота, и вдруг первые проблески сознания. Не было сил двигаться. Я с трудом добрался до кровати, и тут меня обуял какой-то животный страх, такого жуткого чувства я раньше не испытывал; видимо, выходил из шока. И опять явился старец, но с лицом не напряжённым, как в прошлый раз, а очень спокойным, благостным, словно он говорил: ничего не бойся, всё будет хорошо. Мне сразу стало легко и покойно, я заснул мгновенно и проспал целые сутки. Больше ко мне святой отец не приходил.
 
Потом я стал искать своего спасителя. Пересмотрев множество книг по истории искусства, по облачению определил, что это был Николай Чудотворец. Но на этом поиски не закончил. Хотелось найти именно тот лик святого, который мне являлся.
 
Однажды мы с супругой оказались в Переяславе-Залесском, где был монастырь в честь святителя Николая; и, конечно, мы не преминули его посетить. В главном храме чудотворца Николая Мирликийского я и увидел лик человека, который явился мне более тридцати лет назад. Потом я понял, что он — мой Ангел Хранитель, так как я родился 22-го мая, в день переноса мощей святого Николая Мирликийского. Может, потому он вместе с мамой и спас меня…
 
С тех пор я уверовал: есть высшие силы, которые ведут по жизни каждого человека, видят все его поступки, знают помыслы и дают знать, если что-то пошло не так. Осознание этого и вера, думаю, помогает нам, грешным, всему человечеству избежать непоправимых ошибок, достойно пережить многие катаклизмы.
 
Беседовала Татьяна СОКОЛОВИЧ



к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.