Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

1 октября: преподобного Илариона Оптинского; мученицы Ариадны; Молченской и Старорусской икон Божией Матери ...

Содержание
Главная Nota Bene! Читаем Евангелие Библиотека православная Аудиоматериалы Искусство с мыслью о Боге "Врата Небесные" Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея
История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты
Рекомендуем


Из бездны есть выход


Каждый год 26 июня отмечается Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков. Но более чем столетний опыт противостояния этой чуме нашего времени не принёс миру желаемых результатов; год за годом смертельный омут дурмана засасывает всё больше молодых людей. В Беларуси в начале 2015 г. официально зарегистрировано 15 с половиной тысяч любителей смертельного зелья; а сколько их на самом деле –– страшно представить.

Почему так происходит? Да потому, что правит бал сегодня «культура» наживы, насилия, разврата, где главными героями выступают финансовые аферисты, уголовники, наркодилеры, проститутки обоих полов. Тотальная идеология пороков отняла и продолжает отнимать у юных душ понятие об истинных духовных и нравственных ценностях, обессмысливает их жизнь. Они ничему не верят, никому не нужны, нередко даже собственным родителям.

Судьбы у наркоманов разные: среди них есть бывшие спортсмены, врачи, художники и те, кто не успел никем стать, ибо «колоться» начал с 13 лет. Практически все загубили свои профессии, призвание и, повторюсь, перестали во что-то верить.

Однажды в редакцию пришёл молодой человек с просьбой помочь ему устроиться на работу. Проблема в том, что он наркоман. В своё время Сергей учился в колледже. Кто-то доложил директору об увлечении учащегося наркотиками. Руководитель вызвал парня на беседу и «по-доброму» предложил честно признаться в наркозависимости: мол, я тебе ничего не сделаю, наоборот, помогу. Парень признался. На следующий день он был отчислен. Потом его отправили в колонию. После освобождения не смог устроиться на работу и от отчаяния снова стал «колоться». «Поймите, –– говорил Сергей, –– я знаю, что так жить нельзя, пытаюсь бросить. Но натыкаюсь на глухую стену безразличия и ненависти. Кому я нужен? Да никому, кроме наркоманов».

Это страшно само по себе; да и общество, государство не без греха. Мы не сделали всё возможное, чтобы у молодёжи были интересы в жизни, идеалы, патриотизм, вера. Отсюда и желание подрастающего поколения ухватить «кусочек счастья» с наркотической иглы и жить под девизом «Ешь, пей, кури, колись и умри молодым». У молодёжи нет уверенности в завтрашнем дне, но есть чёткое понимание –– старость будет неинтересной, убогой и одинокой…

Кто-то сказал, что спрос на наркотики возникает тогда, когда человек не в состоянии реализовать личный потенциал… Отобрать смертельный дурман или положить больного на несколько месяцев в больницу –– такие меры, конечно, хороши (и Церковь не отрицает необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании), но проблему они не решают. Стопроцентной заменой наркотикам может быть только деятельная жизнь, наполненная смыслом и сознанием личной ответственности за собственную судьбу, своих родных и близких, отечества, наконец. Создать такую жизнь без духовно-нравственной основы невозможно.

Церковь протягивает руку помощи и благими примерами доказывает, как Божественная благодать, немощных врачующая, помогает людям отказаться от наркотиков. Победить смертельный недуг по силам государству и Церкви лишь в тесном взаимодействии. Но, увы. К делу воспитания молодёжи, к широкой всенародной проповеди Церковь не допускается. Один священнослужитель рассказывал, что в школу в рясе не пускают. Чтобы выступить с духовной беседой перед студентами, надо взять разрешение из профильного министерства. А для открытия школьного летнего лагеря при приходе необходимо собрать кучу документов, а потом… получить отказ. Опубликовать воспитательную статью в СМИ просто нереально. «Да что говорить, –– сокрушался батюшка, –– однажды меня не пустили в онкологический диспансер к больной на причастие. Медсестре было сказано, что если она пропустит попа, её уволят. Знаете, когда человек не знает Бога, когда Он у него живёт, как в клетке, а человек упорно отказывается от единственно возможной для него духовной опоры в лице Церкви, ничего путного не будет. Собственно, это мы и наблюдаем: пьянство, наркомания, проституция, безотцовщина, безразличие и безверие».

А ведь опираясь на веру, Церковь помогает наркоманам включиться в общинную жизнь, где они начинают чувствовать личную востребованность. Например, в Америке, где Церковь –– неотъемлемая часть жизни гражданина, бывшие наркоманы успешно работают на производстве. В «нормальные» коллективы приводят тех, кто делает первые шаги в освобождении от наркозависимости, и они постепенно втягиваются в трудовой процесс, забывают о дурмане, не чувствуют себя изгоями…

Ещё в 1953 г. ВОЗ назвала наркоманию хроническим и неизлечимым заболеванием, которое поражает внутренние органы, психику, разрушает социальные и духовные связи. Её нельзя вылечить, но можно остановить. Православие рассматривает наркоманию как страсть, как духовную болезнь человека, справиться с которыми невозможно без обретения духовной силы.

О борьбе Белорусской Православной Церкви с этим чудовищным злом я решила узнать у настоятеля минского прихода Собора Белорусских святых иерея Александра Веремейчика.

––
Батюшка, есть удачный опыт Душепопечительского центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского на Крутицком патриаршем подворье в Москве по излечению наркомании. После прохождения реабилитации в дневном стационаре, монастырях и общинах центра больные даже с тяжёлыми формами наркомании не употребляют наркотическую дурь годами. Что в этом направлении делает Белорусская Православная Церковь?

–– Наркомания –– духовное заболевание, следовательно, и лечить его нужно духовными средствами. Больного в первую очередь надо привести в чувства, дабы он осознал, что погибает, разрушает свою жизнь и жизнь окружающих. Должно произойти покаяние –– перемена в образе мыслей, переоценка ценностей жизненных. Для этого человека из духовно растлевающей среды нужно поместить в место, где он сможет прийти себя, –– например, монастырь или специальное поселение где-нибудь в деревне. Крупных центров в Беларуси мало: храм иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в Минске, реабилитационный центр Белорусского экзархата «Анастасис», расположенный в деревне Сосновка (здесь, кстати, и родственникам наркомана можно пройти курс коррекции созависимости); помогают прийти в себя, вернуться к Богу и вновь стать человеком на подворье Елисаветинского монастыря Минской епархии в деревне Лысая Гора Минского района (здесь находят приют люди, потерявшие жильё, бывшие зэки, инвалиды, страждущие от пьянства и наркомании; живущие и трудящиеся тут по старшинству принимают ответственность за каждого нового подопечного –– это своеобразная школа любви к ближним, которая бывает только свободной и искренней); в реабилитационных центрах Светлогорска и на подворье женского монастыря Тихвинской иконы Божией Матери, что в Гомеле, поддерживают молитвами ВИЧ-инфицированных наркоманов и заболевших СПИДом.

По большому счёту, ни один наш приход не отказывает в помощи попавшим в беду. После исповеди и причастия многие наркоманы мне говорили, что получили духовное облегчение, и ослабевала ломка. Некоторые переставали потреблять наркотики. Но это вовсе не означает, будто церковь нужна только для снятия ломки; а вышел за ворота –– греши по-прежнему. Нет. Можно, придя к вере и к жизни в Боге, исцелиться от пагубной страсти. Но чтобы наркоман это понял, придётся долго врачевать его душу.

–– Одна из самых известных методик лечения наркомании –– программа «12 шагов», или «Анонимные наркоманы». Действительно ли она эффективна?


––
Эту программу используют в «Анастасисе» достаточно успешно. В группах работают волонтёры из числа бывших наркоманов. Они прошли через ад наркомании и прекрасно знают, как поступать, чтобы человек не захотел вновь «уколоться» и смог перебороть себя; стараются своим положительным примером заполнить душевно-духовную сферу выздоравливающего, которая раньше была напичкана наркотиками. Это, как я называю, братство боли здорово помогает стать на путь истинный, а когда оно ещё подкрепляется зароками воздержания, молебнами, акафистами, постами и т.д., «садиться на иглу» совсем не хочется. Вообще, я не имею ничего против любой светской программы, если она помогает остановить наркоманию.

–– Каково отношение Церкви к наркоманам?


–– Как к болящим, заблудшим, страдающим и требующим особого попечения людям. Это погибающие члены нашего общества, среди которых может оказаться ваш родственник, школьный приятель, однокурсник… Они расплачиваются за бездуховность, за идеологию потребительства, за культ удовольствий, который царит в их семьях и обществе в целом.

–– Наркоманы прекрасно знают о смертельных последствиях своего страшного увлечения, но всё равно «употребляют». Почему?


–– Не раз спрашивал у наркоманов, что им даёт наркотик, и пришёл к выводу: таким способом они пытаются уйти от серости, обыденности, испытать острые ощущения. Большинство юношей и девушек отвечали, как с помощью «травки» они становились более раскованными, им проще рассказать о своих волнениях, желаниях, легче общаться с людьми, компенсировать недостаток любви. Одни «находили счастье», а другие, после «укола», попадали в «иные миры». Но ведь исполнить эти желания можно и без дурмана. Да и какое счастье находят в пустоте? Оступившиеся, словно слепые котята. Им никто не объяснил, что человек может горы свернуть, когда в душе у него Бог. Поэтому задача священнослужителей –– не только оградить от наркотиков заблудшего сына, а исцелить его, научить общаться, любить и отдавать любовь. Только с Господом возможна полнота жизни.

Знаете, в моём понимании наркотическая зависимость –– это царство несбыточных иллюзий, которое высасывает силы, уводит из семьи, отрывает от духовной и профессиональной жизни, превращает человека в раба.

–– Кто должен быть «под прицелом» Церкви в первую очередь –– наркоман или наркоторговец?


–– Наркоман –– смертельно больной человек. Наркоторговец –– преступник, убивающий тысячи и тысячи ни в чём не повинных людей. Спасение первого –– задача медиков и духовенства, наказание второго –– долг государства, и оно должно быть самым жестоким. Я понимаю, что из уст православного священника странно слышать такие слова. Но, как сказано в Священном Писании: Кесарь не напрасно носит меч. Вспомните древнюю историю, когда Креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир впал в заблуждение. Приняв христианство, он настолько проникся любовью и жалостью ко всем людям, что даже отказался казнить преступников. От безнаказанности страшно умножились на Русской земле грабежи, разбои и убийства. Тогда к великому князю пришли учителя, епископы и духовенство и вразумили его, что долг государя –– карать злодеев. Поймите, Христос Спаситель заповедал прощать личные обиды, но восставать на борьбу с сатанинским злом, угрожающим твоим ближним, всему народу Божию.

–– А приходили ли наркоторговцы в Церковь за прощением?


–– На моей памяти такого не было. А вот бандиты приходили, каялись. Многие навсегда завязывали с криминалом. Некоторые уходили жить в монастырь.

–– Из нашей беседы сам собой напрашивается вывод ─ победить наркоманию под силу только Церкви.


–– Победить наркоманию может только Христос, но у Христа нет других рук на земле, кроме наших. Я встречал людей, кому действительно помог Христос, и их, поверьте, немало. Врач лечит, а Господь –– исцеляет.

Татьяна СОКОЛОВИЧ
 
 



к содержанию ↑
Рассказать друзьям: