15 декабря: преподобного Исе Грузинского; святого Стефана Уроша, царя Сербского ...
Содержание
|
И он понял — этот мир ничего не значит5 ноября — день памяти преподобного Елисея Лавришевского
О преподобном Елисее Лавришевском я узнала благодаря поездкам в Свято-Елисеевский Лавришевский монастырь. Открывая для себя этот особенный святой уголок Новогрудской земли, каждый раз слышала что-то новое и об угоднике Господнем, основателе и первом настоятеле обители. До наших дней дошло немного известий о святом Елисее. К сожалению, жизнеописание святого, которое было сделано на славянском языке, не сохранилось. Дошедшие до нас сведения скупы и повествуют о главных, ключевых вехах его жизненного пути. Огромным, бесценным наследием и даром для нас, его потомков, остался древний Свято-Елисеевский монастырь. Именно здесь столетия назад подвизался преподобный, сумев создать настоящий оплот Православия. Житие святого Елисея Лавришевского пересказывает в одной из своих книг писатель, историк, профессор и ректор Виленской академии Альберт Виюк-Коялович (XVII век, Великое княжество Литовское). Именно он и пишет о том, что Елисей родился в Литве (в Великом княжестве Литовском) и, «если некоторые не ошибаются», был сыном великого князя Литовского Тройденя. (Уточнение — «если некоторые не ошибаются» —может говорить о том, что этот факт взят не из жития, а из рассказов современников). Детские и юношеские годы будущего святого прошли в семье влиятельных, богатых родителей. Он получил хорошее светское образование. После достижения совершеннолетия Елисей, выделявшийся ещё и остротой ума, поступил на службу при дворе великого князя Миндовга. Мирская жизнь сулила ему и успех, и богатство. Он занимал высокую должность, и это было только началом: в будущем у него могло быть всё, чего бы только он ни пожелал. Однако Елисей с юных лет отличался от своих сверстников —жизнь при княжеском дворе, наполненная суетными утехами, не доставляла ему радости. Если вдуматься, это было настоящим чудом! Во времена, когда жители Литвы и части современной Беларуси были язычниками, молодой человек из княжеского рода вдруг принял Святое Крещение и стал не формальным, а истинным христианином, раз и навсегда кардинально изменив свою жизнь. Именно тогда он и получил новое христианское имя — Елисей. Многие исследователи полагают, что языческое имя святого было Ролмунт (Рымонт). В летописи «Хроника Быховца», созданной в 1550-1570-х годах, говорится: «Тройдень женился на дочери князя Мазовецкого и имел от неё сына, названного Рымонтом. И когда сын его Рымонт вырос до определённых лет, отец его Тройдень отдал его для обучения языка русского ко Льву Мстиславичу, который заложил город во имя своё Львов. И, живя у князя Льва, Рымонт научился языку русскому, и понравилась ему вера христианская, и, крестившись, [он] понял, что этот мир ничего не значит, и, оставив мир, постригся в чернецы [монахи], и назван был именем Лавр [Ławrasz]. И, будучи в чернецах, пришёл к дяде своему Наримонту и просил его, чтобы дал ему в Новгородском [Новогрудском] повете место в пуще около реки Нёмана, где бы себе монастырь построить».
Существует мнение, что молодой представитель княжеского рода крестился и изменил образ жизни благодаря знакомству со святителем Лаврентием, епископом Туровским, который стал его духовным отцом и наставником. Оставив надоевший княжеский двор, будущий святой поселился в излучине реки Нёман, на левом её берегу в безлюдном глухом месте. По Божьему Промыслу здесь его встретил монах (по преданию, звали его Григорий). Вместе с ним святой Елисей и основал мужской монастырь. Согласно Галицко-Волынской летописи, это произошло около 1258 года. Записи в Лавришевском Евангелии свидетельствуют, что новая обитель носила название «Пречистой Богоматери Лавришев монастырь». Весть о ней довольно быстро распространилась по окрестностям. Многие верующие приходили сюда для исцеления и получали его. Постепенно число братии увеличилось. Монастырь стал Лаврой. Помощь обители оказывали многие русские и литовские князья. Три года здесь жил сын Миндовга — князь Войшелк. В те времена нередко князья убивали друг друга или погибали от рук своих же слуг-изменников. Святой Елисей также был убит своим келейником — бесноватым юношей. Это произошло в ночь на 23 октября, год точно не известен. После смерти настоятеля его мощи быстро прославились различными чудотворениями. Приложившись к ним, бесноватые исцелялись от своего тяжкого недуга. Первым, кто выздоровел, стал тот самый юноша, от руки которого погиб святой. Долгие годы мощи находились в монастырской церкви и были доступны для поклонения. Происходило множество исцелений. Во время начавшегося военного лихолетия они были сокрыты монахами в землю. Преподобный Елисей не только даровал исцеление людям, но и оберегал основанную им обитель. Около 1505 года крымские татары совершили очередной набег на белорусские земли. Они опустошили тогда многие поселения, в том числе и в окрестностях Новогрудка, и вплотную подошли к монастырю. Враги жаждали наживы, и казалось, не было ни единого шанса на спасение. Однако приблизившимся татарам вдруг привиделось, будто на пустом монастырском дворе стоит отборная, готовая к бою конница. В ужасе они бежали. Такое чудо было явлено Господом через угодника Елисея по его святым молитвам. Возможно, именно это событие стало поводом для причисления преподобного Елисея к лику святых. Это произошло в 1514 году на Виленском Соборе при митрополите Иосифе II Солтане. Преподобный Елисей стал не только основателем, но и небесным покровителем своей обители. В XIII столетии Лавришевский монастырь был крупным центром летописания. Специально для него было написано Лавришевское Евангелие (не позднее 1329 года), которое сейчас хранится в Кракове в библиотеке князей Чарторыйских. В то время на территории обители находились храмы Воскресения Христова и Рождества Пресвятой Богородицы, действовала школа, была собрана богатая библиотека. Около 1530 года монастырь был опустошён. Древнейшая на земле Беларуси обитель не раз была буквально стерта с лица земли и перенесла много испытаний. Однако каждый раз чудесным образом монастырь возрождался и расцветал. Первая попытка возродить монастырь была совершена в 1913 году, когда стараниями графа Хрептовича-Бутенева по благословению архиепископа Минского и Туровского Митрофана (Краснопольского) на уже опустевшей территории была освящена церковь во имя пророка Елисея. Тогда же были построены братский корпус и дом для паломников. Владыка Митрофан (Краснопольский) радовался началу возрождения: «Для многих этот монастырь неизвестен, а когда-то здесь была Лавра, служившая оплотом местному Православию. Это какой-то особенный благодатный уголок. Народ здесь и до сих пор живёт чисто церковным укладом жизни. Это, несомненно, наследие влияния Лавришевского монастыря. Враги понимали его громадное значение и старались не оставить камня на камне, т.е. никаких следов его существования... Теперь, благодаря графу Хрептовичу, устроен там небольшой деревянный храм. Место дивное! На берегу Нёмана возвышается конусообразная гора — это место Лавришевского монастыря, и теперь там стоит храм! Сердце моё радовалось, когда на освящение мною этого храма пришло видимо-невидимо народу... Я думаю, со временем там будет монастырь, хотя и небогатый, но народом любимый». В годы Первой мировой войны церковь была разрушена, а монастырь сожжён. Однако слова священномученика Митрофана о возрождении Лавришевской обители оказались пророческими. Она возродилась, свидетельствуя о святости этого места: в 2000-м году на уцелевшем фундаменте старой церкви был освящён новый храм, уже в честь преподобного Елисея Лавришевского. С 2001 года был зарегистрирован приход преподобного Елисея Лавришевского в деревне Гнесичи Новогрудского района. Решением Святого Синода Белорусской Православной Церкви от 15 августа 2007 года этот приход официально преобразовали в Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь. Сегодня обитель активно возрождается, год от года становясь всё красивее и притягивая всё больше людей. На территории установлен памятник преподобному Елисею Лавришевскому. На нём изображён погружённый в молитву монах-аскет. Одна рука сложена для благословения, другая — перебирает чётки. Это уже второй памятник святому. Первый —трёхметровый монумент — был поставлен в центре Новогрудка. Здесь мы видим величественного монаха с крестом, который благословляет людей. Как известно, случайностей не бывает, и при желании в жизни этому можно найти тысячи свидетельств. Вот одно из них: автором монастырского памятника стал Денис Стратович, московский скульптор, предки которого в XVI веке являлись опекунами Лавришевского монастыря. Житель России нашёл подтверждения этому во время изучения истории своего рода. Позже отправился в Беларусь, посетил монастырь на Новогрудчине, лично познакомился с его наместником и поинтересовался, чем он может помочь в деле возрождения старинной святыни. Скульптор бесплатно сделал авторскую работу, изготовление памятника оплатил монастырь. Долгое время считалось, что мощи святого находятся под землёй, где-то в потаённом месте, как говорят, «под спудом». Однако в 2016 году в Свято-Успенском храме в деревне Лавришево сделана сенсационная находка —неизвестная крипта и два саркофага с останками людей. Учёные установили: в крипте найдены останки пожилого мужчины, который жил в то же время, что и Елисей Лавришевский. Была высказана версия, что, возможно, наконец-то обнаружены мощи святого. Однако пока вопрос остаётся открытым. Наука не может дать заключения о святости. После экспертизы останки привезли в Лавришевский монастырь. Их поместили в церкви для поклонения. Для того чтобы признать останки мощами, нужно большое количество подтверждений. Для этого необходимо фиксировать свершившиеся чудеса. Как говорят духовные лица, мощи должны проявить себя. Обязательно стоит хотя бы однажды посетить это уединённое, удалённое от суетного мира место, своими глазами увидеть памятник святому и освящённый в его честь храм, вновь оживший и расцветший прекрасный монастырь... Перед храмовым образом преподобного Елисея Лавришевского и сегодня происходят исцеления. По молитвам к святому паломники получают исполнение своих прошений и утешение в самых разных скорбях и недугах. В Свято-Елисеевском монастыре собирают свидетельства о чудесах, происходящих здесь. Уже более 500 лет мощи преподобного Елисея Лавришевского пребывают там, где всем бедам вопреки по-прежнему стоит древний монастырь. Обитель растёт и меняется, каждый раз радуя новыми добрыми переменами. Неизменным остаётся одно: у нас есть великий молитвенник и заступник — преподобный Елисей Лавришевский! Татьяна ШИМКО
Фото автора и из свободных источников 05.11.2019 к содержанию ↑
Рассказать друзьям:
Друзья!Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами. Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея. |