Первым знаком приближения Великого поста является евангельское чтение 5-й недели до его начала (10 февраля), когда повествуется о мытаре Закхее. Нам рассказывается о том, как Христос спас грешника, который после встречи с Господом совершенно изменил свою жизнь, потому что «искал увидеть, кто Он» (Лк. 19. 3). Так желание «увидеть» Иисуса Христа и усилия, чтобы достигнуть этого, начинают наше практическое приближение через Великий пост к празднику Пасхи.
В этот же день празднуется Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской и совершается поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.
12 февраля празднуется Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
15 февраля
Сретение Господне
В праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа Церковь воспоминает событие земной жизни Спасителя, явившееся звеном, соединившим пришедший к концу Ветхий Завет с имевшимся открыться Новым Заветом. В законе Моисеевом предписывалось посвящать Богу всякого первенца мужского пола. Поэтому через 40 дней после Своего рождения Богомладенец Иисус был принесён в Иерусалимский храм.
В это время в Иерусалиме жил праведный старец по имени Симеон, которому было предсказано Духом Святым, что он не умрёт до тех пор, пока не увидит Христа Спасителя.
Как-то Симеону пришлось переводить книгу пророка Исаии. Прочтя в подлиннике слова «се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7. 14), он решил, что слово «Дева» здесь употреблено ошибочно вместо слова «Жена», и хотел исправить текст. В этот момент ему явился Ангел и удержал его руку со словами: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, который родится от Чистой Пренепорочной Девы». С того дня праведный Симеон и стал ожидать пришествия Христа.
И вот в тот самый день, когда Пречистая Дева Мария и Иосиф должны были совершать положенный обряд, праведный Симеон по внушению Духа Святого пришёл в Иерусалимский храм и встретил («сретение» по-славянски значит встреча) их на пороге. Взял Богомладенца на руки (за что и получил прозвание Богоприимца) и произнёс пророческие слова: «Ныне отпускаешь (т.е. из этой жизни) раба Твоего, Владыко, по Слову Твоему, с миром (т.е. с радостным духом), ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2. 29-32).
Пресвятой же Деве праведный Симеон сказал о Младенце: «Вот из-за Него будут спорить в народе, одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдёт душу» (см.Лк. 2. 34-35). Это значило, что Божия Матерь будет переживать великое горе за Своего Сына, когда Он будет страдать.
Здесь же, в храме, находилась благочестивая вдова Анна-пророчица, 84-х лет, служащая Богу постом и молитвою день и ночь. Она также узнала Спасителя и, подойдя, славила Господа и говорила о Нём всем в Иерусалиме, ожидавшим пришествия на землю Христа. Так последние праведники уходящего Ветхого Завета — праведный Симеон и Анна-пророчица удостоились встречи в храме Богомладенца Иисуса — Носителя Нового Завета.
Особенностью этого праздника является чин освящения сретенских свечей, называемых в народе «громницами». Принято зажигать их во время гроз, в защиту от грома и молний, проливных дождей и града.
17 февраля
Мытаря и фарисея
Воскресенье, а с ним и вся последующая неделя посвящены евангельской притче о мытаре и фарисее. Здесь наше внимание сосредоточивается на двух людях, пришедших в храм на молитву. Фарисей, который хотя и жил праведно, однако страдал гордыней и был осуждён. Другой — мытарь, который, собирая налоги, притеснял народ и, несомненно грешный, искренне молился о прощении грехов и был оправдан Богом (Лк. 18.10-14). Что касается нас, то мы тем самым призваны увидеть себя в истинном свете и молить Христа о помиловании. В эту неделю нет поста в среду и пятницу.
24 февраля
Неделя о блудном сыне
В этот воскресный день читается Евангелие о блудном сыне, поэтому последующая неделя и получила соответствующее название. Слушая притчу о великодушии и щедрости Небесного Отца, мы призываемся к пониманию того, насколько удалены от Родительского дома и должны возвратиться к Нему. Господь обещает, что Отец встретит нас с радостью. Мы должны только «встать и пойти», исповедуя наше греховное отдаление от Родительского дома, к которому на самом деле принадлежим (Лк. 11.24).
Протоиерей Павел БОЯНКОВ
01.02.2019
Рассказать друзьям:
Друзья!
Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.
Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.