15 октября: блаженного Андрея, Христа ради юродивого; благоверной княгини Анны Кашинской; праведного воина Феодора Ушакова ...
Содержание
|
Давитоба
8 февраля — память святого благоверного Давида IV Строителя, царя Иверии и Абхазии
В XI веке святая Православная Церковь Грузии, основанная ещё апостолом Андреем Первозванным, как и весь грузинский народ, уже более 400 лет изнемогали под жестокой властью иноземных завоевателей — арабов, персов, турков-сельджуков. В 331 году стараниями святой Нины христианство было объявлено государственной религией Иверии, но через 300 лет практически все христианские народы Кавказа вошли в сферу влияния могущественных исламских халифатов и платили дань иноземным правителям. Давиду было всего около 16 лет, когда его отец, царь Иверии Георгий II, представитель царствовавшей с VI века династии Багратиони, в 1089 году отрёкся от престола. Молодому юноше предстояло взять на себя, казалось бы, непосильную ношу ответственности перед Богом и людьми за свой народ и страну. Но, видимо, не случайно древнееврейское имя Давид означает «возлюбленный». И один из стихов великого псалмопевца как будто пророчествует о грядущей славе юного правителя: «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё, и лист которого не вянет; и во всём, что он ни делает, успеет» (Пс. 1: 2). Несмотря на свой юный возраст, молодой царь повёл себя как умудрённый и опытный политик, действующий в интересах народа. Местные феодалы фактически не признавали ни светскую власть в лице царя Иверии, ни власть духовную в лице Католикоса-Патриарха. Они вступали в сговор с оккупантами-турками и даже на церковные кафедры ставили преданных им людей. Об этом с горечью пишет неизвестный автор произведения «Жизнь царя царей Давида», отмечая, что «недостойные незаслуженно стали епископами, и от самих священников исходило всякое беззаконие и грех» («Жизнь царя царей», с. 327). Храмы и монашеские обители были опустошены, а многие и уничтожены, население, избежавшее рабской участи, скрывалось в лесах и горах. Оставшиеся вынуждены были платить непомерную дань завоевателям. Царь Давид, с детства воспитанный в атмосфере благочестия и верности своему народу и святой православной вере, предпринял самые решительные меры по укреплению государства и Церкви. Духовником его был преподобный Арсений Икалтойский, богослов и учёный-энциклопедист, который поддерживал все благие начинания молодого правителя. За короткое время Давид сумел с помощью дипломатии, а где-то и военной силы укрепить царскую власть, заставив местных князей присягнуть на верность царю. В 1099 году Давид перестал выплачивать дань туркам, фактически добившись независимости своей родины. В 1122 году царь Давид освободил Тбилиси, который на протяжении 400 лет принадлежал исламскому халифату, и перенёс туда столицу Грузинского государства, бывшую прежде в Кутаиси. В 1123 году освобождение и политическое объединение Грузии завершилось взятием Дманиси. Освободив родину от поработителей, святой Давид надёжно укрепил Грузинское царство, которое при нём достигло такого величия и процветания, какого не знало прежде никогда. Огромное значение царь Давид придавал устроению церковной жизни Грузии. По его инициативе в период 1103–1105 гг. были созваны два церковных Собора — в Руиси и в Урбниси, — которые укрепили авторитет Церкви. Недостойные епископы были отлучены от Церкви, а на их кафедры назначены единомышленники правителя Грузии. Как бы оправдывая своё прозвище «Возобновитель», святой Давид восстановил монастырь Шиомгвиме и другие обители. По его заказу духовник царя, преподобный Арсений Икалтойский, перевёл на грузинский язык Типикон монастыря святого Симеона Столпника на Чёрной Горе в Сирии. Богослужение по этому Типикону в Шиомгвимском монастыре совершалось вплоть до начала XIX века. Автор «Жизни царя царей» отмечал, что Давид «щедро одарил лавры, церкви и монастыри» не только Грузии, но и Палестины, Кипра, Византии, Сирии, Афона, а особенно «могилу Господа нашего Иисуса Христа». Существенен вклад правителя Грузии в строительные работы в монастыре великомученицы Екатерины на Синайском полуострове. Царь Давид также был достаточно тесно связан с крестоносцами, а иногда пользовался их военной поддержкой, как, например, в битве на Дидгорском поле 12 августа 1121 года. В 1108 году грузинский правитель передал им в дар крест, изготовленный из частей Креста Господня. Эту святыню крестоносцы назвали «Крестом Давида», и хранился он в соборе Парижской Богоматери. Святой царь Давид славился своей веротерпимостью. Так, после освобождения Тбилиси он предоставил немалые льготы тбилисским евреям и мусульманам, не боясь при этом вступать в диалог о догматах ислама с гянджийским кади. Летописцы Армении называли Давида Возобновителя покровителем и спасителем армянского народа, отмечая такие его качества, как щедрость, воинскую доблесть и милосердие по отношению к пленённым противникам. При царе Давиде Грузинское государство многократно усилило своё влияние на Северном Кавказе, что способствовало распространению Православия во всём регионе, а также повышению значимости грузинского языка, культуры и письменности. Священное Писание было настольной книгой великого правителя, он всегда брал его с собой в походы и размышлению над ним посвящал почти всё своё свободное время. Книгу «Апостол» святой Давид прочитывал в среднем два раза в месяц. Под влиянием великих творений своего святого покровителя, царя, пророка и псалмопевца Давида грузинский царь написал замечательные духовные стихи — «Песни покаяния», которые вошли в золотую сокровищницу произведений грузинской культуры. Строки «Песней…» полны искреннего раскаяния в грехах молодости и жажде побед. В 1106 году недалеко от Кутаиси святой царь Давид основал монастырь Гелати, где позже была основана духовная академия. Одним из первых преподавателей в ней стал гимнограф и богослов — преподобный Арсений Икалтойский (память 6 февраля), духовник и сподвижник царя Давида. Сюда из зарубежных обителей были приглашены учёные монахи, в том числе философ Иоанн Петрици, гимнограф Иезекиил и другие. Тем самым Давид IV заложил фундамент просветительского и культурного ренессанса Грузии, который связан с именами и деятельностью царя Георгия III (1156–1184 годы) и царицы Тамары (1184–1207 годы). В 1125 году святой Давид повторил поступок своего отца, отрёкшись от престола и передав символы царской власти сыну Димитрию (Деметре I, 1093–1156 годы). К этому времени святой царь, в основном, завершил свои земные труды и отошёл от мирской суеты. В скором времени, горько оплакав свои грехи и поисповедавшись, Давид IV мирно отошёл ко Господу. Согласно последней воле усопшего его тело было погребено при входе в Георгиевскую церковь Гелатского монастыря. В те времена в Грузинской Церкви действовало правило, согласно которому возможно было канонизировать только мучеников и преподобных. Но в конце XIII века из этого правила было сделано исключение, и царь Давид IV Возобновитель был причислен к лику святых Грузинской Православной Церкви как благоверный царь. Вскоре ему была составлена служба, а его мощи при большом стечении народа были положены под престолом соборного Успенского храма Гелатского монастыря. В Грузии в честь Давида IV Возобновителя возведено немало храмов, его именем названы различные учебные заведения страны, учреждения и общественные организации, улицы, проспекты и площади в грузинских городах. Медаль святого царя Давида Возобновителя (Агмашенебели) является высшей наградой Грузинской Академии наук. День памяти святого царя имеет в Грузии специальное название — «Давитоба». Подготовил Павел Антонов, г. Минск
08.02.2020 к содержанию ↑
Рассказать друзьям:
Друзья!Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами. Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея. |