15 октября: блаженного Андрея, Христа ради юродивого; благоверной княгини Анны Кашинской; праведного воина Феодора Ушакова ...
Содержание
|
Царь-мученик в Минске
Со дня зловещего преступления в Ипатьевском доме 17 июля 1918 г. — убийства царской семьи — прошло 100 лет. И сегодня хочется вспомнить об этих годах, а точнее — о личности царя Николая II и его связи с историей Минска.
2 февраля (по старому стилю) 1898 г. в Минске проходило освящение нового храма во имя святого благоверного князя Александра Невского, что на военном кладбище. Он был построен как памятник в честь победы в Русско-турецкой войне 1877–78 гг. за освобождение Болгарии. После торжественной церемонии, на которой присутствовали генерал-губернатор и многочисленные высокопоставленные военные, императору Николаю II была послана соответствующая телеграмма. В ответе сообщалось, что «Его Величество с удовольствием выслушал депешу, сердечно благодарит всех за выраженные чувства». 22 октября 1914 г. государь посетил Минск. Свидетельствует историческая хроника: «В соборе (кафедральном Свято-Петро-Павловском, разрушенном в 1936 г.) Его Величество был встречен Преосвященнейшим Митрофаном, епископом Минским и Туровским, с сонмом духовенства. После краткого молебствия... Его Величество поклонился особо чтимой святыне — иконе Минской Божией Матери, копия которой епископом Митрофаном поднесена была Его Величеству при отбытии из храма». Так было. Затем на долгие годы в жизни нашей возобладал двойной грех: богоотступничества и цареотступничества. Я, коренной минчанин, думаю, что почти не ошибусь, если отнесу начало мощного возрождения почитания памяти царственных мучеников в нашем городе к 1990 г. По крайней мере, созданные к тому времени Минское городское культурно-просветительное общество «Русь» и движение «Белая Россия» проявляли в этом деле особую активность. Хорошо помню, как 19 мая и 17 июля 1990 г. в храме святого Александра Невского нами были заказаны и отслужены панихиды с перечислением всех членов царской семьи. И если в первый раз всё прошло не совсем гладко, то во второй — служащий священник отец Александр Кищенко (ныне — владыка Артемий, епископ Гродненский и Волковысский) произнёс прекрасную проповедь в память царственных мучеников. А ещё через год, 17 июля 1991 г., в Свято-Духовом кафедральном соборе (в приделе святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, находящемся в крипте), по благословению покойного настоятеля протоиерея Михаила Буглакова, была отслужена отдельная панихида по царской семье, где довелось участвовать мне, уже будучи молодым священником. Это событие нашло отклик в местной печати. Популярный минский еженедельник «7 дней» поместил заметку своего корреспондента Виктора Приходько «Боже, Царя помяни!» Её текст стоит привести: «Появление в один из июльских дней в Минском кафедральном соборе портрета последнего российского самодержца Николая Второго вовсе не означало, что он канонизирован Православной Церковью. Хотя голоса, призывающие объявить императора священномучеником (так в тексте. – П. Б.), звучат всё настойчивее. На этот раз здесь клириками храма была отслужена панихида по «убиенным членам царской семьи». — Проводилась она в семьдесят третью годовщину зловещего преступления, совершённого в Ипатьевском доме в Екатеринбурге, — сказал корреспонденту «7 дней» священник Павел. — На службе было многолюдно; присутствовали прихожане, члены молодёжных православных братств, некоторых культурно-просветительных обществ, монархических союзов». С того времени ежегодные поминовения царской семьи стали в нашем городе традиционными, весьма торжественными. Постепенно в повседневный обиход многих верующих вошло и келейное чтение акафиста царственным мученикам. 5-6 июня 1996 г. в Минске состоялась Первая дворянская конференция, организованная Белорусским дворянским собранием. Меня пригласили прочесть доклад «К вопросу о канонизации царской семьи», который потом вошёл в опубликованные материалы конференции. Была выражена надежда на скорое прославление царской фамилии, ведь всё для этого подготовлено ещё к концу 1996 — началу 1997 гг. Однако пришлось запастись терпением... По особенной милости Божией, 17 июля 1998 г., когда совершалось общецерковное поминовение царской семьи, мне посчастливилось совершать Божественную литургию в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе. Была произнесена соответствующая дню проповедь, но, и это самое главное, на Великом входе с Чашею в руках я дерзнул возгласить имена всех убиенных царственных мучеников, что за истекшие 80 лет было в нашем городе впервые. Но самое важное событие для почитателей царской семьи произошло в июле 2000 г., когда в Минск впервые прибыла чудотворная икона государя (о ней подробно рассказано в 4-м выпуске книги «Чудеса царственных мучеников»). При внесении её в храмы повсеместно начиналось обильное мироточение различных местных икон (я надеюсь, о пребывании чудотворной иконы Николая II в Беларуси кто-нибудь напишет отдельно и более подробно). Мироточили иконы Спасителя, Матери Божией, Николая Чудотворца... Как можно оценить это явное чудо? Изображённые на иконах встречали мироточивый образ царя Николая II мироточением, то есть святые встречали святого как равного себе! На приход Рождества Крестителя Господня Иоанна, где я тогда был настоятелем, икону принесли вечером 6 июля, к всенощному бдению накануне престольного праздника. Ведь на такие праздники традиционно положено приглашать самых дорогих гостей. Храм был открыт всю ночь, что у нас обыкновенно бывало только на Пасху, люди приходили и приезжали до утра. И именно ночью начала мироточить наша храмовая праздничная икона Рождества Иоанна Предтечи, лежавшая с царской иконой на одном аналое. В день праздника, после Божественной литургии, по обычаю, совершили крестный ход. Перед его началом я снял с аналоя икону, чтобы нести её. На меня буквально нахлынула волна ни с чем не сравнимого, мощнейшего благоухания. Оно длилось весь крестный ход. Спустя несколько дней, 11 июля, мироточивая икона царя Николая находилась в магазине «Православная книга», где при значительном стечении верующих был отслужен молебен с акафистом царю-мученику. И там благоухание иконы периодически, как бы волнами, накатывало на молящихся. Хочу подчеркнуть, я пишу только о том, чему был сам свидетелем (за исключением, конечно, двух исторических эпизодов). Многолетнее и повсеместное почитание царской семьи церковным народом, молитвенное обращение и благодатная помощь в ответ, явные чудеса от икон — всё это завершилось канонизацией царственных страстотерпцев на юбилейном Архиерейском соборе в 2000 г. Протоиерей Павел БОЯНКОВ
17.07.2018 к содержанию ↑
Рассказать друзьям:
Друзья!Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами. Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея. |