8 ноября: Неделя 22 по Пятидесятнице. Великомученика Димитрия Солунского; мученика Луппа; преподобного Димитрия Басарбовского, Болгарского ...
Содержание
|
Благословите, батюшкаБудучи людьми благочестивыми, наши предки знали — без Божиего благословения любое дело обречено на провал. Поэтому даже простое житейское занятие начинали после молитвы и с благословения священника. Чего не скажешь о современных христианах, которые (пусть и по уважительным причинам) чаще всего не понимают ни значения, ни смысла этих действий. С клириком прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиереем Александром Прониным попытаемся разобраться, почему многие люди рассматривают благословение, как нечто, приносящее моральное и материальное удовлетворение. Что на самом деле оно означает и в чём его сила? — Отец Александр, иногда миряне после службы напоминают участников соревнования: кто быстрее добежит до батюшки за благословением. Некоторые верующие умудряются за день обежать несколько храмов, чтобы взять у священника разрешение на благоприятный исход замысла, хватают за руку незнакомых батюшек на улице, в супермаркетах… Не кажется ли вам, что такое поведение приводит к профанации благословения? Объясните, пожалуйста, в чём его суть? — Вы правы насчёт ажиотажа вокруг священника после службы. Такая ситуация часто складывается на крупных приходах или в храмах, расположенных в центре города. Конечно, когда к батюшке за благословением обращаются сотни человек, он даже физически не успевает спросить, для чего они у него просят. Половину этих людей он видит в первый и, возможно, в последний раз. И здесь нам, священнослужителям, необходимо осознавать значимость и важность такого священнодействия. В Церкви есть расхожее выражение: священник начинается с благословения. По тому, как батюшка подходит к этому действию, формально или ответственно, судят о самом священнике, — вот какой выбор стоит перед батюшками. Обращаясь к священнику за благословением, человек испрашивает Божиего одобрения, благодатной помощи на какое-то дело или предстоящий день, и в этом обращении выражается упование не на свои силы, талант, материальные возможности, а — на Бога. В благословении мы, через священнослужителя, получаем положительное определение от Господа на наши поступки, намерения, предприятия. Ведь, как говорит святитель Иоанн Златоуст, «не человек благословляет, а Бог — его рукою и устами». Это явствует и из действий самого священника. Он складывает пальцы так, что они символизируют начальные буквы имени Иисуса Христа, и говорит: «Бог благословит!» Здесь важно понимать: в благословении мы прежде всего прославляем и благословляем Бога. Для верующего человека подателем всех благ (как духовных, так и материальных) является Господь. Он творец этого мира и источник нашей жизни, поэтому с библейских времён благословение, славословие — прежде всего обращено к Богу, и Бог, по нашей вере, низводит Свою милость и подаёт силы через благословляющего священника на народ или отдельного человека. Например, в конце каждого православного богослужения хор от лица всех молящихся произносит обращение к священнику: «Благослови!» Священнослужитель отвечает возгласом: «Сый благословен Христос Бог наш всегда, ныне, и присно, и во веки веков!» Таким образом, священник славословит, то есть благословляет Бога, и Господь ниспосылает Своё благословение на всех молящихся в храме посредством служащего священнослужителя. Ещё можно вспомнить, что все службы, таинства Церкви, молебны, панихиды начинаются с благословения Бога, когда священник произносит возгласы: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа…» или «Благословен Бог наш…» Обращаю внимание на следующее: идя за благословением на конкретное дело, не надо его просить у разных священников; достаточно одного. Иначе, как вы правильно заметили, действительно происходит профанация сути благословения. Причём желательно обращаться к батюшке, который вас хорошо знает, знаком с обстоятельствами вашей личной и духовной жизни. Также не стоит у пастырей выпрашивать благословение, навязывать своё мнение и свою волю, если допустим, священник отказал в вашей просьбе. Недавно ко мне обратился хорошо знакомый прихожанин за благословением на крестный пеший ход. Ознакомившись с программой крестного хода, его продолжительностью и учитывая психоэмоциональное состояние человека, я не дал благословения. Но он настолько был одержим идеей этого мероприятии, что стал меня уговаривать. В результате пришли к компромиссному решению: он примет участие и пройдёт то расстояние, которое будет ему по силам. Вернувшись с крестного хода, он сообщил, что в первый же день вылетел оттуда, по его словам, как пробка: не выдержал заданного темпа, ему стало плохо, и пришлось вызывать скорую помощь. Поэтому в вопросах церковного благословения человеку необходимо иметь рассудительность и не снимать с себя ответственность за принятие решения. — По церковному этикету, благословение служит приветствием и прощанием. Возможно, потому люди бегут к батюшке, полагая, что приветствовать священника рукопожатием или кивком головы некрасиво?.. — С древности среди духовенства, к примеру, между священниками и епископами, существует традиция вместо «здравствуйте» и «до свидания» говорить «благословите». В области церковного управления благословение ещё служит чем-то вроде резолюции: «Делать не благословляю»; и распоряжения: «По благословению владыки совершается…» Однако во взаимоотношениях священства с мирянами не обязательно при каждой встрече брать благословение. С батюшкой можно просто поздороваться, если в этот день вы уже брали благословение у другого священника. — Отец Александр, в каких случаях имеет смысл брать благословение? — Для верующего человека вся жизнь пронизана неразрывным взаимоотношением со своим Творцом. Поэтому нам важно осознавать, что Господь всегда с нами, что наша жизнь протекает под Его благословением. Когда свой день мы начинаем с молитвы, молимся перед принятием пищи или перед началом работы, мы благословляем, славословим Бога и просим Божиего благословения. Другое дело, что наши поступки, слова, мысли не всегда приближают нас к Богу. Когда мы молимся, например, в храме, то получаем общее благословение на все наши добрые дела. Да и нужно иметь ясное представление о следующем: в церковной жизни есть два разных понятия — благословение и духовный совет. Скажем, при важных жизненных обстоятельствах, допустим, вступлением в брак, поступлением в учебное заведение, выбором профессии, человек советуется с родителями, наставниками, со своим духовником, сам принимает решение и просит благословение. С одной стороны, он берёт на себя ответственность за принятое решение, с другой — просит Божией помощи на предстоящем поприще. Случается, что, находясь в затруднительном положении, человек нуждается в совете священника и, предположим, получает его от духовника. Он может прислушаться к совету, принять его или отвергнуть. А вот получив благословение, уже должен приложить все усилия, чтобы его исполнить. — Порой складывается впечатление, будто люди идут за благословением к священнику, чтобы переложить ответственность за свои поступки на его плечи. Я права? — Конечно, есть люди, которые хотят переложить сложный выбор на священнослужителя. И дело тут не столько в страхе или неуверенности в себе, сколько в элементарном нежелании потрудиться для достижения своей цели или в собственной инфантильности. В таких ситуациях говорю, что решение придётся всё равно принимать самому просящему; я могу дать совет, исходя из своего жизненного, семейного опыта, опыта жизни в Церкви, но могу ведь и ошибаться. Здесь важно помочь человеку научиться делать выбор в жизни, поскольку никто его жизнь не может прожить, и выбирать свой путь надо самому. — А нужно ли просить благословения на чтение дома, например, поучений святых отцов, Богородичного правила, Псалтири, акафиста или евангельских отрывков? — Это зависит от степени воцерковлённости человека. Для прихожан, только начинающих духовную жизнь, конечно, необходимо посоветоваться со священнослужителем, чтобы определиться с выбором литературы, в каком объёме исполнять молитвенное правило. Проще говоря, важно соразмерять духовные силы и возможности человека с духовной пищей, нами предлагаемой. Здесь уместно вспомнить слова апостола Павла, который говорил, что для новоначальных («духовных младенцев») нужно предлагать молоко, то есть азы духовной жизни, а для более совершенных — твёрдую пищу. Поэтому можно взять общее благословение на чтение молитв, Евангелия, да и всего Священного Писания, святоотеческой литературы, но при этом не терять связь с духовником и периодически делиться своими мыслями, переживаниями, не стесняться задавать вопросы, если что-то непонятно. — Отец Александр, давайте рассмотрим такую ситуацию. Человек получил благословение на решение вопроса, однако обстоятельства изменились, и вопрос отпал. Что делать: продолжать выполнять или идти к батюшке, чтобы он его снял? — Если в жизни сложились обстоятельства таким образом, что взятое благословение перестало быть «актуальным» (например, проблема разрешилась сама собой или кардинально изменились условия жизни), то специально идти к батюшке и снимать благословение не обязательно. — Люди, которые, как им кажется, ведут благочестивый образ жизни, не могут понять, зачем им брать благословение на такую жизнь? Разве она сама по себе уже не благословлена Отцом Небесным? — Если мы постоянно боремся со своими грехами, противостоим злу внутри себя и во внешнем мире, то благословение Господне всегда пребывает с нами. Напомню слова, которыми заканчивается Евангелие от Луки, когда Христос, возносясь на небо, благословил Своих учеников: «И вывел их вон из города до Вифании, и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24: 50-53). В лице учеников Господь благословил всех последующих Своих чад, поэтому мы верим, что Его благословение всегда с нами, и, по примеру святых апостолов, мы тоже прославляем и благословляем нашего Спасителя. Беседовала Татьяна СОКОЛОВИЧ
к содержанию ↑
Рассказать друзьям:
Друзья!Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами. Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея. |