15 декабря: преподобного Исе Грузинского; святого Стефана Уроша, царя Сербского ...
Содержание
|
Апостол любви
21 мая Церковь прославляет одного из величайших святых, любимейшего из учеников Христа, апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Мы уже привыкли, что с икон на нас смотрит кроткий, но величественный и духоносный старец с чертами девственной нежности и печатью полного спокойствия на челе, с глубоким взором созерцателя неизречимых откровений. О нём много сказано, но мы даже не представляем весь масштаб сделанного им почти за сто лет жизни… Об Иоанне Богослове, святом, безгранично преданном Учителю и делу Божиему, наша беседа с настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Старое Село Минского района, протоиереем Павлом Кивовичем.
— Батюшка, о евангелисте Иоанне Богослове известно довольно много. Он один из двенадцати апостолов, единственный из евангелистов, кто был с Христом в моменты важных событий, его называли «апостолом любви», потому что о любви он говорил всю жизнь. При этом Иоанн Богослов считается одной из таинственных личностей в мировой истории. Почему? — Скорее всего, а в своих рассуждениях духовенство опирается на Священное Предание; это связано с его загадочной смертью. Смерть вообще — величайшая тайна. Вспомните, по его просьбе ученики похоронили учителя ещё живым. Однако через некоторое время, когда вскрыли могилу, она оказалась пустой… Нетления удостаивались лишь Пресвятая Богородица, праведники Илия и Енох. Позже святой праведный Иоанн Кронштадтский напишет: «И прежде сего — до страданий Своих — Господь говорил прикровенно о том же бессмертии Иоанна во время беседы с учениками и народом: «Истинно говорю вам, что есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, доколе не увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». Из Священного Предания, являющегося первоосновой церковного учения, мы знаем, что Иоанн Богослов вернётся перед Вторым пришествием Христа, чтобы проповедовать слово Божие и обличать антихриста. Хотя мощи святого и не были обретены, в мировой истории есть несколько обителей, в которых (так считается) хранятся части мощей Иоанна. Вопрос — какого? Иоаннов-то много было. Правда, из обнаруженного свидетельства следовало, что насельники афонского Ватопедского монастыря подарили своим благодетелям — молдавскому императору Александру и его жене Роксане — честную главу Иоанна Богослова. Потом всё-таки выяснилось, что речь шла о главе святителя Иоанна Златоуста. В настоящее время, если мне не изменяет память, частицы мощей святого находятся в греческом монастыре Успения Пресвятой Богородицы и в Киккском — на Кипре. А в монастыре Иоанна Богослова на Патмосе бережно хранят часть цепей апостола. — Отец Павел, почему память святого апостола Иоанна празднуется дважды в году — 9 октября и 21 мая? — Первая дата относится к его таинственному преставлению. Вторая — связана с чудесами, случавшимися ежегодно на месте погребения святого. Тогда из земли исходило благодатное вещество, называемое манной, которое исцеляло от недугов. Об этом упомянуто в памятнике древнерусской литературы «Хождение игумена Даниила», описывающем путешествие русского паломника на Святую Землю и прочие места, связанные с новозаветной историей. Хождение совершалось в период между 1106-м и 1108-м годами. — Почему Христос назвал Иоанна Богослова Своим самым любимым учеником? — Ответ лежит на поверхности. Любой священник в каждом прихожанине видит некую надежду. Так и здесь. Иоанн был самым молодым апостолом; Господь, зная, как пройдёт его жизнь, возлагал на него самые большие надежды. Потому, наверное, и передал ему крепчайшую отеческую любовь, какую только мог передать. Нет, Господь не выделял Иоанна тем самым, а больше укреплял… — И даже предначертал долгую жизнь и естественную смерть, в отличие от других апостолов. — Нельзя сказать, что Христос предначертал Иоанну естественную смерть. Свободную волю человека Господь никогда не попирает, поэтому человек сам себе всё избирает. Как христиане первого времени, так и мы сегодня испытываем и боль, и страдания, и падение в грехе, и радость своего воссоединения с Богом через покаяние. Другое дело, что наши предки были больше ограждены от зла. Они ведь с Самим Богом общались. Их жизнь и слово покрывались сильной благодатью, чего нынешние христиане не имеют. Потому мы, священнослужители, и говорим, что не благодать от нас отдаляется, а мы её отдаляем от себя, уходим от неё. Теперь почему Бог приготовил Иоанну одну кончину, а другим апостолам — иную… Читая жития святых, поражаешься их молниеносности в принятии решений. Мгновение — и они отказываются от тёплой, комфортной жизни, следуют за Христом, умирают за Спасителя. Вспомните, как язычники, видя, на какие страдания идут христиане за веру, говорили: «Я — христианин», — и в ту же минуту шли на смерть за Христа. Непостижимо, как можно в одну минуту стать христианином и с радостью принять только что виденную мученическую смерть… Да, Господь окружил любовью Иоанна Богослова, но иным апостолам Он дал силу. По слову выдающегося теолога Тертуллиана, «кровь мучеников — это семя христианства». Бог дал им силы, и, как мы читаем в житиях святых, они с радостью шли на смерть. — Многие до сих пор в недоумении: почему Иоанн присутствовал при казни Христа, ведь допускались только близкие родственники? — Он и есть близкий родственник. По Преданию, Иоанн был сыном Саломии, дочери Иосифа Обручника от первого брака, следовательно, племянником Христу. Никто достоверно не знает, какие отношения существовали между роднёй, но Саломия стала одной из жён-мироносиц. Иоанн, безгранично преданный Богу, неотлучно был рядом с Христом, когда настало время Его страдания и смерти. Он остался верен Учителю даже в минуты, когда его предали другие апостолы. Ведь мы хорошо помним, что говорили апостолы Пётр («Не отрекусь от Тебя, Господи, даже если на смерть идти») и Фома («Пойдём и мы умрём вместе с Ним»). Видя верность и чистоту возлюбленного ученика, Он поручает ему заботу о самом дорогом человеке — Пресвятой Богородице, и усыновляет Ей Иоанна. С тех пор молодой человек становится вторым сыном и верным спутником Богородицы и заботится о Ней до Её Успения. — Как вы думаете, зачем Иоанн Богослов написал своё Евангелие? — Об этом давно рассуждают учёные. Споры касаются времени написания книги и того, каким образом это происходило. Из Церковного Предания мы видим, что Иоанн писал Евангелие под водительством Святого Духа, через Ангела, который ему шептал на ухо, и апостол услышанное диктовал ученику Прохору. По мнению большинства учёных, Иоанн начал писать после ознакомления с синоптическими Евангелиями. По сути, он добавил недосказанное евангелистами Марком, Матфеем и Лукой, что видел собственными глазами: например, о событиях, происходивших на горе Преображения, в комнате дочери начальника синагоги Иаира, где Христос её воскресил… Но, в отличие от авторов первых трёх Евангелий, которые описывали события земной жизни Господа, Иоанн разъясняет богословское учение о Спасителе, о Божественном Логосе. Часто Евангелие от Иоанна за его возвышенное содержание называют «духовным», а самого Иоанна за его труд поименовали Богословом. Вообще, Церковь выделяет трёх богословов — Иоанна Богослова, Григория Богослова и Симеона Нового Богослова. — Из книг Священного Писания, данных нам Господом через своих учеников, особое место занимает Апокалипсис. Почему Спаситель доверил написать этот труд именно Иоанну Богослову? — В первую очередь потому, что апостолу Иоанну присущи безграничная любовь к Богу и ближнему своему, чуткость и сострадание. Он обладал неимоверно пылкой натурой, за что Христос Иоанна и его брата Иакова назвал «сынами грома». Но главное — был исключительно наблюдателен и восприимчив к происходящему вокруг; явления и события буквально заполняли его внутреннюю жизнь, и он переживал и чувствовал за них свою ответственность. Вот почему Господь избрал Иоанна Богослова для получения откровения, пророчеств о конечных судьбах Вселенной и Церкви. Посмотрите, какая у него жизнь… Несмотря на то, что он нёс службу в Эфесе не щадя живота своего, его изгнали на пустынный остров Патмос. И это место ссылки Господом предполагалось: здесь в тишине Он откроет судьбу всего мира, а увиденное апостол Иоанн запишет в Откровении и донесёт до людей. Так всё и произошло. Но это ведь Бог предусмотрел открыть нам тайну будущего века. Для страха, для подготовки. Конечно, многие испугались, посчитали одним из грозных пророчеств. Но пророческая книга и создана для вразумления человека, чтобы он не отступил. А когда настанет время увидеть данное событие, то его надо обязательно увидеть, понять и поспешить, ибо «Бог и в 11 часу, кто придёт, того принимает». Поэтому ни у одного человека не будет возможности сказать: я не знал, я не слышал. — Иоанна Богослова, называемого апостолом любви, Христос поставил выше всех. Но почему люди не воздают ему глубокой любви, славы, не преклоняются пред памятью святого так, как почитают апостолов Петра и Павла, Святителя Николая? — Чаще всего, к великому сожалению, скромный человек остаётся незамеченным. А Иоанн Богослов таким и был. В его Евангелии, вспомните, есть только два места, где он указал на себя, как свидетеля событий того времени. Всё повествование идёт от третьего лица. В книгах же авторов первых веков, из которых, собственно, мы и черпаем знания о том времени и людях, Иоанн Богослов всегда стоит на первом месте. Отсутствие должного народного почитания святому апостолу, как вы правильно заметили, объясняется не только присущей Иоанну скромностью. По большому счёту, дело в остывании веры у людей. Мы мало черпаем глубины из жизни святых. Ведь точно так же, согласитесь, можно спросить, почему мы не почитаем Матфея, Марка и Луку?.. Современный человек превратился в алчного потребителя. Со словами «хочу» и «дай» он ложится спать и с ними же просыпается. О том, чтобы потрудиться душой, даже не задумывается. Свидетельства веков говорят о Святителе Николае, как о добром подателе. До сих пор в памяти народной он сохранился как Чудотворец, Дед Мороз и Санта Клаус. И он был таким же скромным, с горячей верой человеком. Даже осмелюсь предположить, для Николая Угодника святой апостол Иоанн служил примером для подражания. Да и проблема больше в нашем восприятии судеб святых. Каждую неделю переполненные автобусы везут белорусов в Москву к блаженной Матроне. Я не хочу сказать, что это неправильно. Но у нас есть святая София Слуцкая, в Минске находится, однако к ней так не спешат. Она наша покровительница, её молитва тоже сильная, и за помощью не нужно ехать за тридевять земель. Несколько минских храмов обладают частицами мощей Святителя Николая (например, Никольский нижний храм Свято-Елисаветинского монастыря). Столпотворения и там не наблюдается. Скоро в столицу России доставят часть мощей Святого Николая Чудотворца из того же Бари, и, уверен, очереди будут километровые. О чём это говорит? Об охлаждении настоящей христианской любви и веры. А между тем, после храмов в честь Господа и Матери Божией первыми строились церкви в честь апостола Иоанна Богослова. Некоторые из них в середине семнадцатого века становились кафедральными соборами. Кстати, одним из первых возрождённых монастырей на территории Минской епархии был Домашанский Свято-Иоанно-Богословский женский монастырь. Апостола Иоанна Богослова почитали как в Иерусалиме, так и в Турции, Греции, Риме, на Руси. В каждом из перечисленных духовных центров есть своя книга, в которой запечатлены исторические моменты, связанные с великим святым. Из них мы узнаём, например, что Авраамий Ростовский, когда у него не получилось изгнать язычников, ушёл из Ростова. Но по дороге повстречал Иоанна Богослова, давшего ему посох с особой благодатной силой. Он вернулся и изгнал язычников. Этот посох всегда лежал на мощах Авраама Ростовского. Многому учит своей жизнью апостол и евангелист Иоанн Богослов. А главное — любви, которая изгоняет страх, спасает и устремляет людей к истинным целям и ценностям, какие Господь Бог заповедовал человеческому роду, всеми миру. «Дети! Любите друг друга!» — всегда говорил святой Иоанн. Скажем и мы в заключение нашей беседы: любите друг друга, живите для спасения друг друга, и любовь спасёт нас. Беседовала Татьяна СОКОЛОВИЧ
к содержанию ↑
Рассказать друзьям:
Друзья!Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами. Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея. |