Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

19 апреля: Седмица 6 Великого поста. Равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского; преподобной Платониды Сирской ...

Содержание
Главная Nota Bene! Читаем Евангелие Библиотека православная Аудиоматериалы Искусство с мыслью о Боге Для детей и родителей "Врата Небесные" Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея
История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты «Поддержите наш проект!»
Рекомендуем


Что мы знаем о рае?


Христос открыл для нас двери рая. Мы знаем, что там будет невыразимо хорошо. Только, чтобы достигнуть рая, надо всё же представлять, каково то место, куда мы стремимся, и кто сможет туда войти. Ведь, если разобраться, то описание райского блаженства у тех же мусульман и буддистов значительно отличается от того, что говорит человеку христианство. Для мусульман в раю уготованы еда, питьё, прохлада, роскошные одежды, вечно молодые супруги. Для буддистов рай — нирвана, где нет желаний, никаких — ни злых, ни добрых. Царство Пресвятой Троицы — иное…

 
Что мы знаем о рае? 
В Ветхом Завете
 
Исследователи Священного Писания различают два понятия рая:
 
1) «земной», «рай сладости», о котором повествует книга Бытия;
 
2) рай Небесный, который в Евангелии именуется Царством Небесным.
 
Открывая первые страницы Библии, читаем: И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2: 8). Как видим, Бог не оставляет первого человека на произвол судьбы, а водворяет в особо приготовленное место. Не случайно при переводе древнееврейского слова ган на славянский язык было выбрано слово рай, что созвучно со словом радость и означает место, где человеку легко и отрадно (в греческом переводе стоит парадисос — прекрасный сад, исполненный прохлады и благоухания).
 
Контекст слов, использованных для описания рая, крайне неоднозначен, и в разных переводах имеет различные оттенки смысла. Например, Едем (Эден) в греческой Септуагинте обозначен не как название местности, а как прилагательное, поясняющее, что представляет собой рай, — блаженный, усладительный, роскошный. Выражение на востоке в русской Библии указывает на географическое расположение рая, а в латинском переводе Библии, «Вульгате», употреблено a principle, то есть в начале, слово, с которого начинается и книга Бытия, и Евангелие от Иоанна. Выражение в начале имеет здесь уже не географический, а явно онтологический смысл. Этим «Вульгата» отмечает, что рай был изначален для человека.
 
Таким образом, часть толкователей Библии понимала текст о рае в буквальном смысле, другие же — только в символическом, считая всё повествование о Едемском саде аллегорией.
 
При описании рая говорится, что поток, орошавший его, был источником четырёх рек — Фисона, Гихона, Тигра и Евфрата. Но если реки Евфрат и Тигр (Хиддекель) реально существуют, то Фисон и Гихон на географической карте древнего мира мы не находим. Учитывая вышесказанное, можно предположить, что в книге Бытия говорится не о реальных реках и землях, а о чём-то ином, смысл чего скрыт под географическими названиями. По учению некоторых отцов Церкви (Григория Богослова, Амвросия Медиоланского), рай — это не просто местонахождение первого человека, но и символ особой близости его к Богу. А вот святитель Иоанн Златоуст был убеждён в том, что рай находился именно на земле, и пророк Моисей подробно описал это место именно для того, чтобы подтвердить его реальность.
 
Все исследователи, буквально понимавшие сказание о Едемском саде, естественно, хотели определить его местонахождение, но к единому мнению так и не пришли. Одни искали его в восточной Азии, считая раем целую страну Едем; другие находили его между Евфратом и Гангом; третьи — в Сирии, четвёртые — в Месопотамии или Халдее. Кроме того, существует предположение, что первозданный рай был смыт с лица земли всемирным потопом.
 
Что мы знаем о рае? 
Слова Библии о том, что Господь поселил его (человека) в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его, указывают на творческую роль человека в мироздании. А святитель Иоанн Златоуст объясняет их следующим образом: райская жизнь доставляла человеку полное наслаждение, но чтобы он от чрезмерного удовольствия не развратился, Бог предусмотрел для него лёгкий, необременительный и приятный труд, что стало прекрасным средством для упражнений физических, а отчасти и умственных.
 
Итак, жизнь Адама и Евы в раю имела черты идеального счастья: близость к Богу; свободное пользование плодами райского сада; господство над животными; гармоничное единение первозданной четы; невинность, не ведающая чувства стыда; отсутствие смерти. Однако важную роль там играло испытание человека: Бог насадил в раю древо познания, где впоследствии змей искушал Еву.
 
Все деревья в раю были «хорошими», ибо ничего плохого Бог не создавал. «Дерево познания, — говорит митрополит Филарет (Дроздов), — быв избрано орудием испытания, пред(о)ставляло человеку, с одной стороны, непрерывно возрастающее познание и наслаждение добра в послушании Богу, с другой — познание и ощущение зла в преслушании». Бог одарил человека разумом, наделил его способностью отличать добро от зла, но в то же время запретил вкушать плоды от дерева познания, предостерегая его от ложного пути: от попытки стать независимым от Бога властителем мира и своей собственной судьбы.
 
В раю Бог поручил Адаму дать имена всем животным, чем утвердилась власть человека над ними: в древности наречь имя означало определить суть данного существа и приобрести над ним власть.
 
Кроме дерева познания добра и зла, произрастил Господь Бог в раю и ещё одно древо, обладавшее чудодейственной силой — сообщать бессмертие тому, кто вкушает его плоды. Указанная особенность древа жизни, без сомнения, являла один из видов особого, сверхъестественного действия Божественной благодати. И в то же время дерево жизни как в самом Писании, так и у отцов Церкви имеет образное значение, указывая главным образом на Древо Крестное.
 
Что мы знаем о рае? 
В Новом Завете
 
Новую весть о рае мы находим в Евангелии. Но это уже рай Небесный — царствие, уготованное Богом для человека от создания мира (Мф. 25: 34). И в то же время Новый Завет показывает, что Царство Божие находится внутри сердца человека (см. Лк. 17: 21). «Пребывать в раю, в Едеме на востоке — это непреложное требование для жизни христианина на земле. Это призыв и, вместе с тем, доступная для человека реальность», — пишет в своём богословском труде «И сказал Бог…» протоиерей Николай Иванов.
 
Вспомним Преображение Господне, во время которого Пётр от лица троих апостолов воскликнул: Господи! хорошо нам здесь быть. Незадолго до события на горе Фавор Спаситель сказал Своим ученикам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк. 9: 1). И, действительно, Царство Божие, обозначенное Моисеем словом рай, сошло в момент Преображения на землю в силе. Оно наполнило души апостолов ощущением того блаженства, которое Моисей выразил кратко через слово Эден (в переводе с древнееврейского — наслаждение).
 
Преображение Господне 
«Молитва, особенно во время совершения Божественной литургии и причащения Святых Христовых Тайн, возвышает человека до Неба, до светлого рая, в котором, по предвечному замыслу Творца о человеке, должен он пребывать, как в своём вожделенном Отечестве», — это изречение святого праведного Иоанна Кронштадтского свидетельствует о том, что не только у апостолов, но и у других последователей Христа бывали хотя бы и редкие, но всё же реальные ощущения близости Божией, близости рая, когда человек собеседует с Отцом Небесным. Об этом свидетельствует и апостол Павел: знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12: 3-4).
 
Примеры подобного восхищения на небо или переживания сладости рая можно найти в житиях многих угодников Божиих. Так, благодатью Божией был осиян преподобный Серафим Саровский во время беседы с Мотовиловым. В эти краткие мгновения святой старец и его собеседник были озарены несказанным светом, подобно апостолам на горе Фавор.
 
Но плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия (1 Кор. 15: 50), поэтому человек не может в теле душевном навсегда остаться в раю. Удел всех потомков ветхого Адама — прежде чем стать небожителями, пройти врата смерти, чрез каковые прошёл и Сын Божий, став человеком. По слову Афанасия Великого: «Вопрос, где находятся отшедшие души, — вопрос чудный и дивный, сокрытый от людей; Бог не соизволил, чтобы кто-нибудь возвратился к нам оттуда и рассказал, где и как пребывают души, отшедшие от нас». Из Священного Писания известно, что рай Небесный — это место, где обитают души праведников и святых после смерти и частного суда до дня второго пришествия Христова. Они пребывают там, не зная ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, ощущая одно лишь непрестанное радование и блаженство. В этот рай вступил распятый с Иисусом Христом и уверовавший в Него разбойник (см. Лк. 23: 43); об этом рае Господь говорил апостолам: в доме Отца Моего обителей много... иду приготовить место вам (Ин. 14: 2), а апостол, напоминая о смерти, писал христианам Коринфа: когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный (2 Кор. 5: 1).
 
Священное Предание свидетельствует, что души святых в небесных обителях не в одинаковой степени испытывают блаженство, но так, как соответствует их достоинству. Некоторые отцы Церкви (Григорий Богослов, Иоанн Златоуст) утверждают, что святые, находящиеся в Небесном рае, молятся как об умерших, не достигших праведности, так и о живущих ещё на земле.
 
В житиях отдельных святых имеются описания видений рая Небесного, где он представляется как обширный прекрасный сад, наполненный дивными древами, благоухающими цветами и чудно поющими птицами. И опять-таки, нельзя точно сказать, стоит ли воспринимать эти свидетельства буквально.
 
Что мы знаем о рае? 
Но обратимся снова к текстам Библии. Чудесное плодородие природы (см. Ам. 9: 13; Иоил. 3: 18), всеобщий мир не только среди людей (см. Ис. 2: 4), но и между животными (см. Ис. 11:  6-9; 65: 25), чистейшая радость (см. Иер. 31: 13; Ис. 35: 10), упразднение всякого страдания и самой смерти (см. Ис. 35: 5; 25: 8; Откр. 21: 4), уничтожение древнего змия (см. Откр. 20: 2) — вот образы будущего века, что явит людям существование, противоположное тому, к которому привёл грех. Райская жизнь, восстановленная после Страшного Суда, во многом превзойдёт первозданный Едем, и в ней уже не будет какой-либо мысли об испытании человека и возможности грехопадения.
 
Что мы знаем о рае? 
Вечная, райская жизнь начинается здесь, на земле, ибо сказано Богом: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17: 21). Но раскроется оно во всей своей полноте на новом небе и новой земле, где обитает правда (2 Пет. 3: 13). А там: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2: 9).
 
Подготовила Елена НАСЛЕДЫШЕВА, г. Минск
26.04.2020



к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.