Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

19 апреля: Седмица 6 Великого поста. Равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского; преподобной Платониды Сирской ...

Содержание
Главная Nota Bene! Читаем Евангелие Библиотека православная Аудиоматериалы Искусство с мыслью о Боге Для детей и родителей "Врата Небесные" Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея
История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты «Поддержите наш проект!»
Рекомендуем



ВОПРОС:
Здравствуйте! Посмотрел программу «Не верю» с биологом Александром Панчиным и понял, что наука и религия несовместимы. Наука основывается на фактах и логике, а религия только на вере в то, что мы не видим. И наука имеет гораздо больший авторитет, чем вера. Тем более, нет ни одного чуда, которое бы признала наука, и библейская история трещит по швам. Что можете сказать по этому поводу?
ОТВЕТ: ("кликнуть", чтобы прочитать)

ОТВЕТ:
Здравствуйте, Борис! Наука и религия несовместимы только в том смысле, что способ познания и тот предмет, с которым имеет дело наука, принципиально отличен от того предмета, с которым имеет дело религия. В компетенцию науки входят исключительно явления физического мира, а религия занимается иными проблемами нашей жизни. Сегодня принято рассматривать науку и религию как два разных способа познания мира, которые отвечают на разные вопросы. Религия отвечает на вопрос «для чего» — в чём смысл жизни, что такое смерть. Наука на эти вопросы ответить не может, но отвечает на вопросы о том, как устроен этот мир, в котором мы живём.

Вы утверждаете, что наука имеет гораздо больший авторитет, но это зависит от той области, которая Вас интересует. Если Вам интересно, как устроен физический мир, Вы будете читать книжку по биологии, физике, астрономии и т.д. Но если кому-то интересны вопросы духовного устройства этого мира и человека, так называемые «предельные» вопросы основания нашего бытия, вопросы о смысле жизни и смерти, о происхождении зла и т. д., тогда он возьмёт в руки Библию, потому что в учебниках по естествознанию ответов на эти вопросы нет и быть не может.

Как говорил великий Галилей, «Библия учит не тому, как устроено небо, а тому, как взойти на небо», то есть у Библии и у науки иные задачи. Но при этом науку и религию важно объединить, иначе наши знания будут неполны (религия не даёт полного представления о делах Творца, так и наука исключает из своего рассмотрения не только очень важные аспекты нашего бытия, но также важные составляющие самого человека — личность, сознание, всё психическое, даже сам факт жизни ускользает из объективного научного познания).

Мы унаследовали от наших предков острое стремление к объединённому, всеохватывающему знанию. Само название, данное институтам познания ­— университетам, — напоминает нам, что с древности и в продолжение многих столетий образованность требовала универсального, всеобъемлющего взгляда на мир. Наука сама по себе не в состоянии дать нам такие знания, поскольку объективирующий метод исследования, применяемый в современном естествознании, исключает возможность познать, что такое личность, сознание человека.

Всё это — тайна, и чем глубже люди проникают в эту тайну, тем для них становится понятнее, что человек и весь окружающий мир не мог явиться врезультате случайности (научным доказательством этому является так называемый «антропный принцип» и «концепция тонкой настройки Вселенной»). Известный ученый Ф. Бэкон, который является одним из основателей современной науки, говорил: «Для того, чтобы мы не впали в заблуждение, Он <Бог> дал нам две Книги: Книгу Писания, в которой раскрывается воля Божия, а затемКнигу Природы, раскрывающую Его могущество». Из этих двух Книг вторая является как бы ключом к первой. По мнению учёного, одной науки мало для того, чтобы получить полное знание об этом мире, точно так же, как и религия не даёт ответов о том, как устроен мир физический, ибо её волнуют другие вопросы.

В XIX веке наука, несмотря на то, что вышла из монастырей, утратила свою скромность и начала претендовать на то, чтобы дать ответы на все вопросы нашего бытия, но уже в XX веке стало понятно, что эта задача ей не по силам. Показательно, что после Пятого Сольвеевского конгресса 1927 года, на котором квантовая механика получила окончательную формулировку, выдающийся английский астрофизик сэр Артур Эддингтон сказал: «Отныне религия стала возможна для физиков», поскольку стало понятно, что наука утратила свои претензии на роль той, кто может объяснить все явления окружающего мира.
Многое — загадка для нас, и нам нужно также нравственное измерение нашего бытия, поскольку сциентизм, который предполагает, что естественнонаучный метод является единственным законным путём познания реальности и установления истины, зачастую приводит к катастрофическим последствиям для человека и окружающего мира, которые мы начали ощущать сегодня многогранно — как социальные, гуманитарные, экологические, техногенные и другие катастрофы.

(Отвечал иерей Александр БОЙКО, клирик храма праведной Софии Слуцкой в г. Минске, преподаватель библеистики и богословия Минских духовной академии и духовного училища)