Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

...

Содержание
Главная Nota Bene! Читаем Евангелие Библиотека православная Аудиоматериалы Искусство с мыслью о Боге Для детей и родителей "Врата Небесные" Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея
История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты «Поддержите наш проект!»


Язвы, натёртые оковами…


7 октября — преподобного Леонтия, архимандрита Виленского, исповедника
 
Архимандрит Леонтий — в миру Лонгин Фёдорович Карпович — родился в Пинске около 1580 года и происходил из шляхетского рода. Отец его был священником. Учился будущий исповедник веры Христовой, по мнению исследователей, либо в Остроге, либо Вильне.
 
7 октября — преподобного Леонтия, архимандрита Виленского, исповедникаВ начале XVII века униаты захватили Свято-Троицкий монастырь в Вильнюсе и вытеснили действующее при нём православное братство, организовав вместо него своё, униатское, стремясь присвоить ему все имущественные и юридические права братства православного.
 
Пытаясь защитить права православных от несправедливых посягательств униатов, Лонгин Карпович вместе с некоторыми другими братчиками, в январе 1609 года отправился в Варшаву на заседание сейма, представ здесь как активный мирянин, которого в числе других виленцев патриарший экзарх Киевской митрополии Нестор (Казменич) поставил в пример в своём послании к пинскому духовенству.
 
Вернувшись из Варшавы, Лонгин продолжил энергичную деятельность по защите Православия. В частности, возглавил издательство Виленского православного братства, в котором в 1610 году вышла знаменитая книга Максима (в монашестве Мелетия) Смотрицкого «Фринос, то есть Плач единой кафолической апостольской Восточной Церкви с изъяснением догматов веры». В книге обстоятельно опровергаются католические постулаты о верховенстве папы, об исхождении Святого Духа и от Сына, о чистилище; отмечается неправильность употребления опресноков при совершении Евхаристии, ошибочность причащения мирян под одним видом. Автор даёт выразительную картину страшнейшего упадка веры и благочестия в папской столице — Риме — и призывает отступников от Православия опомниться и покаяться, вернуться к своей Матери-Церкви.
 
Книга произвела огромное впечатление как на православных, так и на их врагов, которые всю свою ярость обрушили на издателей. В 1610 году, в Великую Субботу, в типографии был произведён обыск, во время которого главного типографа и корректора Лонгина Карповича арестовали и, без суда и следствия, бросили в тюрьму. Два года исповедник провёл в оковах, его ежедневно подвергали допросам, побоям, издевательствам, принуждая отречься от Православия и перейти в унию, но он непоколебимо отстаивал право народа сохранить родное Православие. На теле святого от оков образовались язвы, следы которых заметны были даже после его праведной кончины.
 
Виленский Свято-Духов монастырь 
Не сломив стойкости, подвижника выпустили из тюрьмы, и он вернулся к своим собратьям, став широко известным как доблестный исповедник и мученик за веру. Затем Лонгин Карпович принимает монашеский постриг с именем Леонтий и, благодаря своему высокому авторитету, становится во главе Виленского Свято-Духового монастыря в чине архимандрита, учреждая в обители общежительный устав по чину святителя Василия Великого. Несмотря на подорванное в тюрьме здоровье, архимандрит Леонтий с неизменной энергичностью продолжает свою пастырско-просветительскую деятельность. В братской типографии, которой он по-прежнему руководит, издаются новые книги. Возглавляя Свято-Духов монастырь и православное братство, архимандрит Леонтий становится ещё и ректором братской школы, воспитывая молодёжь в духе верности Православию…
 
Как и ранее, ему приходится терпеть многочисленные обиды от униатов Свято-Троицкого монастыря, которые, пользуясь близким соседством, чуть ли не каждый день бросают в монахов камни, пускают стрелы. Во время одного из таких нападений в 1614 году Леонтий едва остался жив: пинский униатский епископ Паисий Аникеевич и известный униатский деятель Иосафат Кунцевич, находясь в Свято-Троицком монастыре, стали бросать кирпичи в архимандрита Леонтия и серьёзно ранили его.
 
Согласно свидетельству иеромонаха Исайи Трофимовича, архимандрит Леонтий имел обычай «на всяк день Божественную совершати службу», некоторые из братии относились к этому неприязненно, на что подвижник отвечал: «Как, приближаясь к солнечному свету, видишь на себе пятна грязи, даже если они маленькие, так и причащаясь часто Божественным Тайнам, видишь на себе свои согрешения». Всё время, свободное от работы и богослужения, архимандрит Леонтий проводил в келейной молитве.
 
Много сил отдавал святой организации монашеской жизни в Свято-Духовом монастыре, который, благодаря именно его усилиям, вскоре стал во главе православных монастырей Великого княжества Литовского.
 
Всем православным виленцам архимандрит Леонтий был известен как боговдохновенный проповедник. Православные считали его по красноречию подобным Златоусту. Его проповеди высоко ценили православные. Их боялись иезуиты, которые скупали их за золото для сожжения. Именно поэтому из множества проповедей до нас дошло всего три, причём такие, в которых нет антиуниатской полемики.
 
Архимандрит Леонтий был известен как боговдохновенный проповедник 
В 1620 году Великое княжество Литовское посещает Иерусалимский патриарх Феофан, который предполагает рукоположить для Православной Церкви митрополита и четырёх епископов (к этому году епископов в ВКЛ уже не было). В числе избранных на епископское служение оказался и архимандрит Леонтий (Карпович), который был наречён епископом Брестским и Владимирским.
 
Однако тяжкий недуг не позволяет Виленскому архимандриту отправиться в Киев для хиротонии. Предчувствуя близкую кончину, святой Леонтий по настоянию братства посылает к патриарху своего постриженника инока Мелетия Смотрицкого. Пробыв несколько месяцев в Киеве, Смотрицкий возвращается в Вильну в сане архиепископа и уже не застаёт в живых своего учителя: шесть недель назад, 24 сентября 1620 года, тот скончался. Всё это время тело не погребали.
 
Архиепископ Мелетий совершил отпевание преподобного Леонтия 2 ноября 1620 года. В своём надгробном слове он отметил нетление честных мощей почившего: «Свидетельством терпеливости этого святого исповедника и мученика служат сами язвы, натёртые оковами на этом честном теле, которое, хотя уже шесть недель пребывает мёртвым, но, благодатию живущего в нём Пресвятого и Животворящего Духа, остаётся неповреждённым и не имеющим запаха».
 
Почитание преподобного Леонтия как святого угодника имело место не только в Вильне, но и за её пределами. В 1633 году студенты Киевской духовной коллегии приветствовали святителя Петра (Могилу) с его восшествием на митрополичий престол. В приветственном тексте, посвящённом ему, есть такие слова: «Теперь, преосвященный митрополит, пожелай только отправиться до виленских и других мест русского и литовского мира и увидишь, как встретят тебя радостно на пути те, которыми полны были темничные подземелья за пречистую восточную веру, — воистину встретят и покажут своего предводителя в терпении, предшественника в святости, по красноречию подобного Златоусту — Леонтия Карповича, скончавшегося за несколько лет пред сим архимандрита! Увидав нетленные мощи его, увидав ближних, за веру пострадавших, можешь ты убедиться, каким великим делом услужил ты опечаленному народу нашему». Эти слова о нетленности мощей были сказаны уже через 13 лет после праведной кончины архимандрита Леонтия. Святой преподобномученик Афанасий, игумен Брестский в своём «Диариуше» также называет архимандрита Леонтия святым.
 
Впоследствии, однако, сложилась неблагоприятная обстановка для почитания архимандрита Леонтия. Если даже мощи святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия пришлось скрыть от униатов в пещеру, где они находились более ста пятидесяти лет, то не удивительно, что имя Леонтия Карповича было забыто. Однако в церковной истории память о мужественном защитнике православной веры сохранилась.
 
О его жертвенном служении Святой Церкви подробно рассказывает митрополит Макарий (Булгаков) в своей многотомной «Истории Русской Церкви». Имя архимандрита Леонтия упоминается архимандритом Леонидом (Кавелиным) также среди других святых в книге «Святая Русь».
 
15 мая 2011 года в Свято-Петропавловском соборе Минска было совершено прославление преподобного Леонтия, архимандрита Виленского, исповедника в лике местночтимых святых Белорусской Православной Церкви.
 
Преподобне отче Леонтие, моли Христа Бога спастися душам нашим 

Тропарь преподобному Леонтию, архимандриту Виленскому, исповеднику
 
Земли Пинския прозябение, края Виленскаго процветение, / Церкве Православныя защитниче, / ереси латинския златоустый обличителю, / пастырю добрый и благочестия учителю, / веры истинныя доблий исповедниче, / преподобне отче Леонтие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

 

Подготовила Алла БЕЛЫХ
05.10.2018




к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.