Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

19 апреля: Седмица 6 Великого поста. Равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского; преподобной Платониды Сирской ...

Содержание
Главная Nota Bene! Читаем Евангелие Библиотека православная Аудиоматериалы Искусство с мыслью о Боге Для детей и родителей "Врата Небесные" Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея
История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты «Поддержите наш проект!»
Рекомендуем


Вселенский святитель


26 ноября — день памяти святителя Иоанна Златоуста
 
26 ноября — день памяти святителя Иоанна Златоуста 
Святой Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, которого называют учителем вселенной, столпом и утверждением Церкви, проповедником покаяния, родился в 347 году в знатной антиохийской семье. На тот момент христианская вера только начинала приживаться в Римской империи. Правитель страны совсем недавно принял христианство, а старожилы ещё хорошо помнили время, когда вера в Спасителя каралась смертной казнью.
 
Его отец, Секунд — крупный военачальник, ушёл из жизни вскоре после рождения сына. Мать, Анфуса, оставшись в 20 лет вдовой, одна растила ребёнка. Знаменитый языческий учитель риторики Ливаний восхищённо говорил о ней: «Ах, какие у христиан есть женщины!»
 
Начальные азы наук Иоанну преподавала мама. Для получения дальнейших знаний Анфуса решила отдать сына в одну из школ Антиохии, коих было много.
 
Когда будущему святому исполнилось 14 (или 15) лет, в городе по указанию императора Юлиана Отступника началось гонение на христиан. Их жестоко пытали и убивали. При этом император всячески подливал масло в огонь: всюду выставлял христиан как невежественных фанатиков, писал и издавал злобные сатиры, сочинения, опровергающие божественность Христа. Иоанн всё это время сосредоточенно наблюдал за происходящим вокруг, но ещё с большим рвением изучал Священное Писание, занимался самообразованием.
 
Император Юлиан Отступник 
После гибели Юлиана в Антиохии наступил относительный покой. Уже 18-летний Иоанн поступает в школу знаменитого учителя риторики Ливания. Хотя наставник по своим убеждениям был язычником-софистом и во многом помогал извергу императору, всё-таки он не был враждебен к христианству. Поэтому Анфуса и доверила Ливанию обучать сына курсу высшего красноречия.
 
У философа Андрафагия Иоанн изучал основы прежних философских систем и учился уходить от пестроты внешних явлений в таинственную область духовного мира, что отразилось в будущем на его проповедях и трактатах.
 
Получив образование, молодой человек предпочёл государственной службе свободное занятие адвокатурой. Данное занятие открывало одарённой молодёжи дорогу к довольно высокому и почётному положению в обществе. Ею занимались святые Василий Великий, Амвросий Медиоланский, Сульпиций Север и многие другие.
 
На этом поприще благочестивый Иоанн попадает в круговорот жизни, бурлящий ложью, завистью, недоброжелательностью, непримиримой враждой, пороками и преступлениями. Его неиспорченная душа с болью воспринимала этот негодный мир. (Однако именно деятельность в суде помогла потом ему изображать пороки с такою беспощадностью, что возникало отвращение к ним). Иоанн решает всецело посвятить себя служению Богу и духовному совершенствованию.
 
Его горячее желание уйти в монастырь сильно огорчило Анфусу 
Его горячее желание уйти в монастырь сильно огорчило Анфусу, желавшую сыну совсем другой участи. Уступив просьбам матери, Иоанн остаётся в миру, учится у опытных наставников подвижнической жизни пресвитеров Диодора Тарсийского и Флавиана, восхищается посланиями апостола Павла и перечитывает их по несколько раз в неделю. Позже на многие из них он напишет замечательные толкования, которые войдут в золотой фонд христианской литературы.
 
После кончины матери Иоанн принимает иночество. Вскоре его находят достойным кандидатом для занятия епископской кафедры, но он уклоняется от архиерейского сана.
 
В это время святой пишет великое творение православного пастырского богословия «Шесть слов о священстве». Потом четыре года проводит в трудах пустыннического жительства, плодом которых становятся произведения «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». И два года соблюдает полное безмолвие, находясь в уединённой пещере. Чтобы восстановить здоровье, Иоанн возвращается в Антиохию. Здесь в 381 году епископ Антиохийский Мелетий посвящает его во диакона. Всё свободное время он отдаёт написанию новых богословских творений: «Книга о девстве», «О провидении», «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников», «К молодой вдове» (два Слова).
 
В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Богодохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет звучало его живое слово, которое никого не оставляло равнодушным.
 
Храм Иоанна Златоуста в Абхазии 
Чтобы христиане смогли лучше усвоить Священное Писание, святой Иоанн обратился к герменевтике — науке о толковании Слова Божия. Его руке принадлежат толкования Бытия, Псалтири, Евангелий от Матфея и Иоанна, Посланий апостола Павла, многочисленные беседы на отдельные библейские тексты, поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические. Как пресвитер святой отец ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нём Антиохийская Церковь кормила каждый день до трёх тысяч дев и вдовиц, не считая заключённых, странников и больных.
 
Вскоре слава знаменитого проповедника вышла за пределы Антиохии. В 397 году святой Иоанн Златоуст был вызван из Антиохии, чтобы стать Константинопольским архиепископом.
 
В блеске столичной жизни Златоуст остался верен себе. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обращает на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Трудится на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввёл антифонное пение за Всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения. Он много и подолгу проповедует, обличает нравы, скупость развращённого столичного духовенства и придворных кругов, выступает против публичных полуязыческих увеселений, пьянства и разврата, призывает сенаторов и богатых горожан хоть что-нибудь сделать на благо своих бедных братьев во Христе. Словом, достаётся всем: и епископам, и знати, и императорской чете.
 
Распущенность столичных нравов, неумеренная жадность, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия, жена слабого и безвольного императора Аркадия, распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду её. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом, постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император заменил казнь изгнанием.
 
Императрица Евдоксия, жена слабого и безвольного императора Аркадия 
У храма толпился возбуждённый народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. В страхе Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца гнев царицы воспламенился с новой силой.
 
Иоанн не мог видеть рядом с собой людей, сочетавших христианскую символику с языческими поступками. Казалось бы, что страшного в том, что неподалёку от церкви святой Софии установили серебряную статую императрицы? Но Златоуст откликается на это событие проповедью: «Вновь Иродиада беснуется, вновь возмущается, вновь пляшет, вновь требует главы Иоанна на блюде». Императрицу он сравнивает с распутной женой царя Ирода… Это уже было слишком.
 
В марте 404 года состоялся собор, постановивший изгнать архиепископа Иоанна.
 
Изгнать архиепископа Иоанна 
Когда святой отправился в ссылку, пожар обратил в пепел здание сената, начались опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла и сама Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях кару Небесную за неправедное наказание Божиего угодника.
 
Святого сослали в Кукуз, глухое селение в Армении, где он активно переписывался с друзьями (до нас дошло более двухсот писем). Чтобы лишить Златоуста связи с миром, его отправляют на самый край тогдашней империи — в Питиунт (нынешняя Пицунда в Абхазии). На пути к новому месту изгнания, неподалеку от селения Команы, силы изменили Иоанну, и он свалился с ног. Святого занесли в ближайший храм и положили в одном из строений. Ночью Златоусту явился мученик Василиск, в честь которого был освящён храм, и предсказал ему время его кончины — 14 сентября 407 года. Угодник Божий, всю свою земную жизнь мужественно нёсший свой крест, скончался в день памяти Честного Креста Господня. Перед смертью он произнёс слова, ставшие затем своего рода последним девизом всех пострадавших христиан: «Слава Богу за всё!» В них — итог его земной жизни.
 
Ночью Златоусту явился мученик Василиск 
* * *
 
Почитание святителя началось практически сразу после его кончины. Мощи его недолго оставались в Команах, в 438 году по инициативе нового патриарха Прокла и нового императора Феодосия (сына Аркадия) они были перенесены в Константинополь. Оттуда их похитили в 1204 году крестоносцы и увезли в Рим. В 2004-ом Римский папа Иоанн Павел II вернул их Константинопольскому патриарху.
 
Так как преставление святого Иоанна Златоуста совпало с праздником Воздвижения Животворящего Креста Господня, то день памяти его был перенесён на 26 ноября. Также великого святого Церковь вспоминает 9 февраля — перенесение мощей из Коман в Константинополь, и 12 февраля — Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
 
Его словами Церковь молится ежедневно. Вместе с Иоанном Златоустом мы встречаем каждую Пасху, слушая в храмах его «Огласительное слово», где цитаты из Священного Писания чередуются с ликующим голосом святого: «Смерть, где твоё жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мёртв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков!»
 
Его словами Церковь молится ежедневно


Подготовила Марина СМОЛЬСКАЯ

26.11.2018




к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.