Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

...

Содержание
Главная Nota Bene! Читаем Евангелие Библиотека православная Аудиоматериалы Искусство с мыслью о Боге Для детей и родителей "Врата Небесные" Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея
История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты «Поддержите наш проект!»


Вознесение — путь к Небу


Архимандрит Алексий (Шинкевич)В сороковой день после Пасхи христиане празднуют Вознесение Господне — праздник неба как подлинной родины человека. Почему Вознесение считается не только торжеством ожидания Духа Святого, но и праздником радостного ожидания Второго пришествия Христова? О чём призывает задуматься и чему учит нас, грешных, этот день? На вопросы отвечает архимандрит Алексий (Шинкевич), клирик Минского Свято-Духова кафедрального собора.
 
— Ваше Высокопреподобие, отец Алексий, расскажите, пожалуйста, почему Вознесение — уход Христа с земли, на которой Он сорок дней после Своего воскресения являлся ученикам, празднуется как радостное событие?
 
— Давайте обратимся к текстам Священного Писания Нового Завета, которые читаются в праздник Вознесения Господня, чтобы нам удостовериться в том, что Вознесение для христиан является радостным событием в истории спасения человека. Это прежде всего Евангелие и затем книга Деяний святых апостолов евангелиста Луки. Только он сообщает нам о Вознесении, причём дважды: и в Евангелии (Лк. 24: 50-53), и в Книге Деяний (Деян. 1: 9-11). В последнем случае всего в трёх стихах! Но они для евангелиста Луки имели очень большое значение. Сегодня мы далеко не всегда понимаем, почему уход Иисуса Христа с земли, на которой Он сорок дней после Своего воскресения являлся Своим ученикам, празднуется как великое и радостное событие. Вспомним: в Евангелии говорится, что ученики Господа после Его отшествия на небо «возвратились в Иерусалим с великой радостью» (Лк. 24: 52). Чтобы понять их радость, нам необходимо выяснить, какой смысл для людей того времени имело взятие человека на небо. Разумеется, сегодня мы не можем себе мыслить небо так же, как в первом столетии христианской эры. Но как бы «небо» ни мыслилось, в религиозном сознании оно было и остаётся сферой Божественного.
 
Вознесение — путь к Небу
 
В античном мире вознесение или восхищение человека на небо означали его обо́жение, преображение смертного в бессмертного. Но в случае вознесения Иисуса Христа становится ясно, что Он возвращается к той Божественной славе, которая принадлежала Ему изначально. Другими словами, вознесение было не обретением, но подтверждением Его Божественности. И не только это. 
 
В Священном Писании взятие человека на небо имело особый, эсхатологический смысл. Предполагалось, что на восхищаемую личность возлагается особая задача перед концом века сего. Так, пророк Илия был взят живым на небо, и ныне он в ожидании своего возвращения, как открыл нам Господь через Своего пророка Малахию: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня» (Мал. 4: 5). В Книге Откровения есть удивительное место, где зритель Божественных тайн апостол Иоанн видит земное рождение Сына Божия. И в его видении Спаситель после Своего рождения от Жены, облечённой в солнце, как бы немедленно, минуя все события Его земной жизни, восхищается на небо: «И родила она Младенца мужского пола… и восхищено было Дитя её к Богу и престолу Его» (Откр. 12: 5). Это говорит о том, что Вознесению придавалось значение, равновеликое Рождеству, потому что пребывание Иисуса Христа на небе, в вечности, осознавалось как гарантия Его эсхатологического возвращения.
 
Рассказы о Вознесении отражали радостный пасхальный опыт первых христианКроме того, рассказы о Вознесении отражали радостный пасхальный опыт первых христиан, потому что он — продолжение Пасхи, вечной радости воскресшего Христа. Этот опыт состоял в переживании живого присутствия распятого, воскресшего и вознёсшегося Господа. После Вознесения Христова близость воскресшего переживалась так сильно, что христиане могли исповедать: «(Он) открылся Сыном Божиим в силе» (Рим. 1: 4); «Бог превознёс Его и дал Ему им выше всякого имени» (Флп. 2: 9); «Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя» (Деян. 5: 31).
 
Это спасительное деяние Бога христиане не только воспевали в богослужебных гимнах, но о нём размышляли снова и снова, о нём провозглашали «всему миру». Именно Вознесение Христово придавало христианам уверенность в том, что Христос Спаситель не покинул их, а Он — в вечности и, следовательно, всегда с нами. Из этой радостной веры апостол Лука и излагает в своём Евангелии переживание события преславного Вознесения Господня.
 
— Но чему радуются апостолы, расставаясь со своим Учителем?
 
— Действительно, чему радоваться апостолам, «очевидцам Слова» (Лк. 1: 2), если Учитель оставляет их в непростой для них ситуации? Да, это — разлука, но она не безнадёжная, а воистину радостная, ибо есть конкретное обетование, поддержка, высказанная Христом: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20). Вот почему проводившие Его ученики возвращаются в Иерусалим, как повествует святой апостол и евангелист Лука, «с великой радостью».
 
В праздничных православных песнопениях на Вознесение Церковь напоминает своим чадам, что, вознёсшись на небо и сев одесную Отца Небесного, Христос Спаситель не оставил верных, не покинул землю Своим присутствием. «Когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе», — говорит Господь в Евангелии, и эти слова относятся и к Его восхождению на Крест, и к вознесению на небеса. И «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознёсшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо», — так описывается событие в книге Деяний.
 
Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида ихЭтому событию, как повествует Евангелие, предшествовали сорок дней после воскресения Христова, когда Господь неоднократно являлся апостолам, ободряя их и укрепляя в вере в Него как победителя смерти и дарователя воскресения. Не менее важно и то, что Спаситель мира пообещал вскоре ниспослать им в помощь и укрепление Святого Духа, давшего им благодать и силу побеждать всякую скорбь и неверие мира и проповедовать слово спасения всем народам земли. Они знали это, а потому скорбь разлуки пременилась на радость.
 
— А доступна ли нам, простым смертным, их радость?
 
— Эта радость принадлежала именно апостолам, которые прошли через горнило величайших испытаний. Они остались верными Христу до конца своей жизни, без колебаний. Потому она — как награда и благословение на дальнейшие труды «в благовестии Христовом». И была эта Божественная радость неземная, превосходящая человеческое разумение, которая никогда не будет подвластна ни нашему уму, ни нашему сердцу. Мы не апостолы. Сегодня мы не можем сравниться по силе веры и благочестия даже с теми, кто жил в начале девяностых годов ХХ века. Что уж тут говорить о временах апостольских?! Это время особых дарований и великой радости живого присутствия Христа в мире. Но и в наши дни Господь даёт нам возможность причаститься этой духовной радости праздника Вознесения в той мере, в которой мы можем и способны вместить. Как говориться, «могий вместити да вместит»!
 
— Отец Алексий, объясните, почему для многих людей праздник Вознесение Господне не столь значителен, как Пасха, Рождество или Крещение?
 
— В наше потребительское время каждый Господский праздник велик и значим в жизни прежде всего практикующего православного христианина. Для внешних, действительно, этот праздник «не так значим». Здесь нет яркого и запоминающегося материально внешнего проявления торжества, какое мы видим, например, на Рождество (рождественская ёлка), Крещение (вода), Пасху (красные яйца, куличи), Троицу (травы, цветы на освящение), Преображения (освящение яблок). Говоря образно, это праздник духовный, чистый, как вознесенское небо.
 
Человек всегда живёт в ожидании лучшего и более светлого в своей жизни
 
— Всё-таки непонятно: если Господь рядом, почему мы ждём Его Второго пришествия?
 
— Да, Он с нами. Но человек всегда живёт в ожидании лучшего и более светлого в своей жизни, источником которого является небо. Так и мы ожидаем Христа, согласно Его обещанию, как избавление от довлеющего в нас и над нами мира греха и тленности. Человек предназначен изначально к вечности с Богом. И небо нас зовёт и тянет к себе. Мы и в Символе веры исповедуем источник этого состояния человека, говоря о Христе: «И возшедшего на небеса и паки грядущего со славою. Его же Царствию не будет конца». Божественное Откровение свидетельствует, что вознесённый к Божественной жизни Иисус вернётся на облаках небесных как Сын Человеческий, владычество Которого — «владычество вечное, которое не прейдёт, и царство Его не разрушится» (Дан. 7: 14). В такой уверенности и мы, будучи очевидцами и свидетелями славы Божией на земле, должны жить в постоянном ожидании Его Второго и славного пришествия.
 
— Ваше Высокопреподобие, как надо отмечать этот праздник?
 
— Молитвенно. С размышлением о нашей жажде вечного спасения во Христе Иисусе Господе нашем. Так советуют великие практики духовной жизни — святые подвижники веры и благочестия.
 
Беседовала Татьяна СОКОЛОВИЧ



к содержанию ↑
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.