Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

18 октября: святителя Петра Киевского, Московского и всея Руси чудотворца; преподобной Харитины Литовской ...

Содержание
Главная Nota Bene! Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты
Рекомендуем


Верность


Что могут люди без верности? Что удаётся им без верности? Ничего. Но нынешний мир мало что хочет знать об этом. Он славит корыстный произвол, он ослабляет все связи, он жаждет освобождённого человека. Он лишён верности и не замечает её отсутствия. Всеобщее освобождение от оков, всеобщее взаимное предательство ведут человечество к гибели.
 
Что могут люди без верности? 
Всё великое заложено глубоко, оно зреет медленно, требует людей с глубокими чувствами и твёрдой волей, — людей, имеющих потребность в окончательной крепости своих убеждений и чувствующих себя только тогда хорошо, когда знают, что их поддерживает верность. Скоро возникает лишь неполноценное; зато оно и живёт недолго, как бабочка-однодневка, и оно незначительно, как сметённая пыль. Великая идея — глубокие раздумья — долгие усилия — истинная верность — это единая цепь предпосылок, на которых зиждется всё творчески великое как в жизни народа, так и в духе отдельного человека.
 
Как просто и точно звучат вот эти слова: «Я остаюсь тем, кто я есть; я буду любить то, что привязало моё сердце, и я буду действовать так, пока моя грудь будет подниматься от дыхания жизни». Кажется, как просто ведёт себя верность! Однако она — редкий гость на земле. Почему?
 
Потому, что верность идёт изнутри и предполагает цельность души, но современный человек склонен к распылению, рефлексии, резонёрству, ко всеотрицающему критиканству.
 
Если человек целен, он обладает одним-единственным духовным центром, который и определяет его жизнь; тогда он склонен к верности. Если же он распылён, в нём наличествуют несколько состязающихся друг с другом и потому бессильных «центров», между которыми он колеблется, и которые постоянно обессиливают и предают друг друга. Но верность — это то душевное единство, та духовная «тотальность», из которой рождается внутренняя уверенность верного.
 
Верность идёт изнутри и предполагает цельность души 
Чтобы быть верным, надо что-то любить, то есть надо вообще уметь любить, а именно безраздельной, полной любовью.
 
Эта любовь и определяет человека. Она привязывает его к любимой ценности, и верность, таким образом, есть приверженность ценности. Кто ничего не любит, тот, неприкаянный, порхает, ничему не верный, всё предающий. Кто действительно любит, тот «не может иначе»: в нём властвует внутренний закон, святая необходимость. Не то чтобы эта необходимость была ему в тягость или закабаляла его, нет, но он и не хочет иначе, он ничего другого и не желал бы, и не мог. Эту необходимость он воспринимает как нечто избранное им и желанное: как самоопределение, истинную свободу. Она для него легка и естественна, и он несёт и свою верность, как единственную и естественную возможность своей жизни...
 
Верный человек обладает глубиной характера. Тому, кто неглубок и пуст, верность не «удастся». У верного человека ясное, честное сердце. Тот, кто живёт с сумбурным, мрачным сердцем, однажды теряет свою верность в этом мрачном хаосе.
 
Верный человек обладает сильной, твёрдой волей 
Верный человек обладает сильной, твёрдой волей. Как можетсоблюсти верность слабовольный человек? Верный человек есть та духовная сила бытия, та непроизнесённая присяга и клятва, та точка опоры, которую требовал Архимед, чтобы перевернуть мир. Возникая из внутренней силы, верность сама является источником силы. Она подкрепляется характером, достоинством и честью. Она — искра Божия, благословение Божие, она — истинное укрепление в Господе...
 
Всё, что сделалось в человеческой истории по-настоящему истинным и реальным, что сумело победить все сомнения, страхи и опасности, жило в верности. Верность для нас, таким образом, как зов предков и обет внукам, а для нас это слово звучит как глубокое убеждение, утешение и успокоение. А кто действительно ведает верность, тот сумеет поведать кое-что о блаженстве и высшем счастье её.
 

Иван ИЛЬИН,
русский религиозный философ
04.02.2019

Поделиться с друзьями:
Подписка на журнал "Врата Небесные"