Проверьте ваш почтовый ящик! Check your mailbox!
Сегодня

25 апреля: Неделя 6, ваий. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. Преподобного Исаака Сирина; Белыничской иконы Божией Матери ...

Содержание
Главная Nota Bene! Читаем Евангелие Библиотека православная Аудиоматериалы Искусство с мыслью о Боге Для детей и родителей "Врата Небесные" Задать вопрос священнику Словарь Православия Фотогалерея
История Церкви Сестринское служение Иконы Богородицы Память угодников Божиих
Дарога да святыняў Ютубканал
Архив Dei Verbo Контакты «Поддержите наш проект!»
Рекомендуем


Просветительница Белой Руси Преподобная Евфросиния Полоцкая: прошлое и настоящее


Преподобная Евфросиния ПолоцкаяВо все времена монастыри являлись духовными и культурными центрами. Духовно-просветительская деятельность их была очень обширна и распространялась повсюду. В обителях занимались переписыванием книг, формированием библиотек, открытием школ, где обучали не только грамоте, но и различным видам рукоделия. Такие школы были своего рода «настоящими университетами того времени». В монастырях велись летописи, создавались богослужебные тексты, сочинялись проповеди, записывались монастырские события. В древней и средневековой Руси именно монастырские книжники во многом определяли основные формы и методы образования. Не случайно монастыри назывались «обителями мудрости»; ведь издревле там хранились замечательные книжные собрания, в составе которых находились бесценные памятники письменности. Однако основой монашеского делания всегда считался молитвенный подвиг, соединённый с посильным трудом, созидавшим и облагораживавшим душу человека.
 
Преподобная Евфросиния, носившая в миру имя Предслава, происходила из древнего княжеского рода; его истоки восходят к святому равноапостольному Владимиру и Рогнеде. Родилась угодница Божия в начале XII века в семье Полоцкого князя Георгия и княгини Софии. Из жития преподобной известно, что годы своего отрочества она посвящала чтению Священного Писания и творений святых и имела такое прилежание к учению, которому удивлялся даже её отец. Слава о мудрости и красоте Предславы распространилась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие именитые князья искали её руки. Однако, достигнув совершеннолетия, она не захотела вступать в брак и решила посвятить себя служению Господу. Тайно от родителей Предслава ушла в один из монастырей, в котором игуменией была её родная тётя, вдова князя Романа; там и приняла монашеский постриг с именем — Евфросиния.
 
Спустя время, с благословения полоцкого епископа Илии (после 1116 г.), монахиня Евфросиния поселяется в келье Полоцкого Софийского собора, где в свободные от молитвы и богомыслия часы занимается переписыванием священных книг.
 
Преподобная Евфросиния ПолоцкаяОколо 1124 г. Евфросиния основывает женский монастырь святого Спаса — сейчас Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь. Обитель преподобной постепенно растёт и множится. В ней принимают монашеский постриг младшая сестра Евфросинии — Городислава, названная Евдокией, и её двоюродная сестра, дочь князя Друцкого Бориса, Звенислава, в постриге получившая имя — Евпраксия. Сестёр своей обители преподобная Евфросиния «с прилежанием» обучает грамоте. Это обучение естественно соединяется у неё с наставлением о спасении души. Созданная преподобной женская школа — удивительное, хотя и не уникальное явление в истории древнерусской культуры. В 1086 г. при Андреевском женском монастыре в Киеве сестрой Владимира Мономаха, монахиней Анной Всеволодовной, также была основана женская школа. В них преподавали чтение, письмо, нотную грамоту, возможно, греческий язык.
 
Помимо Спасского монастыря, преподобная Евфросиния построила Богородицкий мужской монастырь. Он тоже стал предметом особого её попечения. В скором времени основанные преподобной обители становятся центрами книжности и просвещения Белой Руси. При них открыты библиотеки, скриптории, иконописные и ювелирные мастерские, богадельни.
 
Археологические данные позволяют с уверенностью говорить о довольно широком распространении письменности в Полоцкой земле. Древнейшая русская печать X века имеет имя Изяслава Полоцкого. В Полоцкой земле, как нигде, открыто много эпиграфического материала, относящегося к XII веку, — надписей на камнях, содержащих молитвенные обращения полоцких князей, например: «Господи, помози рабу своему Борису»; или «В лето 6679 (1171) мая в 7 день досиен крест сий. Господи, помози рабу Своему Василию во крещении, Рогволоду, сыну Борисову».
 
Письменностью в Полоцкой земле пользовались в повседневных житейских делах. Об этом говорит берестяная грамота, найденная в 1959 г. в Витебске. Она датируется концом XIII-началом XIV веков и является письмом одного витебчанина (Степана) к другому (Нежилу) по поводу торговли.
 
Просветительские труды преподобной Евфросинии имеют высокое духовное значение. Молитва и суровые аскетические подвиги соединялись у неё с радостью просвещения ближних. Свет духовный и свет одухотворённого знания преподобная несла всем, ищущим их, утверждая в вере себя и других.
 
Видимым образом этого света стал построенный в обители по мысли и усердием преподобной замечательный Спасо-Преображенский храм. По единодушному мнению историков русской архитектуры, он является вершиной полоцкого зодчества и одним из высших достижений древнерусской архитектуры вообще. Его зодчим был мастер Иван, который сам пришёл к преподобной, движимый внутренним голосом, повелевавшим ему: «О, Иване, востани и поиди на дело Вседержителя Спаса».
 
Напрестольный крест-ковчег для Спасского храмаНапрестольный крест-ковчег для Спасского храма
 
В 1161 г., по просьбе преподобной Евфросинии, мастер-ювелир Лазарь Богша изготовил напрестольный крест-ковчег для Спасского храма, содержащий в себе великие святыни: частицу Животворящего Древа с каплей Крови Спасителя, частицы камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери, частицы мощей первомученика архидиакона Стефана, великомученика и целителя Пантелеимона и каплю крови великомученика Димитрия Солунского. К сожалению, эта древняя святыня была безвозвратно утеряна. Только в 1992 г, по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета, Почётного Патриаршего Экзарха, после изучения истории и эскизной реконструкции мельчайших деталей этой всеправославной святыни XII столетия, к практической работе по её воссозданию приступил художник-ювелир Николай Кузьмич. Чтобы приблизиться к технологии времён Лазаря Богши, Николаю Кузьмичу приходилось идти путём проб и ошибок, «нащупывания» единственного метода, которым пользовался мастер XII столетия. В 1997 г., в канун всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, воссозданный Евфросиниевский Крест торжественно принесён в Полоцкий Спасский монастырь.
 
В 1998 г. Священным Синодом Белорусской Православной Церкви учреждён орден Креста Преподобной Евфросинии Полоцкой. Впервые эта высокая награда была вручена Святейшему Патриарху Алексию II.
 
В Полоцком монастыре
 
Достигнув преклонных лет и высоты духовного совершенства, преподобная совершает паломничество в Святую Землю, где 23 мая (5 июня) 1173 г., обессиленная долгим путешествием, заболевает и умирает. Похоронена великая белорусская просветительница была в монастыре святого Феодосия, недалеко от Иерусалима. Спустя четырнадцать лет, в 1187 г., когда Иерусалим захватил египетский султан Салах-ад-Дин, христиане, покидая Святую Землю, взяли с собой нетленные мощи Полоцкой княжны. Так как на Руси из-за частых княжеских междоусобиц было в те времена неспокойно, святыню не удалось доставить в Полоцк. Нетленные мощи преподобной Евфросинии поместили в Киево-Печерской Лавре, где они почивали более семи столетий.
 
В 1910 г., в царствование святого императора-страстотерпца Николая II, святые мощи преподобной торжественно перенесены из Киева в Полоцкий Спасский монастырь. Здесь они покоятся и в настоящее время, нетлением и чудесами свидетельствуя нашим современникам об истинности православной веры, о любви к Богу.
 
В Полоцком монастыре
 
3 апреля 1984 г., по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, было установлено празднование Собора Белорусских святых, которое совершается в Неделю 3-ю по Пятидесятнице. В соответствии с рангами святости, почётное место среди них занимает и преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая.
 
К сожалению, в годы советской власти монастырь закрыли. Казалось, светильник просвещения угас. В 1990 г. обитель была возвращена Православной Церкви, и в ней возобновилась монастырская жизнь. В силу духовно-исторической преемственности, издательская деятельность является традиционным послушанием для обители. Первые издания, подготовленные сёстрами Полоцкой Спасо-Евфросиниевской обители, вышли в свет уже в 1990–1992 гг. Это были «Акафист преподобной матери нашей Евфросинии Полоцкой» и «Житие преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, изложенное по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского». Впоследствии в сотрудничестве с православными издательствами Беларуси монастырь начал выпускать книги, буклеты, календари, открытки. К 100-летию со времени кончины настоятельницы Полоцкой обители игумении Евгении (Говорович; 1822-1900) насельницами монастыря издана книга «Матушка Евгения», в которую вошло жизнеописание этой подвижницы благочестия, а также статьи современных авторов.
 
Преподобная Евфросиния Полоцкая
 
Ещё одно юбилейное издание, посвящённое 50-летию со времени кончины игумении Нины (Боянус; 1876–1953), начальницы Полоцкого Спасо-Евфросиниевского училища, вышло в свет в 2004 г. Центральное место в этой книге занимают «Беседы» игумении Нины с воспитанницами училища. В книгу включено также жизнеописание игумении и её письма к русскому религиозному философу В. Розанову.
 
В 2009 г., по получению официального разрешения на самостоятельную издательскую деятельность, к торжествам в честь 100-летия со времени перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк, сёстры монастыря подготовили к изданию книгу «Полоцкое Радование», явившуюся плодом многолетних трудов. В ней собран богатейший архивный фотоматериал по истории обители, впервые опубликованы уникальные исторические документы, представлена иконография преподобной Евфросинии конца XIX-начала XX веков. К 2010 г. изданы также фотолетопись «Незабвенные дни», брошюра «Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 года», брошюра «Дивен Бог во Святых Своих. Преподобная Евфросиния Полоцкая: житие, современные чудеса», буклет «Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь» и др.
 
Полоцкий монастырьПолоцкий монастырь
 
Другим традиционным послушанием сестёр обители является воссоздание библиотеки и архива дореволюционного Полоцкого монастыря, почти полностью утраченного в XX столетии. На протяжении многих лет насельницы монастыря трудились в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Вильнюса, Витебска, собирая документальные материалы, относящиеся к истории обители и её святынь. Подобная исследовательская работа продолжается и в настоящее время. Новые фонды монастырской и приходской библиотек стали формироваться трудами насельниц обители с момента её возрождения в 1990 г. Первые книги в монастырскую библиотеку были переданы сёстрами. Значительное количество книг пожертвовано также братией Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Московских Данилова и Сретенского монастырей.
 
На сегодняшний день библиотека Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря насчитывает более 17 тысяч экземпляров, среди которых есть редкие и старопечатные издания. Главное место в ней занимает литература духовно-нравственного содержания: жития и творения святых, наставления и руководства в духовной жизни современных подвижников благочестия. В библиотеке имеются книги богослужебные, научно-богословского и энциклопедического характера, а также литература по различным отраслям знаний: каноническое право, церковное искусство, библейская и церковная археология, философия, всемирная и русская литература, культурология, краеведение, общее языкознание и др. В 2007 г. известный российский учёный, профессор Л. Алексеев, занимавшийся историей и археологией Полоцкой земли, ежегодно посещавший Спасо-Евфросиниевскую обитель, передал ей в дар свою научную библиотеку, которая представляет сейчас отдельный фонд — «Фонд Л. В. Алексеева». Значительное место в монастырской библиотеке занимает также фонд «Беларусь в государственной, исторической и церковной жизни» (около 1500 экземпляров).
 
Жизнь насельниц обители и сейчас проходит в нелёгком подвиге молитвы и труда. В монастыре действуют пять мастерских — иконописная, швейная, вышивальная, переплётная, свечная. Труд, который несут сёстры в этих мастерских, разнообразен. Это и пошив монашеской одежды, церковных облачений, иконописание, вышивка плащаниц, воздухов, митр, переплёт и ремонт книг, изготовление восковых свечей. Подвизающийся искренне в труде и молитве, приобретает для себя огромный духовный опыт и получает духовную радость от исполнения порученного дела.
 
Во все времена, в каждой стране, в любом обществе духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения способно существенно влиять на деятельность политических, экономических и социальных структур. С именем преподобной Евфросинии неразрывно связано духовное просвещение народа Белой Руси, которое способствовало развитию всех сфер государства. Её именем названы школы, библиотеки.
 
В начале XXI столетия по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета, Почётного Патриаршего Экзарха, было положено начало Свято-Евфросиниевским педагогическим чтениям; они проводятся ежегодно, накануне дня её памяти, и по праву считаются одним из самых значимых педагогических форумов по проблемам православной педагогики и образования,  содействуя объединению усилий государства, Белорусской Православной Церкви и общественности в воспитании подрастающего поколения на основе традиционных духовно-нравственных ценностей белорусского народа. Первоначально местом их проведения стал город Полоцк, затем география форума распространилась на всю территорию республики.
 
Например, в городской библиотеке № 8 г. Бобруйска им. Е. Полоцкой, состоялись Евфросиниевские чтения под названиями «Молодёжь. Вера. Традиции. Будущее» и «Семья — убежище души». В 2015 г. в полоцкой средней школе № 18 имени Евфросинии Полоцкой прошли XIV Республиканские Свято-Евфросиниевские педагогические чтения. Общей объединяющей стала тема «Духовно-нравственное воспитание учащихся и православная педагогика: опыт работы и перспективы».
 
Из последних значимых мероприятий следует отметить участие Высокопреосвященнейшего Митрополита Минского и Заславского, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Павла во втором этапе международного проекта «Святая Евфросиния — просветительница Руси», который прошёл 29 марта 2016 г. на базе Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. В конференции приняли участие архипастыри, представители государства и многочисленные гости. Были зачитаны доклады о духовно-нравственном воспитании и социальном служении в школах и вузах.
 
Данный «проект реализуется для привлечения внимания общественности России и Беларуси к духовно-нравственным проблемам современного общества. Его цель — раскрытие значимости личности святой Евфросинии Полоцкой для актуализации непреходящий ценностей и идеалов». Первый этап проекта состоялся в Смоленске.
 
О сугубом почитании преподобной Евфросии на нашей земле свидетельствует и такой факт: в Беларуси существует около двух десятков храмов и приходов в её честь, один из которых расположен в Минске.
 
Святая преподобная мати Евфросиния, моли Бога о нас!
 
Протоиерей Павел БОЯНКОВ



Читать другие новости >>
Рассказать друзьям:

Друзья!



Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект.
Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.


Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.